Принцип удовольствия. — один из четырёх принципов работы психического аппарата в теории Зигмунда Фрейда, наряду с принципом постоянства, принципом нирваны и принципом навязчивого повторения.
Удовольствие — положительно окрашенных эмоций, сопровождающих удовлетворение одной или нескольких потребностей. Антоним удовольствия страдания и боли. Понятие удовольствия в философии Эпикура отождествляется с счастья. В дальнейшем эта позиция была названа гедонизма. Стоиков, напротив, чувствовал удовольствие страсть, захватывающая и привычки. Теперь счастливым означает контролируемых определенных частях мозга тактильные ощущения, создавая положительный эмоциональный фон.
Принцип удовольствия описывает тенденцию к снижению психологический стресс к минимуму. Так, в 1920 Фрейд делает парадоксальный вывод, говоря, что принцип удовольствия находится в подчинении стремление к смерти"", — и оба, как правило, привести тело к уровню минимальной — в идеале нулевой — психической стресса. Психоаналитик Жак Лакан партнеров удовольствие с завистью, какими бы противоречивыми они ни казались, потому что ""весело не связано с ленью, а именно, зависимость эрекции или желания"".
В работах современных английский философ Дэвид Пирс, так, в ""гедонистических императив"" обсудили перспективы увеличения роли наслаждение в жизни общества и биосферы. Принцип удовольствия регулирует надобность в воссоздании с помощью действия или фантазии любой ситуации, которая принесла удовлетворение благодаря устранению напряжения. С иной стороны, понижение этого избытка энергии, воспринимаемое будто удовольствие, — лишает индивида необходимости к действиям, что по своей сути и кушать смерть или нирвана (вторая экономическая модель психики по Фрейду о борьбе и единстве двух противоположностей: влечения к жизни, Эроса, и влечения к смерти, Танатоса, см. Фрейд ""По ту сторону принципа удовольствия"").
Оргазм — это тоже маленькая кончина, когда человек, ощутивший пик удовольствия, оказывается недвижимым в истоме переживания удовольствия. Надо приметить, что этот излишек энергии, ощущаемый будто неудовольствие, и побуждает индивида к действиям, что по своей сути и кушать жизнь. Подтверждением этому может предназначаться высказывание древних, что сновидение — это маленькая кончина, когда галлюцинаторная компенсация потребности в удовольствии обеспечивается сновидением.
Сокращенная формулировка «принцип удовольствия» вводит в заблуждение, ибо понятие подразумевает не то, что индивид добивается удовольствия, а то, что избегается неудовольствие. Полная «история счастья», если бы такая была написана, должна была бы обнять разные проблемы: историю взглядов на счастье, поскольку они менялись в разные эпохи; историю ощущения счастья, ибо и оно подвергалось изменениям: в разные исторические периоды и в разных слоях общества люд чувствовали себя счастливыми то меньше, то больше; историю стремления к счастью: ибо от того, будто высокого ценилось счастье, как глубокой была вера в него, зависело стремление к его достижению. Это понятие можно рассматривать будто аналог кэнноновского гомеостаза, поскольку оно постулирует заданную тенденцию к поддержанию инстинктного напряжения на оптимальном или минимальном уровне.