Процесс социализации тесно связан с особенностями детского восприятия, которые во многом отличаются от взрослого. Очевидно, что масс-медиа, а также их постоянная динамика, преобразуют процесс детского восприятия и вносят существенный вклад в процесс детской социализации. Данная статья сводит воедино результаты последних исследований в Западной Европе и США, а также интерпретирует особенности современной модели социализации. Критерий физической актуальностиКритерий физической актуальности включает восприятие детьми ТВ-пространства по критерию того, существует ли данный объект материально. Хоуп Келли в исследовании 1981 года пришел к выводу, что дети в возрасте 7-8 лет, склоны оценивать объекты на экране как «реальные» в зависимости от того, считают ли они, что телеперсонажи или события представлены на экране, существуют материально (физически). В свою очередь дети 9–10 лет склонны задавать вопрос: «Существует ли что-то подобное в реальности на самом деле»? Исследование 54 детей в возрасте от 7 до 12 лет, проведенное Патрицией Мориссон также в 1981 году, подтвердило, что данный критерий применяется половиной детей в возрасте 10-12 лет.
Критерий вероятностиХоуп Келли отмечает, что 7-8 летние дети помимо критерия актуальности, склонны использовать критерий вероятности, в том числе физической – «люди не умеют летать, пока не воспользуются аэропланом». Эмми Дорр также указывает на то, что с взрослением, дети все больше интересуются проблемой вероятности, т.е. возможно ли то, что случается на ТВ в реальной жизни («может ли это произойти на самом деле»). Патриция Моррисон на основании материалов собственного исследования пришла к следующему выводу: “amongst children from 7- to 10-years-old possibility accounted for around one-third of their references to criteria for assessing the reality status of television programmes (second only to actuality), but that amongst children of 11- and 12-years-old, this dropped to only 13%. Whilst the negative criterion of impossibility was used by equal numbers of children from 7- to 12-years-old to explain why television programmes were not real, twice as many 9- and 10-year-olds as 7- and 8-year-olds used the positive criterion of possibility to confirm that programmes were real”. (“Среди детей в возрасте от 7 до 10 лет “критерий вероятности” при оценке медиан-конвента используется только одной третью опрошенных. В то время как среди детей в возрасте 11-12 лет – только 13 %. С другой стороны “критерий невозможности” тех или иных событий (или персонажей), которые дети наблюдают на экране, применяется наравне всеми в возрасте от 7 до 12 лет. То есть в два раза чаще, чем у 9-10 летних и 7-8 летних детей применяется “критерий вероятности”, для того, чтобы подтвердить, что события, транслируемые по ТВ, имеют место в реальной жизни”).
Критерий правдоподобности и репрезентативностиКритерий правдоподобности происходящего на экране зависит от того, считает ли ребенок происходящее событие реальным, имеющим место на данный момент, или потенциально возможным (на основании его собственного опыта взаимодействия с повседневной реальностью). В случае, если дети применяют данный критерий, они склонны высказываться: «такие события, как это, действительно случаются»; «такие люди, как данный персонаж, существуют – я видел их». Некоторые дети используют критерий репрезентативности – те события и персонажи, которые кажутся «фантастичными», никогда, по их мнению, не будут существовать в реальности. По результатам исследования Патриции Моррисон критерий правдоподобности стал основным для детей в возрасте от 7 до 12 лет. При этом, если использование данного критерия среди детей в возрасте 7-8 лет составляло 2%, то в возрасте 9-10 лет уже 9%. Резкий скачок в использовании критерия правдоподобности (criterion of probability or plausibility) происходит в возрасте 11-12 лет.Medium is the messageДетские суждения относительно статуса реальности телепрограмм основываются на сравнительном анализе (в рамках восприятия) медиа-контента и собственных знаний об окружающем мире. Без использования этих видов знания, простой документальный фильм может показаться такой же выдумкой, как какая-нибудь научно-фантастическая драма. Развития софистических суждений у детей с возрастом и получением опыта является прямым доказательством влияния просмотра ТВ. Это в свою очередь зависит от различных ТВ-жанров, которые пользуются у детей популярностью.
Ходж и Трипп называют данный критерий «internal features», в то время как соотношение медиа-контента с опытом детей в повседневной реальности– «external features» (что близко к терминам, введенным Робертом Хоускинсом – magic window & social expectations ). Хоуп Келли, подводя итоги своего исследования, отмечает: unanimously chose Superman as more real than Charlie Brown on the basis of the former s superficial verisimilitude to life – that is filmed rather than animated. Thus, even though these youngsters can chronicle the many tricks underlying Superman s feats, format overrides content when children are forced to make a comparison. At this age, the answer to the question, Which is more real? is, quite simply, whichever looks more real . (“Бессознательно выбирая “Супермена”, как более реального телеперсонажа, чем какой-нибудь Чарли Браун, дети руководствуются поверхностным чувством правдоподобности (что такой персонаж действительно может существовать в реальной жизни). Помимо этого, они запоминают различные внешние характеристика “Супермена” (элементы костюма, жестикуляцию, отдельные вербальные компоненты) для дальнейшей идентификации. Таким образом, в данном возрасте (7-8 лет), детям отвечать на вопрос “Что реально на телеэкране?” гораздо проще “.). 9-10 летние дети уже не отмечают такие особенности и концентрируются на медиа- контенте. Жанр телепрограммы является важным критерием, на основании которого дети оценивают ТВ-контент. В лонгитюдном исследовании 12 детей в возрасте от 2 до 5 лет Леона Яглом и Говард Гарднер обратили внимание на развитие у них способностей различать жанры. 2-летние дети не различают «начало» и «конец» ТВ-программ. Также они отметили, что для 2-летних детей исчезновение телеперсонажей (если ребенок смотрит одну и туже программу в определенное время каждый день) является причиной серьезного стресса: children become very upset and sometimes even cry when their favourite television personalities leave the screen . Исследователи также указывают на порядок развития способности различать жанры – реклама (3.0-3.
6); мульфильмы (3.
7-3.11, early in interval); детские ролевые передачи (3.
7-3.11, late in interval); новости (4.0-4.
6); телешоу (4.0-4.
6, late in interval). Леона Яглом и Говард Граднер установили, что на ранней стадии социализации, во время просмотра телевизора, дети зачастую концентрируются на том, чтобы структурировать и запомнить различия между телепрограммами. В частности, в исследовании Эмми Дорр, большинство 5-6 летних детей рассматривают мультфильмы как некоторого рода выдумку. В то время как процент детей, считающих новости «нереалистичными» в том же возрасте составляет 10 (37% детей в возрасте 7-9 лет и 57% детей в возрасте 11-12 лет). Сюзан Моррисон в своем исследовании выделила некоторые особенности телепрограмм, на основании которых дети оценивают «реалистичность/нереалистичность» данного события или персонажа. Наиболее общие из этих особенностей – физические ( physical features ): повороты камеры, костюмы, внешний вид телеперсонажей. Они составляют буквально половину из того, что выделяют дети в возрасте 7-8 лет. В тоже время среди детей в возрасте 9-10 лет на это обращают внимание только 18%, среди 11-12 летних – и того меньше – 15%. Для 9-10 летних наиболее важным критерием оценки являются performance features (исполнительские особенности): постановка, заданный сценарий, отрепетированные сцены, прямой эфир. 59% детей данной возрастной группы обращают на это внимание, в тоже время среди детей в возрасте 11-12 лет падение не столь велико как в рамках physical features – 54%. Таким образом, очевидно, что именно исполнительские особенности отдельной телепрограммы являются наиболее распространенным критерием оценки «реалистичности» для детей различных возрастов.
Приводя схему развития оценки «реалистичного» у детей, Маргарита Фитч утверждает, что «первоначально, дети возможно и верят, в то, что им показывают по ТВ, расценивают это как реальное. В возрасте 3-4 лет они начинают обращать внимание на формальные особенности, в частности различать анимацию и реальную съемку. В возрасте 4-6 лет детей привлекают другие особенности, в частности форма показа и контент, который позволяет определить жанр данной передачи. Сюзан Моррисон заявляет в связи с этим следующее: children s reality-fantasy judgments about television shift, with age, from a focus on physical features and a rigid assessment of actuality, to a sensitivity to the plausibility of characters and plotline and an appreciation of authorial intent . (“Детские оценки того, что реально/нереально на телеэкране зависят от возраста, их чувствительности и физических особенностей”.). ИтогиПерспективы детского восприятия все больше связаны с развитием различных масс-медиа и технологий передачи информации. Очевидно, что помимо специфики созданного медиа-контента, который, безусловно, влияет на процесс ранней социализации ребенка, определенное давление оказывает сама специфика передачи информации. Т.е. через телеэкран практически невозможно передать какие-то сложные логические цепочки или научные модели, т.к. человеческое восприятие не справится с таким аудио-визуальным потоком. С другой стороны, и это очень важно при ранней социализации, ТВ формирует список актуальных тем, которые могут быть интересны ребенку и в случае положительной динамики развития ребенок впоследствии использует другие каналы коммуникации для получения соответствующей информации по теме. С уверенностью можно утверждать, что развитие новых масс-медиа позволит будущим поколениям в России и других странах мира сократить стадию общего развития человека до 2-3 лет, что приведет к изменению всей современной системы образования.