Александр Лоуэн
Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика)
III. ЯЗЫК ТЕЛА
У языка тела, или телесного языка, две части. Одна имеет дело с телесными сигналами и выражениями, которые дают информацию о личности, другая — с вербальными выражениями, которые направлены на определение телесных функций. В этой главе я буду рассматривать обе части того, что называется телесным языком, начав со второй. Например, выражение «стоять на своих собственных ногах» является телесным языком. Оно значит, конечно, быть независимым и происходит из нашего общего опыта. Когда мы были детьми и были зависимы, нас поддерживали и содержали. Вырастая, мы учимся стоять на своих собственных ногах и быть независимыми. Многие подобные выражения являются частью нашего повседневного языка. Мы можем сказать о человеке, что у него «шея не сгибается», что означает упрямство, что он «кулак», что означает скупой, прижимистый и дающий мало, или у него «рот на замке», что означает малоговорящий. Мы говорим: «взвалить ответственность на свои плечи», «держать голову высоко», «прочно стоять на ногах», чтобы выразить наше психологическое отношение.
Шандор Радо (Sandor Rado) предположил, что язык имеет свои корни в проприоцептивных ощущениях, так как основой всего языка является телесный язык. Я считаю, что это предположение обосновано, так как общение в первую очередь является попыткой поделиться чувствами, которые в свою очередь являются телесным ответом на ситуацию и события. Однако в мире, где существуют другие актуальные системы отношений, язык будет соединять в единое целое выражения из этих систем. Например, выражение «движение на высокой скорости» происходит из нашего опыта общения с самодвижущимися машинами и имеет смысл только для людей, которые хорошо осведомлены о подобных системах. Вторым примером является выражение «голова, полная пара», которое ссылается на работу паровых машин. Подобные выражения называются машинным языком. Сколько из них стало частью нашего способа общения и, следовательно, мышления! Я не знаю. Можно только предполагать, что наша продвигающаяся вперед технология будет вводить в наш словарь много новых выражений, далеких от телесного языка.
Все механизмы являются в каком-то смысле продолжением человеческого тела и функций. Они работают на тех же принципах, что и тело. Это легко увидеть в простых инструментах, таких как вилы, которые являются продолжением руки, и пальцы, лопата, продолжающая сложенную в пригоршню руку, и кузнечный молот, продолжающий кулак. И даже сложные механизмы допускают это отношение к телу: телескоп является продолжением глаз, компьютер — мозга. Тем не менее мы часто не замечаем этого факта и стремимся думать о теле, которое действует по принципам механизма, а не наоборот. Мы отождествляем себя с машиной, которая в своем ограниченном функционировании является более мощным инструментом, чем тело. Мы начинаем представлять тело как машину, а затем теряем связь с его жизненными и чувствующими аспектами.
Биоэнергетика не рассматривает тело ни как просто машину, ни даже как самую сложную и прекрасную машину, когда-либо созданную. Верно, что кто-то может сравнивать некоторые аспекты телесного функционирования с машиной. Сердце, например, может рассматриваться как насос. Изолированное от тела сердце является насосом, иначе говоря: если бы сердце не было включено в общую жизнь тела, оно было бы только насосом. Но оно вовлечено настолько, что это делает его сердцем, а не насосом. Разница между машиной и сердцем в том, что машина имеет ограниченную функцию. Насос качает — и больше ничего. Сердце также перекачивает, и в этой ограниченной работе оно функционирует как машина. Но сердце также является неотъемлемой частью тела, и в этом аспекте своего функционирования оно делает больше, чем перекачивает кровь. Оно принимает участие и вносит свой вклад в жизнь тела. Телесный язык признает эти различия, и это важно.
Богатство выражений, включающих слово «сердце», показывает, как важны его немеханические аспекты для людей. Вот некоторые из них. В выражении «дойти до самой сердцевины дела» мы уравниваем сердце с пониманием сути. Оно также означает центр, или ядро, как в выражении «вы проникли в самое сердце», которое, мы предполагаем, означает глубину человека, более центральный аспект. «От всего сердца» — показывает полное доверие, так как это вовлекает глубинную часть человека.
Каждый знает, что чувство любви у нас ассоциируется с сердцем. «Отдать сердце» — то же самое, что влюбиться, «открыть свое сердце» -поделиться любовью с другим человеком. «Носить сердце на рукаве» (значок, эмблема) — надеяться на любовь. Таким образом, это используется широко символично. Но сердце не только лишь ассоциируется с чувством, оно в соответствии с нашим языком чувствующий орган. Когда мы говорим: «Сердце сжалось у меня внутри», — это выражает проприоцептивное ощущение, которое другой человек может ощутить внутри себя как крайнюю степень беспокойства и разочарования. Сердце так же расширяется от радости, и это буквальное утверждение, не только переносное. Не является ли примером выражение «Вы разбили мое сердце», означающее реальную физическую травму? Я склонен верить, что это так, а так же то, что разбитые сердца часто сами поправляются. Слово «разбить» не обязательно означает «разбить на две или более части» Это может означать перерыв в ощущении связи между сердцем и телесной периферией. Чувство любви более не течет свободно из сердца в окружающий мир.
Биоэнергетика проявляет интерес к тому, как человек обращается с чувством любви. Закрыто его сердце или у него открытое сердце? Открыто ли оно для мира или закрыто? Отношение человека ко всему может быть определено по выражению его тела, но чтобы сделать такой вывод, необходимо понимать язык тела.
Сердце заключено в клетку из кости, грудную клетку. Эта клетка может быть жесткой или мягкой, неподвижной или способной к реакциям. Ее качество может быть оценено ощупыванием, когда замечаешь, что мышцы сжаты и поверхность грудной клетки не поддается мягкому надавливанию. Подвижность грудной клетки видна при дыхании. У большого количества людей грудная клетка не движется вместе с дыханием. У таких людей видимые дыхательные движения являются преимущественно диафрагмальными, лишь с легким вовлечением живота. Грудная клетка наполнена воздухом и держится в положении вдоха. У некоторых людей грудина образует выпуклость, как бы удерживая окружающих на расстояний от сердца. Выпячивание грудной клетки является формой вызова, неповиновения. Если вы сделаете это намеренно, вы ощутите, что тело говорит: «Я не позволю вам приблизиться ко мне».
Первый канал коммуникации для сердца проходит через рот и горло. Это первый, младенческий канал, так как младенец с помощью губ и рта достигает материнской груди. Однако ребенок не делает это исключительно при помощи губ и рта, он также устанавливает контакт с помощью сердца. При поцелуе мы сохраняем осознание этого момента как выражение любви. Но поцелуй может быть жестом любви или выражением любви; разница в том присутствует там сердце или нет, а это зависит от того, открыт или закрыт канал коммуникации между ртом и сердцем. Зажатое горло и напряженная шея могут фактически блокировать любые проходящие чувства. В этих случаях сердце относительно изолировано, закрыто.
Второй сердечный канал коммуникации проходит через руки -от начала до кончиков пальцев так как они предназначены для того, чтобы прикасаться. В этом случае образом любви является нежное мягкое и заботливое прикосновение материнской руки. И здесь также, если действие должно быть выражением любви, чувство должно пойти от сердца и влиться в руки. Истинно любящие руки в высшей степени заряжены энергией. Такие руки обладают целебным свойством при прикосновении. Течение чувств или энергии к рукам может быть заблокировано напряжением плечей или спазмами в мышцах кистей. Напряжение в плечах развивается, когда человек боится ударить сплеча или наброситься с кулаками. Напряжение в мелких мышцах кисти является результатом подавления побуждения схватить или сжать, царапать или душить. Я полагаю что подобные напряжения ответственны за ревматоидный артрит в руках. В некоторых случаях я находил, что выполнение упражнения, описанного в первой главе, когда кисти рук сжаты вместе в сверхрастяжении, помогло ряду людей побороть атаку ревматоидного артрита в кистях рук.
Третий канал коммуникации от сердца к миру спускается вниз через талию и таз к половым органам. Секс является актом любви, но является ли он просто действием или выражением искренних чувств, снова вопрос того, участвует ли в этом сердце. Когда чувство любви к партнеру сильное, сексуальное переживание интенсивное и достигает уровня возбуждения, что делает кульминационный пик или оргазм, экстатическим явлением. Ранее я уже отмечал /11/, что полный и удовлетворяющий оргазм возможен только тогда, когда человек отдается этому полностью. В этом случае он может почувствовать сердечный скачок (скачок радости) в момент кульминации. Но этот канал также может быть отрезан или закрыт в разной степени напряжением в нижней части тела.
Секс без чувств подобен еде без аппетита. Конечно, у многих людей есть какие-то чувства, вопрос лишь в том, как их много и насколько открыт канал коммуникации. Одним из наиболее общих расстройств у людей является разобщение между верхней и нижней половинами тела. Иногда эти две половины не выглядят принадлежащими одному и тому же человеку. У некоторых людей верхняя часть тела хорошо развита, в то время как таз и ноги малы и выглядят довольно незрелыми, как если бы они принадлежали ребенку. У других таз полный и округлый, но верхняя половина тела маленькая, узкая, как у ребенка. Во всех этих случаях чувства одной части не интегрированы с чувствами другой. Иногда верхняя половина тела имеет жесткие ригидные агрессивные качества, в то время как нижняя половина проявляет мягкость, пассивность и мазохизм. Всякий раз, когда существует степень диссоциации, естественные дыхательные движения свободно не протекают через тело. Дыхание либо грудное, с малым вовлечением живота, либо диафрагмальное, с ограниченными движениями грудной клетки. Если попросить человека согнуться, как в арке тайчи, описанной ранее, линия тела не сформирует правильную дугу. Таз либо удерживается впереди, либо оттянут назад, вызывая разрыв в линии и в единстве тела. Недостаток единства означает, что голова, сердце и гениталии дезинтегрированы.
Хроническое мышечное напряжение, блокирующее свободное течение возбуждения и чувства, часто обнаруживается в диафрагме, мышцах, окружающих таз, и в верхних частях ног. Расслабление мышц с помощью как физического, так и психологического подхода позволяет людям начать чувствовать «целостность». Это их мир. Голова, сердце и гениталии или мысли, чувства и секс более не разделены на части или отдельные функции. Секс все больше и больше становится выражением любви с соответственно большим удовольствием. Беспорядочное половое поведение, которое было ранее, как правило, прекращается.
У женщин сердце имеет прямую и непосредственную связь с грудью, которая эротически и гормонально отвечает на импульсы, проистекающие из сердца. При сексуальном возбуждении соски наливаются кровью и выпрямляются, при кормлении молочные железы выделяют молоко. Таким образом, естественно, что процесс кормления является одним из явных выражений материнской любви. Иначе говоря, трудно представить, чтобы материнское молоко было не по душе ребенку. Младенец был зачат и развивался в той же самой среде, в которой вырабатывается молоко. Тем не менее пациенты сообщали, что они ощущали материнское молоко невкусным. Хотя я принимал подобные заявления серьезно, я не верю, что молоко само по себе было виновато. Более вероятно, что мать была озлоблена и обижена на обремененность ребенком, а ребенок ощущал это и реагировал. Кормление, аналогично сексу, более чем физиологическая реакция. Это эмоциональный ответ, и, следовательно, он так же подчинен материнскому настроению и отношению. Поток чувств из сердца к груди может быть созидательным и разрушительным.
Я рассуждал о сердце так обстоятельно, потому что оно является центром всей терапии. Люди приходят на лечение с различными жалобами: депрессия, тревога, чувство неадекватности, ощущение несостоятельности и т. д. Но за каждой жалобой стоит отсутствие радости и удовлетворения в жизни.
Сегодня модно говорить о самореализации и человеческом потенциале, но эти выражения не имеют смысла, пока кто-нибудь не спросит: потенциал для чего? Если кто-нибудь хочет жить более полно и богато, это возможно только в том случае, когда он откроет свое сердце для жизни и любви. Без любви к себе подобным — к природе, к Вселенной человек холоден, обособлен и жесток. Из наших сердец исходит теплота, объединяющая нас с миром, в котором мы живем. Эта теплота и есть чувство любви. Цель всей терапии помочь человеку увеличить его способность отдавать и получать любовь: развить его сердце, не только ум.
Александр Лоуэн
Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика)