Из первых уст

В. Б. Шапарь Занимательная психология Глава 6. Занимательная психологияДостаточно давно и практически во всем мире знания психологии помогали специалистам самых различных профилей решать множество проблем. Вот несколько примеров.

Только в Японии мог появиться балаганчик «Отведи душу». Заплатив мелочь, посетитель входил в темное помещение, отгороженное от улицы занавеской. Ему давали несколько простых тарелок. Он бил их по одной о землю и удалялся.

Постоянное сдерживание себя в тесных общинных оковах, необходимость подавлять собственное «я» делают японцев завсегдатаями балаганчиков «Отведи душу». Хитрый Коносука Мацусита давал рабочим отводить душу, не выходя из цеха: похожие на Мацуситу манекены и палки, чтобы колотить по ним, имелись на заводах концерна во всех курительных комнатах.

Иногда их оборудовали счетчиками и специальной звуковой электроникой. Количество ударов бесстрастно фиксировал счетчик. Из манекена голосом прототипа раздавались жалостливые извинительные восклицания. Цифра на счетчике как бы показывала «рейтинг» Мацуситы.* * *В британском парламенте шли дебаты. Речь держал Черчилль, лидер консерваторов. Он, по обыкновению, едко «щипал» своих вечных оппонентов — лейбористов. Наконец, не выдержав, вскочила с места пожилая и некрасивая лейбористка и крикнула на весь зал:— Мистер Черчилль, вы несносны! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!Раздался смешок. Но невозмутимый потомок герцогов Мальборо, выдержав паузу и окинув соболезнующим взором разгневанную леди, промолвил:— Если бы вы были моей женой, то я бы этот яд с наслаждением выпил…

Взрыв хохота обозначил победу, одержанную оружием шутки.* * *Элизабет Бедойа рассказывает о методе лечения, когда-то примененном ее отцом:— Муж и жена… были очень обеспокоены по поводу своего 9-летнего сына, который регулярно каждую ночь мочился в постель. Они обратились за советом к моему отцу и рассказали ему, что они и били сына, и стыдили его, и уговаривали, и игнорировали — все было безуспешно. Состояние становилось все хуже. Тогда мой отец сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он измочит постель, он получит по пять центов. Мальчик немедленно пообещал сводить меня в кино и на чашку шоколада — настолько он был уверен, что скоро разбогатеет. К моменту нашей следующей встречи он заработал всего 10 центов. Моему отцу он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постели каждую ночь и заработать таким образом как можно больше денег, однако ничего не получалось. И он просто не мог понять этого, ведь прежде у него все ладилось…* * *Основоположник науки о сельскохозяйственных машинах академик Василий Прохорович Горячкин (1868-1935) отличался горячим и вспыльчивым характером, что давало друзьям повод шутливо обыгрывать не только его фамилию, но и отчество — между собой они ласково называли ученого «наш Порохович». Однажды академик Василий Робертович Вильямс (1863-1939) порекомендовал ему на работу своего знакомого инженера Крещатикова.— А он женат? — живо полюбопытствовал Горячкин.— Был, да вот развелся…— Нет, тогда не пойдет.— Отчего? Разве холостые или там разведенные хуже женатых? — недоуменно спросил Вильямс.— Можешь иронизировать, а для меня графа «семейное положение» в анкете сотрудника много значит. А вдруг я не выдержу, накричу на него, конечно, по делу? Женатый труднее поддается эмоциям, он спокойно семь раз обдумает мои упреки, прежде чем привести свои резоны. Излишняя запальчивость тут ни к чему!* * *Известен такой случай. Одна девушка на первом курсе училась неважно. Она никак не могла приспособиться к вузовской системе обучения, которая, как известно, отличается от школьной. Первый курс прошел целиком на «удовлетворительно». На втором курсе дела пошли лучше. Девушка почувствовала, что уровень ее ответов на экзаменах таков, что она может вполне рассчитывать на хорошие и отличные оценки.

Но вот беда… Дело испортили экзаменаторы-нахлебники. Они подглядывали в зачетную книжку и явно занижали оценки. И тут ее надоумили старшие, более опытные студенты. Они посоветовали ей зажать скрепками листки в зачетной книжке. Теперь экзаменатор, чтобы узнать прошлые оценки, должен был вначале снять скрепки, что было обременительно и неудобно. И приходилось ему ставить оценки по фактическим знаниям. Система принесла успех.

Наша Золушка, хотя и не превратилась в принцессу, но стала учиться только на «хорошо» и «отлично».* * *Тесты не являются изобретением сегодняшнего дня. Они применялись давным-давно.

Из истории известно, например, как один полководец древности привел свое войско после долгого и изнурительного похода к источнику. Желая отобрать наиболее стойких бойцов для участия в решительной битве, он велел утомленным воинам напиться из источника.

Некоторые из них, став на четвереньки и припав губами к воде, стали с жадностью пить. Другие утоляли жажду степенно, черпая воду пригоршнями. Этих-то воинов и взял полководец в бой.* * *Вождь одного из тропических племен Африки использовал другой способ. Он обратил внимание на то, что у волнующегося человека дрожат руки и он не может исполнять тонкую работу, требующую осторожности.

Так, подозреваемым в изнасиловании девушки вложили в руки по птичьему яйцу. При появлении потерпевшей рука одного из юношей сжалась от испуга — и жидкость потекла на траву.* * *В Китае или Индии подозреваемому в совершении преступления предлагали пожевать рисовую муку, а затем заставляли ее выплюнуть. Если он без труда это делал, то считался невиновным. Это означало, что у него нет сухости во рту, значит, он не волнуется.

Бедуины Аравии с той же целью заставляли подозреваемого лизнуть раскаленное железо. Если во рту есть слюна, ожога не будет.* * *Один рабочий задумал вынести ведро с белой эмалью, которая понадобилась ему для домашних целей. Он взял ведро, большую кисть и пошел по железнодорожному полотну, которое вело с территории завода. Внимательно рассматривая рельсовые стыки, он метил некоторые из них краской. Когда он подошел к воротам, привратник, видевший, что человек занимается делом, с готовностью открыл ворота и пропустил работягу наружу. Тот, конечно, пометил для виду еще несколько стыков и спокойно пошел домой.* * *Забавную ситуацию возможной формы отказа, ссылаясь на опыт общения с Джавахарлалом Неру, приводит в своей книге «Жизнь в наше время» Дж. Гэлбрейт:«Его метод, с помощью которого он избавлялся от нежелательных идей и неприятных просьб, был очень эффективен и приводил в замешательство. Состоял он в полном молчании. Вы просили его… Он не выдвигал возражений, он просто ничего не говорил. Когда молчание становилось невыносимым, вы повторяли свою мысль или просьбу и в отчаянии слышали лишь собственные слова. Вновь царило молчание. Вы теперь хотели услышать от него хотя бы отрицательный ответ. И в конце концов он давал его. Вы с благодарностью исчезали».* * *Пример, показывающий, что лидеры — это прежде всего люди с головой, взят из жизни колонии для несовершеннолетних. Там был когда-то распространен тест, с помощью которого проверяли новичков.

У порога расстилалось чистое полотенце. Вошедший не мог не заметить его. Как он поведет себя? Ясно, что чистому полотенцу не место у порога, где должна лежать половая тряпка. Те из входящих, кто знал о такой проверке, или уже бывал в исправительных учреждениях, или имел друзей и знакомых, смело вытирали ноги о полотенце. Сообщество принимало их за своих.

Те, кто впервые встречался с такой проверкой и не слыхал о ней, тоже вели себя по-разному. Одни бережно поднимали полотенце, ища положенное ему место, или осторожно переступали через него. А другие поступали иначе: даже не зная о ловушке, они смело вытирали о полотенце ноги. Почему они поступали так?Человек, который мыслит нестандартно, самостоятельно и видит, что полотенце оказалось у порога не случайно, а положено специально, скорее всего задумается над этим обстоятельством. Не исключено, что он догадается о проверке и решит, что от него ждут каких-то неординарных действий.«Ну что ж, — будет рассуждать новичок, — если вы положили полотенце туда, где должна лежать половая тряпка, я вытру об него ноги».

Внимательно наблюдающие за новичком заключенные понимали, что к ним в камеру пришел человек, умеющий принимать нестандартные решения. Он не растерялся в нестандартной ситуации, такому можно доверять. Понятно, таким поступком он сделал первый шаг к завоеванию уважения.

В. Б. ШапарьЗанимательная психология

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий