В. Б. Шапарь Занимательная психология Глава 5. Чтобы не было в семье конфликтовВ жизни каждому человеку приходится испытывать испуг. В этот момент он может стать беспомощным. Особенно это относится к детям. Небольшой испуг может перерасти у него в страх, если родители «пугаются» вместе с ним и тем самым усиливают тяжелое состояние ребенка. Ваша уверенность и спокойствие помогут перебороть любой страх.
Ваш ребенок впервые приходит в дом, где есть собака. Не пугайтесь вместе с ним, не начинайте всей компанией его успокаивать. Погладьте собаку сами, но не требуйте этого от малыша. Увидев ваше спокойствие, ребенок быстро освоится.
Не бросайтесь взволнованно к упавшему или поранившемуся ребенку, не пугайте его своим страхом. Лучше спокойно скажите: «Это ерунда. Наверное, немного больно? Ничего, заживет».
Не рассказывайте при детях о своих страданиях и болезнях. Известны случаи, когда ребенок, много раз слышавший от родителей о зубной боли, об операциях и других больничных страстях, переполнялся таким ужасом, что его не брал даже наркоз.
Ребенок часто использует чувство страха для манипуляций родителями, отказываясь оставаться один дома или засыпать в темной комнате. Если ребенок достаточно взрослый, не потворствуйте ему.
Укладывая спать, пожелайте спокойной ночи, включите ночник, если ребенок боится темноты, и спокойно объясните, что у вас еще дела по хозяйству. Не бегайте на каждый его зов, не садитесь рядом, не кричите и не наказывайте.
Если вы видите, что ребенок позвал вас без причины, пожелайте ему еще раз спокойного сна и больше не входите в комнату.
Мама, я нынче совсем заболела,В школу сегодня идти не могу:Тело мое, как червяк, ослабело,Тошно на сердце и мутно в мозгу.
Пальцы трясутся, и чешутся ножки,Зябко снаружи и жарко внутри,Перед глазами какие-то мошки,Сыпь на груди, на ушах волдыри.
Лоб мой пылает — плохая примета,Температура сто сорок в тени,Гланды опухли: мне кажется, этоСвязано с вывихом левой ступни.
Плюнуть хочу, а никак не плюется,Рот пересох, и ввалился живот,Стукнешь коленку — в локте отдается,Шею надавишь — в лодыжке кольнет.
Вся я желта, как лимонная долька,Даже глаза поразъехались вкось,Волосы лезут: вон вылезло сколько!В ухе какая-то дырка насквозь.
Видно, скрутила меня лихорадка:В пятке — ангина, в желудке — прострел,В общем… да что я — «желудок и пятка»?Нос, как полено, одеревенел!Мама, ни пить мне, ни есть неохота,Это, наверное, аппендицит…
Что ты сказала? Сегодня — суббота?!Странно, уже ничего не болит.(Шел Силверстейн «Болезнь Пэгги Маккей»)Детей воспитывают родители, а родителей? ТестРоль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они — главные проектировщики, конструкторы и строители детской личности. Насколько же успешно умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности?Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Можете ли вы…1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.
6. Поставить себя на место ребенка?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу.
Подсчитайте баллы. Ответ А оценивается в 3 балла, ответ Б — в 2 балла, ответ В — в 1 балл.
Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов в воспитании и постоянной линии поведения.
Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число баллов менее 16. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Ссорятся взрослые — страдают детиКогда родители ссорятся, дети испытывают одновременно чувство вины и тревогу: вину — из-за своей реальной (или выдуманной) роли в семейных неурядицах, а тревогу из-за того, что семейному союзу что-то угрожает. Дети часто считают, что их поведение и они сами являются основной причиной домашних «баталий».
Дети не держат нейтралитета в этой «войне», они встают на сторону одного из родителей в ущерб другому. Последствия весьма печальны: если мальчик сторонится отца, а девочка — матери, они лишены необходимого образа для подражания. Реакция детей выражается в отрицании принципов поведения родителей, их устоев, черт характера. А если мальчик избегает матери, а девочка отца, это может привести к враждебному отношению ко всем представителям другого пола вообще. Если родители вынуждены оспаривать друг у друга любовь ребенка, его расположение, они часто прибегают к непедагогичным средствам воздействия — к задабриванию, лести, лжи, и тогда дети вырастают двуличными, чувства их становятся двойственными, не имеющими прочной опоры.
К тому же необходимость защищать одного из родителей от другого, а также умение манипулировать их чувствами и поступками по своему желанию оставляют глубокий след в душе ребенка. С раннего детства он привыкает к тому, что представляет немалую (в собственных глазах иногда гипертрофированную) ценность для своих родителей, которые тщетно бьются за единоличное обладание им. Дети привыкают эксплуатировать родительские чувства, шпионить, шантажировать, сплетничать. Они живут в мире, где честность — всего лишь досадная помеха, где искренность вовсе не в почете.
Вот и возникает закономерный для родителей вопрос: а какой вы воспитатель?Какой вы воспитатель? ТестМожет быть, ответить на этот вопрос вам поможет тест, хотя он, разумеется, не носит научного характера:
1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?А. Сгоряча накажете ребенка.
Б. Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.
В. Прежде всего переговорите с классным руководителем.2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?А. Самая первая — подзатыльник.
Б. Фраза, сказанная с раздражением: «Уходи отсюда, обойдусь без твоей помощи!»В. Успокоите ребенка, ведь он сделал это неумышленно.
3. Вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо… Что вы делаете?А. Промолчите, чтобы не уронить свой авторитет.
Б. Извинитесь.
В. Признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибиться.
4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали. Как вы поступаете?А. Обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»Б. Отвечаете не думая, несерьезно, лишь бы ответить.
В. Объясняете, что очень устали и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.
5. Ребенок просит написать сочинение. Как вы поступите?А. Напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение.
Б. Строго скажете: «Работай сам, только тогда можно чему-нибудь научиться!»В. Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а написать предложите самостоятельно.
6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок!» — просит сын или дочь. Что вы ответите?А. «Ни в коем случае — это отнимет у тебя много времени».
Б. «Ну что же, давай, раз тебе так хочется. Я помогу ухаживать за аквариумом».
В. «Прежде подумай: все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, то рыбок я тебе куплю, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».
Если вы шесть раз выбрали ответ под буквой В, значит, вы неплохой воспитатель и психолог. Если «угадали» наполовину — вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения. Если же меньше, придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами.
В. Б. ШапарьЗанимательная психология
