Пульс — гибкий выразитель эмоций

В. Б. Шапарь Занимательная психология Глава 3. Эмоционально-волевая сфера личностиПритча об АвиценнеЗнаменитый таджикский врач, философ, математик и поэт, родившийся около Бухары в 980 г., Абу Али ибн Сина, более известный под именем Авиценны, был вызван для лечения молодого принца. Принц таял на глазах, потерял сон и аппетит, стал безразличен ко всему окружающему. Авиценна догадался, что юноша влюблен. Принца женили на любимой девушке, и он выздоровел.

Вот что писал об этом случае примерно в 1020 г. Авиценна в знаменитом «Каноне врачебной науки»:«Любовь — заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию… Определение предмета любви есть одно из средств лечения. Это делается так: называют много имен, повторяемых неоднократно, а руку держат на пульсе. Если пульс очень изменяется и становится как бы прерывистым, то, повторяя и проверяя это несколько раз, ты узнаешь имя возлюбленной. Затем таким же образом называют улицы, дома, ремесла, роды работы, родословия и города, сочетая каждое с именем возлюбленной и следя за пульсом; если он изменяется при повторном упоминании какой-либо из этих примет, ты собираешь из них сведения о возлюбленной, ее имени, уборах и занятиях и узнаешь, кто она. Мы испытывали такой способ и получали сведения, помогающие установить личность возлюбленной. Затем, если ты не находишь другого лечения, кроме сближения между ними, дозволенного верой и законом, — осуществи его.»Но продолжим наш разговор об эмоциях. По поведению человека можно судить и о качествах характера. Например, робости и трусливости. Вроде бы схожи по внешнему проявлению качества, но по сути разные.

Робкий и трусливыйВот как в XVIII в. понимали различие между этими качествами личности, никем и никогда не признаваемыми добродетелями: «Робкий бежит назад, трусливый не идет вперед; робкий не защищается, трусливый не нападает. Нельзя надеяться ни на сопротивление робкого, ни на помощь трусливого», — так писал Д. И. Фонвизин в «Опыте Российского сословника».

СтрахРасстелите на полу матрац, положите на него подушку или даже две рядом, встаньте на матраце на колени, заложив руки за спину, откиньте голову немного назад и попробуйте упасть лицом на подушку, не выбрасывая рук вперед.

Некоторые из-за боязни вовсе не смогут выполнить этого упражнения. Для других переживание страха будет очень незначительным и почти незаметным. Чтобы усилить эту эмоцию, им надо усложнить упражнение — упасть вперед, не подгибая коленей и не выбрасывая вперед рук, и уже не с коленей, а из положения стоя.

Физиологическим механизмом переживаемого чувства будет пассивно-оборонительный рефлекс. Психологически это будет инстинктивный страх.

Идя по бревну или прыгая с обрыва, вы знаете, что можете ушибиться, и потому страх ваш определяется вполне логичной мыслью о некоторой, пусть даже пустяковой, опасности. Но, падая на мягкий матрац, подушку или даже на ворох подушек, вы знаете, что удариться не можете. А вам все-таки страшно, страшно вопреки логике…

Эти опыты показывают, что страх бывает двух видов. Иногда он возникает в результате мышления, осознания опасности; иногда — независимо и даже вопреки мышлению.

Но воля человека позволяет ему преодолеть все препятствия, стоящие перед ним. В том числе и страх.

В. Б. ШапарьЗанимательная психология

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий