Восприятие

В. Б. Шапарь Занимательная психология

Глава 2. Психические познавательные процессы

Пороги зрительных восприятий

На расстоянии, хотя и не очень отчетливо, можно различить:

колокольню, заводскую трубу, водонапорную башню   15-20 км

многоэтажный дом    8-10 км

одноэтажный дом   5-8 км

окно в доме   4 км

трубу на крыше дома   3 км

отдельных людей   2 км

километровые столбы на шоссе, общий контур человека 1 км

движение рук и ног человека700 м

головной убор, переплеты окон400 м

голову и плечи, овал лица, цвет одежды300 м

лица людей, кисти рук200 м

кирпичи в стенах, форму и цвет листьев деревьев100 м

глаза, нос, пальцы60 м

веки20 м

Однако точность определения зависит и от прозрачности воздуха, и от остроты зрения, и от опыта смотрящего.

Пороги определяют только качество ощущения (как отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы). Качество же восприятия (как отражение этих предметов и явлений в совокупности их различных свойств) зависит от опыта, умения видеть именно то, что в данном случае надо увидеть.

Ощущение и восприятие — составляющие психических познавательных процессов личности. Каждый из нас без затруднений видит, слышит и ощущает то, что вокруг нас. А как же слепоглухонемые люди?

Слепоглухонемая от рождения кандидат психологических наук Ольга Скороходова научилась воспринимать скульптуру, слушать музыку, писать стихи:

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

— Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

егкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать: люблю…

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Не услышу голос ласковый, живой,

Но слова без звука — чувства трепетанье

—Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова

Так, как любят запах нежного цветка.

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука…

Продолжим разговор о восприятии. Речь пойдет о зрении. У человека редко оба глаза одинаковы, обычно один из них является ведущим.

Глядя одновременно на близкие и далекие предметы, прикройте ладонью сначала один, а потом другой глаз. Как только вы закроете ведущий глаз, все резко сдвинется в сторону, когда же вы проделаете то же самое с другим глазом, картина останется почти неизменной. Таков способ определения ведущего глаза (рис. 1).

Рис. 1. Каждому человеку полезно знать, какой глаз у него ведущий

Целостность восприятия

Видя главное, мы не замечаем деталей. Ряд линий воспринимается как узор, характер которого обычно определяется какой-либо одной его частью, организующей все целое, как на рис. 2. Мы ведь привыкли читать слева направо. Араб, читающий справа налево, увидит на этом рисунке иной узор.

Рис. 2. Хотя этот рисунок не закончен, мы видим, что здесь нарисовано

Почти каждый, посмотрев на рис. 3, я, увидит треугольник. Дело в том, что при любом восприятии прежде всего бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали; благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки видимого объединяются в фигуру (рис. 3, б).

Рис. 3. Отдельные линии и точки объединяются в целое

Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. Целостность музыкального образа в нашем сознании проявляется при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Разговаривая по телефону, мы слышим не все буквы, но вряд ли кому-либо это мешает. Да и в обычной речи мы ведь не произносим всех букв слова. Вот как звучит просьба подать полотенце:— Даить, пжаста, п лтенц.

Это тоже одно из проявлений целостности восприятия. Иногда две-три недосказанные фразы обобщаются и воспринимаются как законченная мысль. Произведение искусства заставляет нас активно, творчески воспринимать его, воссоздавать целое по деталям. Этим оно отличается от протокола или фотографии.

Иллюзии

Иллюзии, о которых сейчас пойдет речь, описал еще Аристотель примерно 2300 лет назад. Это иллюзии высоты и ширины (рис. 4), иллюзии Мюллера-Лиера (рис. 5), Цельнера и Геринга (рис. 6, а, б).

Рис. 4. Иллюзия высоты и ширины

Рис.5. Иллюзия Мюллера-Лиера.

Рис. 6. Иллюзия Цельнера, иллюзия Геринга (трудно поверить, что эти линии параллельны)

Покатайте, закрыв глаза, шарик (лучше металлический, холодный) перекрещенными указательным и средним пальцами, как показано на рис. 7.

Рис. 7. Иллюзия касания

Вам будет казаться, что под пальцами у вас два шарика. А ларчик открывается просто: наружные поверхности двух соседних пальцев, как в нашем случае, практически никогда не касаются одновременно одной поверхности, и поэтому ощущения, идущие от них, не обобщаются. Иногда эта иллюзия возникает, если пальцами касаться кончика собственного носа: возникает впечатление, что вы стали собственником двух носов — положение не лучшее, чем у героя гоголевского «Носа».

Но если до тыльной стороны кисти дотронуться двумя ножками циркуля, раздвинутыми меньше чем на 20-25 мм, вы ощутите только одно прикосновение. На кончиках пальцев вы отчетливо ощутите два прикосновения, даже сведя ножки циркуля до 1-2 мм. А приложив циркуль к коже спины, вы почувствуете два острия лишь при условии, что ножки циркуля растянуты больше, чем на 60-70 мм. Это объясняется неодинаковой густотой расположения нервных окончаний, улавливающих прикосновения. Но чтобы опыт удался, ножки циркуля не должны прикасаться к кожным волоскам.

Парадигма силы справедливости

Я жаловался на то, что у меня не было обуви, до тех пор, пока я не встретил человека, у которого не было ног.

Персидская пословица

[Парадигма — суть, сущность, модель или схема, помогающая нам организоваться и понять что-либо лучше.]

Шесть слепых мудрецов захотели узнать все о слонах. Они не могли его увидеть, и потому каждый из них дотронулся до слона, чтобы описать его внешний вид. Каждый высказал свое заключение:Первый облокотился о бок слона и сказал, что слон похож на стену.

Второй дотронулся до бивня и сравнил слона с копьем.

Четвертый ощупал ногу и сказал, что слон очень напоминает дерево.

Пятый, держа ухо слона, заявил, что слон похож на опахало.

Шестой, ухвативший слона за хвост, решил, что все слоны, как веревки.

Это стихотворение, которое написал Джон Г. Сакс, заканчивается словами:

Так громко и долго спор вели

Ученые старцы далекой земли.

И каждый доказывал мненье свое,

И каждый считал, что оно таково.

Давайте не будем к ним очень строги,

Они все отчасти ведь в чем-то правы,

Но правду познать все же им не судьба,

И истина скрылась от них навсегда.

Изменение восприятия

Письмо студентки колледжа:

«Дорогие мама и папа!

С тех пор как я уехала в колледж, я стала редко писать вам. Извините мою забывчивость и долгое молчание. Я постараюсь ввести вас в курс дела, но прежде чем вы будете читать письмо, сядьте, пожалуйста. Нельзя читать дальше, пока вы не сели. Хорошо?

Ну, тогда я продолжаю. Перелом черепа, который я получила, выпрыгивая из окна моей спальни во время пожара, происшедшего вскоре после моего прибытия сюда, почти уже зажил. Я провела в больнице всего две недели и сейчас вижу уже почти нормально, а головные боли возникают всего раз в день.

К счастью, пожар в квартире (и мой прыжок) видел служащий бензоколонки возле дома, и именно он вызвал пожарных и «скорую». Он также навещал меня в больнице, и так как мне негде было жить из-за сгоревшей квартиры, он был очень любезен и пригласил меня жить в свою квартиру. Вообще-то это подвал, но очень миленький.

Он прекрасный молодой человек, мы очень полюбили друг друга и собираемся пожениться. Мы еще не решили, когда точно, но, конечно, до того, как будет заметна моя беременность. Да, мамочка и папочка, я в положении. Я знаю, как давно вы мечтали стать бабушкой и дедушкой, и знаю, вы с радостью примете ребенка и окружите его той же любовью, заботой и теплотой, какой окружали меня в детстве.

А причина задержки нашей свадьбы в том, что мой молодой человек подхватил небольшую инфекцию; это не позволяет нам сделать необходимый до свадьбы анализ крови, и я по неосторожности тоже от него заразилась. Но я знаю, что вы примете его в нашу семью с радостью. Он добр и, хотя не получил хорошего образования, очень честолюбив. Хотя он другой расы и его вероисповедание отличается от нашего, я знаю, что выказываемая вами терпимость не позволит обращать внимание на это.

Теперь, когда я сообщила все последние новости, хочу сказать вам, что не было никакого пожара. Не было перелома черепа. Я не лежала в больнице. Я не помолвлена. Я не беременна. Нет никакой инфекции, в моей жизни нет никакого молодого человека. Однако я получила «D» по истории и «F» по биологии. [В США принята шестибалльная система оценок, обозначаемых начальными буквами алфавита. «F» соответствует нашей оценке «неудовлетворительно». — Прим. авт.] И хотела бы, чтобы эти отметки вы восприняли правильно.

Ваша любящая дочь Сюзи».

Резюме по данному письму может быть коротким. Пережив все ужасы и трагизм «падения» дочери, родители воспримут ее не очень хорошие отметки как сущий пустяк по сравнению с тем, что ей «грозило». Вот это и есть управление восприятием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий