В начале мая информационные агентства разнесли весть: в России создана первая фирма по криосохранению (то есть замораживанию) тел умерших с перспективой их последующего воскрешения. Репортажи о фирме «Криорус» – то иронические, то вполне серьезные – появились на страницах многих газет и журналов, прошли по ТВ.
Ну а все-таки, реальны ли возможности современной науки по воскрешению «замороженных» мертвецов или это новый способ «сравнительно честного отъема денег» у доверчивых граждан? За ответом на этот вопрос «Известия» отправились на станцию Алабушево.
Здесь, на улице Центральной, за высоким бетонным забором стоит обшарпанное здание бывшей поселковой школы. В нем живут бежавший от шума и загазованности большого города Владимир Алексеевич и его семейство. Владелец здания – один из учредителей фирмы «Криорус» – совершенно безвозмездно сдал ей одну из комнат. Это даже не офис – пока фирма обходится без него, а просто место для хранения, если хотите, склад людей будущего. Впрочем, держать сосуд Дьюара – большую металлическую емкость с жидким азотом, где хранится головной мозг первых двух клиентов фирмы, можно и в другом месте – это не вопрос
Главными вопросами, которые ставят перед собой девять молодых и не очень молодых людей, основавших частную фирму, являются совсем другие.
Все мы – сторонники трансгуманизма и иммортализма, – просвещает нас генеральный директор фирмы 25-летний Данила Медведев. – Мы уверены, что человечество достигнет бессмертия уже к середине ХХI века. И чтобы этот процесс ускорить, человечеству надо уже сегодня начинать 4 мега-проекта. Бессмертие с помощью крионики – только один из них.
Три остальных мега-проекта – сеттлеретика (перевод человеческого сознания в компьютерную форму), создание наноассемблера (прибора, который сможет прямо из химических элементов собирать все что угодно: от продуктов питания до космического лифта на орбиту), а также создание искусственного разума. Ни один из них Данилу своей сложностью не смущает. Юноша, с успехом закончивший физико-математический лицей в Санкт-Петербурге, затем Институт международного менеджмента, защитивший кандидатскую диссертацию, абсолютно уверен в торжестве науки.
Его единомышленники – настоящие ученые, бывшие бизнесмены, владелец успешной частной клиники и просто отдельно взятые романтики – эту веру разделяют. Они не только готовы посвятить пропаганде бессмертия свою жизнь, но и сами хотят быть после смерти замороженными, чтобы воскреснуть, как только это станет возможным.
В США идеи крионики (замораживания с последующим воскрешением) появились в середине прошлого века. Сейчас там действуют несколько подобных фирм, в них заморожены уже 150 человек, еще полторы тысячи заключили контракты о замораживании в случае смерти. Есть их филиалы в Великобритании, есть энтузиасты в Германии. В Швейцарии разработан проект клиники, которая будет предоставлять услуги по эвтаназии и крионированию одновременно: все-таки замораживать живых как-то надежнее, чем мертвых.
У «Криоруса» пока возможностей хранить тела нет. В сосуде Дьюара хранят головной мозг 60-летнего М., умершего от рака простаты, и 79-летней учительницы Лидии Ивановны Федоренко, чье крионирование организовал ее внук физик Даниил. Мозг бабушки в присутствии внука и Данилы Медведева извлек из черепа служитель морга. Сам Даниил и его мама Галина Ивановна после смерти тоже решили заморозиться.
Вера в возможность воскресить человека после размораживания мозга основана на предположении, что в нем сохранится личность, то есть вся та совокупность информации, которая «записана» в структурах нейронных сетей. Эти структуры, считают некоторые ученые, распадаются не сразу после смерти. И если их сохранить, то рано или поздно наука сможет эту информацию извлечь. Нанороботы величиной с молекулу либо отремонтируют, омолодят и оживят клетки покойного, либо соберут из белков и прочих составляющих его новую биокопию, а затем в новый мозг перепишут прежнюю личность. Либо эту информацию можно будет оцифровать, перевести в компьютерную форму, и человек будет продолжать жить в виртуальном мире, где получит и органы чувств, и эмоции, и впечатления, и т.п. Оптимисты считают, что это будет возможно уже через 30 лет, пессимисты – что через 50. Самые осторожные называют срок в 200 лет.
Сколько все это будет стоить, кому будет доступно, зачем жить вечно – на все эти вопросы у трансгуманистов ответы есть. И ответы оптимистичные. В проекте договора, который фирма разрабатывает для будущих клиентов, так и написано: «… Исполнитель должен принять все возможные меры, чтобы оживить и вылечить пациента…»
Обращает на себя внимание тот факт, что лидируют в мировой крионике наши бывшие соотечественники: в двух крупнейших американских фирмах руководящие научные посты занимают Юрий Пичугин и Сергей Шелег, в Германии – уроженец России Ойген (Евгений) Ляйтль, даже сам главный идеолог хладобессмертия американец Роберт Эттингер имеет русские корни. Видать, рифмуется эа идея и с нашей широтой, и с нашими морозами.
Черт побери! А что, если они правы?
»Любовь – это безумие»
О планах «Криоруса» и своих собственных рассказывает его гендиректор Данила Медведев. известия: Вы, конечно, заинтересованы в привлечении большого количества клиентов. Где вы будете их искать?
_Данила Медведев:_ Уже сейчас нам звонят и пишут по электронной почте десятки людей. Но для распространения своих идей мы планируем работать в местах концентрации потенциальных покойников – в хосписах, больницах и т.п.
_известия:_ Но ведь у вас пока нет возможности хранить тела. Речь о хранении лишь головного мозга – многих ли это привлечет?
_Медведев:_ Почему же, мы можем обеспечить перевозку и хранение тела в США, у нас есть соответствующие контакты. Весь вопрос в платежеспособности клиента. Конечно, в России это будет значительно дешевле – всего 9000 долларов, а в Америке не меньше 28 000.
_известия:_ Головной мозг скольких человек можно хранить в одном сосуде Дьюара?
_Медведев:_ Сюда вполне можно уложить 100-150 человек.
_известия:_ Природа создала для нас возможность жить вечно – для этого надо просто родить детей. А зачем в принципе жить вечно?
_Медведев:_ Потому что жить – это интересно, и мы хотим этого больше – вот и все.
_известия:_ Не получится ли так, что бессмертных будет все больше, а люди будут продолжать плодиться, и земля окажется перенаселена?
_Медведев:_ Тут есть как минимум одно решение: если хочешь рожать ребенка, подпиши бумагу, что отказываешься от бессмертия.
_известия:_ То есть вы не хотели бы иметь детей?
_Медведев:_ Стратегически я не собираюсь заводить ребенка, так как это огромная затрата ресурсов. Кроме того, я не уверен, что смогу его воспитать.
_известия:_ А как же, если случится любовь?
_Медведев:_ С биологической точки зрения любовь – это безумие, сдобренное наркотиком.
_известия:_ Ну а вдруг люди будущего не захотят избавляться от этого «безумия»?
_Медведев:_ Люди будущего перестанут быть людьми и станут постлюдьми, чем-то более развитым, более совершенным. Неизвестно, что будет делать разум, который на несколько порядков выше нынешнего.
_известия:_ А если вам не удастся выполнить свои обязательства по оживлению замороженных, что тогда?
_Медведев:_ Если так, деньги вернем наследникам, это можно указать и в договоре.
В какой валюте и по какому курсу будут возвращать деньги, гендиректор не уточнил.
»Границы живого и неживого размыты»
О научной части проекта «Криоруса» рассказывает его научный руководитель биофизик Игорь Артюхов.
_известия:_ Самое уязвимое место вашего проекта – сохранение личности умершего и его последующее оживление.
_Игорь Артюхов:_ Это потому, что вы исходите из общепринятого взгляда, что смерть – это мгновенный процесс. На самом деле это процесс, растянутый во времени. Живыми отдельные клетки мозга остаются даже через сутки после смерти. А охладив мозг, можно снизить скорость их гибели в несколько раз.
_известия:_ Но как информацию из этих клеток извлечь?
_Артюхов:_ Пока наука этого не умеет. Но нет сомнений, что уже скоро сумеет. Две происходящие сейчас научно-технологические революции – в нанотехнологиях и в когнитивных науках (науках о познании. – «Известия») – сделают это возможным.
_известия:_ А перевод человеческого интеллекта в компьютерную форму – ведь в головном мозге хранится огромное количество информации!
_Артюхов:_ На самом деле эксперименты по определению объемов долговременной памяти (а это и есть собственно личность) показали, что наш мозг подвергает всю поступающую в него информацию фильтрации и компрессии (сжатию), усваивая в среднем 2 бита в секунду. Если умножить на среднюю продолжительность жизни, получится приблизительно 600 мегабайт, не больше.
_известия:_ Но не решена и проблема повреждения мембран клеток кристаллами льда при замораживании. Ведь после размораживания эти клетки не будут жизнеспособными.
_Артюхов:_ Эта задача постепенно решается с помощью криопротекторов – веществ, которые препятствуют образованию кристаллов льда. Уже сейчас успешно размораживаются сперма, эмбрионы животных и человека, клетки кожи, крови, плазмы и т.п. Криобиолог Грегори Фэй, создавший одну из технологий витрификации (замораживания с криопротекторами), которая сейчас применяется для криоконсервации эмбрионов человека, недавно провел новый эксперимент. Он изъял почки у кроликов, заморозил их до минус 130 градусов, затем разморозил и пересадил на место – почки успешно работали. Еще недавно это считалось невыполнимой задачей.
»Отморозки», дающие надежду
Нулевую и даже минусовую температуру благополучно переносят многие живые существа – от вирусов до змей, лягушек и даже теплокровных животных, например, золотистые хомячки. Для человека смертельным считается понижение температуры тела до плюс 26 градусов. Однако наукой накоплены сотни свидетельств того, что возможности живого намного превышают средние биологические пределы.
Ученые компании «Биотайм» (США) с помощью криопротекторов охладили обезьян бабуинов до минус 1 градуса и затем успешно оживили их.
В марте 1960 года в степи замерз 29-летний тракторист Владимир Харин. Когда его привезли в Актюбинскую больницу, его тело было полностью неподвижным, при постукивании издавало «деревянный» звук. Тем не менее врач П. Абрамян при помощи теплых ванн, обертываний и т.п. сумел оживить тракториста, который отделался лишь ампутацией пальцев рук.
В 1970 году в Токио замерз водитель рефрижератора Масару Сайто, за которым случайно захлопнулась дверь. Когда его нашли, японец не подавал признаков жизни: кроме температуры минус 10 градусов в рефрижераторе была еще и высокая концентрация углекислого газа от испаряющегося сухого льда. Возможно, именно это и позволило врачам вернуть его к жизни.
38 минут подо льдом провел 18-летний американский студент Брайан Конинхэм, после чего был успешно оживлен.
В 1987 году полчаса провел подо льдом семилетний Витя Блудницкий из Гродненской области. К жизни его удалось вернуть после получасового искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
40 минут находился под ледяной водой пятилетний норвежец Вегард Слетелунен. Когда его достали, у мальчика не было ни дыхания, ни биения сердца. Однако после реанимационных мероприятий дыхание и сердцебиение восстановились. Через двое суток мальчик пришел в сознание и спросил: «Где мои очки?»
Не дожил до bessmertiya
Одним из самых ярких сторонников трансгуманизма и иммортализма в России был Дмитрий Рязанов, создатель сайта bessmertie.ru. На этом сайте встречаются единомышленники, обмениваются идеями, спорят, придумывают разные проекты типа «Криоруса». К сожалению, недавно Дмитрий скоропостижно умер, прожив всего 34 года. Единомышленники узнали об этом с опозданием, поэтому заморозить своего лидера не сумели, о чем скорбят до сих пор.
История крионики
XVII век – первые эксперименты по замораживанию и последующему оживлению рыб, земноводных, червей и пр.
Начало XVIII века – Антони ван Левенгук открыл возможность «приостановки жизни», наблюдая червей-коловраток.
1873 г. – немецкий ученый Вильгельм Прейер предложил термин «анабиоз» («возврат к жизни»).
Начало ХХ века – русский физик Бахметьев планировал эксперименты по замораживанию млекопитающих, но их прервала его внезапная смерть. Шведский ботаник Лиффес и русский ботаник Максимов открыли возможность использовать глицерин как криопротектор.
1960-е годы – американский физик Роберт Эттингер формулирует основные принципы крионики. В 1964 году он опубликовал книгу «Перспективы бессмертия».
1962 год – американец Эван Купер написал книгу «Бессмертие: физическое, научное, сейчас», утверждая, что на это его вдохновила пьеса Владимира Маяковского «Клоп».
1965 год – в Нью-Йорке создано первое крионическое общество.
1967 год – первое замораживание покойника по всем правилам. Им стал профессор психологии Джеймс Бедфорд.
1971 год – президент Французского крионического общества Анатоль Долинов приезжал в СССР и встречался с ведущим советским реаниматологом Владимиром Неговским. Тот дал согласие быть одним из учредителей Европейской крионической корпорации, но проект не был реализован.
1972 год – в Харькове создан Институт проблем криобиологии и криомедицины АН СССР (ныне – Национальной академии наук Украины).
2005 год – в России начала действовать компания «Криорус».
Автор: Татьяна БАТЕН ВА
Источник: http://www.inauka.ru/experiment/article64521.html
Сборник: http://www.belkon.ru/