Деловой человек формируется в период «инициативы»

Вся жизнь ребенка в раннем возрасте с 0 до 6 лет согласно периодизации Эриксона условно поделена на три периода, в течение которых формируются базовые навыки и установки ребенка, когда он в полный голос заявляет о себе миру (в начальном возрасте ограниченному общением с семьей, и в дальнейшем расширяющемуся по мере взросления индивида). Первый период «базового доверия (или недоверия) к миру» продолжается от рождения до 2 лет. Второй период «автономии» длится от 2 до 4 лет. Третий период «инициативы», длящийся от 4 до 6 лет, является очень важным для самоутверждения личности. Малыши в этом возрасте крайне деятельны. Их игра в этот период не просто игра – это важная школа взрослой жизни, создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок этого возраста очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых.

Благодаря теплому эмоциональному отклику, поддержке он убеждается, что может достигнуть поставленной перед собой цели и на многое способен. Малыш примеряет на себя такое важное для всей дальнейшей жизни понятие, как «могу – не могу». Если в качестве оценки своей деятельности ребенок получает лишь критику и замечания, то бурная активность сменяется пассивностью (зачем стараться, все равно все будет не так) и покорностью. Но пусть эта покорность не радует родителей – ведь качество пасовать перед трудностями и важными целями малыш теперь пронесет через всю жизнь. Людей, которых в пятилетнем возрасте не поддерживали в их начинаниях и устремлениях, вы всегда можете узнать по тому, что у них «опускаются руки» при любой новой, трудной задаче. Люди эти вовсе не ленивы, просто они не научились или боятся проявлять инициативу, поскольку твердо уверены (благодаря не приобретенному навыку в период «инициативы»), что ничего не могут делать хорошо. А теперь вспомните, часто ли ваш ребенок (или вы сами в детстве) слышали от своих родителей: «Ты ничего не умеешь!», «Тебя ни о чем нельзя попросить», «Ты занимаешься какой-то ерундой!». Такие оценки маленького человека, пусть даже данные из самых благих побуждений, формируют у ребенка ощущение вины за свою непутевость, уверенность в своей неспособности к созидательной деятельности. ри всем этом основное достоинство периода «инициативы» (если, конечно, созданы положительные условия для его «постижения») – высокая инициативность, твердое убеждение в собственной силе, умение достигать поставленной цели.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий