ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Четырехаспектная модель психики Б. Г. Ананьева.

Иной в сравнении с изложенным вариант структурирования составных элементов модельного описания психического облика человека содержится в работах Б.Г.Ананьева. Им предложен определенный вариант концептуализации психической реальности, опирающийся на результаты научного изучения человека. Для него множество признаков, характеризующих психическую организацию человека, может быть разбито на 4 подмножества. Эти подмножества именуют человека как индивида, личность, субъект и индивидуальность. Исходное разграничение между этими понятиями может быть произведено следующим образом: индивид – это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств; личность – это человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума; субъект – это человек как типичный носитель видов человеческой активности; индивидуальность – это человек, охарактеризованый в аспекте его неповторимости, уникальности, непохожести на других людей.

Во всех четырех аспектах мы имеем в виду, конечно, характеристики психического облика человека. Поэтому с самого начала принимаем разграничения психических механизмов с точки зрения их природной, социальной или интропсихической обусловленности, либо отражающих неповторимость жизненного пути каждого отдельного человека. Тем самым мы следуем определенному подходу к декомпозиции элементов целостного описания психического облика человека. Конкретизация произведенного разграничения может быть изображена с помощью структурных схем, каждая из которых включает в себя по 9 признаков. При этом каждый из выделенных аспектов и соответствующие ему понятия могут быть охарактеризованы как формы интеграции включенных в них понятий – свойств. Человек как индивид – это человек, раскрывающийся в обусловленности его поведения генетическими, метаболическими, нейродинамическими, конституциональными факторами. В совокупности они обусловливают возникновение интегративного психического механизма темперамента. Темперамент в свою очередь реализуется (проявляется) в поведении (рис.6). Человек как личность – это человек, раскрывающийся в обусловлености его общения с другими людьми и природой, структурой его ценностных ориентации, спектром исполняемых им ролей, соотношением его прав и обязанностей, интернализованными им этническими и культурными стереотипами (рис.7). Человек как субъект – это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности (рис.8). темперамент поведение биогенные потребности задатки тип конституции половые особенности параметры метаболизма параметры нейродинамики биологическая зрелость

Рис. 6. Система индивидных признаков человека личность общение социогенные потребности ценностные ориентации социальный статус структура притязаний социальные роли этнический стереотип поведения социальная зрелость

Рис. 7. Система личностных признаков человека сознание самосознание психогенные потребности способности акции имажинации эмоции когниции психическая зрелость

Рис. 8. Система субъектных признаков человека

Человек как индивидуальность – это человек в его непохожести на других людей, проявляющийся в специфике переживаний им ситуаций его жизненного пути (рис.9). Представленный вариант упорядочения признаков, характеризующих человека, следует рассматривать как структурную модель психической реальности, носителем которой он является. Формула же, с позиции которой можно оценивать достоинства любой модели, – “изоморфизм+простота”. Это означает, что модель всегда упрощает реальное положение дел, точнее можно было бы даже сказать, что, используя модельное описание, мы намеренно упрощаем (схематизируем) реальность. Открытым остается только вопрос о том, насколько принятое упрощение удобно, целесообразно, оправданно с точки зрения решаемой задачи. Но модель не только упрощает, она фиксирует некоторые существенные в данных обстоятельствах свойства – признаки. характер деятельность потребность в самореализации способность к самоактуализации самообладание самоидентификация самочувствие самооценка жизненная транспектива

Рис. 9. Система признаков человека как индивидуальности

Поскольку именно на изложенный вариант описания мы будем ориентироваться в последующем при характеристике топографии психического пространства, отметим то, что позволяет подчеркнуть приведенная модель. Совокупность 36 признаков – понятий, так или иначе используемых в различных вариантах описания человека (что само по себе, как представляется, не требует какого-либо специального обоснования), упорядочена в данном случае с помощью структурной модели таким образом, что это позволяет: а) выделить ряды признаков (предположительно), имеющих различную детерминацию, б) установить гомологи механизмов-признаков, входящих в различные детер-минационные ряды (темперамент – личность – характер, поведение – общение – деятельность), в) произвести разграничение на интегративные и парциальные (исходные) признаки, выделяемые в рамках каждого из рассматриваемых аспектов; это открывает дополнительную возможность интерпретировать интегративные признаки на языке обобщаемых ими парциальных признаков, г) подчеркнуть ведущую роль при описании психической реальности принципа развития: психика существует в развитии, и исходным пунктом рассмотрения психических механизмов выступает их соотнесенность с определенным этапом возрастного развития (зрелости), д) акцентировать внимание на том, что сквозными (представленными во всех четырех аспектах признаками – понятиями) наряду с понятием возраста являются понятия потребности (тенденции) и способности (потенции); это позволяет, в частности, утверждать, что человека качестве носителя психических механизмов регуляции конституирован прежде всего структурой его потенций и тенденций.

Потребности и способности как ингредиенты внутреннего мира человека. Общий смысл понятия “потребность” указывает в первую очередь на некоторую нужду, на то, что требуется для полноценного осуществления функций, развития, жизни вообще. В повседневном общении семантическое поле понятия “потребность” образуют слова “нужда”, “желание”, “намерение”, “стремление”, “интерес”; “мотив”. Можно сказать, что потребности – это то. в чем мы нуждаемся, то, что мы имеем желание и намерение удовлетворить, чего мы стремимся достичь или избежать, это то, что представляет для нас интерес, составляет мотив, движущую силу нашей активности. Мы, в частности, ощущаем потребность иметь способности, быть право-и дееспособными. Для регулирования межличностных отношений мы стремимся зафиксировать и защитить важнейшие наши потребности с помощью права, т.е. представить их в виде провозглашенной и охраняемой силой государства системы ценностей. Многообразие потребностей предполагает выделение параметров – признаков, с помощью которых потребности могут быть охарактеризованы и на основе которых может быть проведена их классификация. Среди параметров, используемых для описания потребностей, в первую очередь следует назвать признаки их качественной определенности (модальность) и силы. Особо сильные потребности мы обычно квалифицируем как страсти (страстные желания, всепоглощающая страсть), в качестве метафоры при этом часто используется наименование одной из конкретных потребностей – жажда (жажда славы, жажда деятельности, “духовной жаждою томим”).

Для классификации потребностей используются различные основания. Аристотель, например, делил блага на телесные (здоровье, сила), внешние (богатство, честь, слава), душевные (острота ума, нравственные добродетели), склоняясь при этом к идее метриопатии (умереннострастие) в противоположность тезису стоиков об апатии (бесстрастии). Список мотивационных факторов, составленный современным американским психологом Гилфордом, включает в себя следующие виды: факторы, соответствующие органическим потребностям: 1 – голод, 2 – сексуальное побуждение, 3 – общая активность; потребности, относящиеся к условиям среды: 4 – потребность в комфорте, приятном окружении, 5 – педантичность (потребность в порядке, в чистоте), 6 – потребность в уважении к себе со стороны окружающих; потребности, связанные с работой: 7 – честолюбие, 8 – упорство, 9 – выносливость; потребности, связанные с социальным положением: 10 – потребность в свободе, 11 – независимость, 12 – конформизм, 13 – честность. социальные потребности: 14 – потребность находиться среди людей, 15 – потребность угождать, 16 – потребность в дисциплине,17 – агрессивность; общие интересы: 18 – потребность в риске или, наоборот, в безопасности, 19 – потребность в развлечениях.

Типичной чертой распространенных вариантов классификации потребностей является то, что они, как правило, ориентированы лишь на один полюс реально существующей системы. выделяя либо то. что оценивается отрицательно как осуждаемые устремления, либо то, что оценивается положительно как позитивные (одобряемые) устремления. Достаточно вспомнить попытки классификации грехов (устремлений, несущих в себе разрушительный потенциал в отношении определенно понятого идеала), либо, наоборот, благ. Так, католической церковью была установлена следующая иерархия грехов: гордыня (высокомерие), жадность (скупость, корыстолюбие), властолюбие (тщеславие, страсть к роскоши), зависть, обжорство (чревоугодие), озлобленность, уныние.

Попытки снять (нейтрализовать) оценочные моменты приводят к употреблению иной номенклатуры наименований. В качестве примера может рассматриваться номенклатура наименований, использованная Б. И. Додоновым при классификации эмоций. Согласно этому подходу можно говорить о следующих видах потребностей: (1) акизитивные (потребность в накоплении, приобретении), (2) альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия), (3) гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности), (4) гло-рические (потребность в признании собственной значимости), (5) гностические (потребность в познании), (6) коммуникативные (потребность в общении), (7) праксические (потребность в результативности усилия), (8) пугнические (потребность в соревновательной деятельности), (9) романтические (потребность в необычном, неизведанном), (10) эстетические (потребность в прекрасном).

В принятой нами модели описания психического облика человека предусматривается разграничение потребностей на 4 класса: биогенные, социогенные, психогенные и духовные (частным случаем которых в рамках использованной модели выступают потребности в самореализации). Биогенные потребности – это то, что требуется для нормального развития человека как индивида (организма). Социогенные потребности – то, что требуется для нормального развития человека как личности. Психогенные потребности – то, что требуется для нормального развития человека как носителя психических механизмов регуляции его активности. Духовные потребности – то, что требуется для нормального развития человеческой индивидуальности. Последнее указывает также и на то, что потребность – это не только нечто, находящееся вне человека, но и принадлежащее ему, его конституирующее. Человек нуждается в том, чтобы то, в чем он нуждается, было не навязано ему извне, а было установлено им самим. Человек нуждается в том, чтобы его потребности были одухотворены, чтобы то, в чем он нуждается, по крайней мере, способы удовлетворения его потребностей, были санкционированы им самим, проистекали из оснований, его самого конституирующих. Человек не может освободиться от потребностей, от своей зависимости от окружающей его среды, но он может и хочет иерархизировать имеющиеся у него потребности, следовать определенной, положенной им самим, мере их удовлетворения.

Потребности не фиксированы раз и навсегда в структуре внутренней организации человека. Они меняются с возрастом, в процессе развития. Их изменение, переструктурирование является сущностным аспектом развития. Направление духовного развития человека определяется возвышением его потребностей. Механизмом этого развития является механизм сублимации. Механизмом деградации человека является процесс разрушения иерархии системы его потребностей. Проблематика, во многом аналогичная той, которая встает в связи с категорией “потребность”, развертывается в психологии и в связи с категорией “способность”. В обоих случаях остро стоит проблема нахождения адекватных оснований классификаций и осуществления самих классификационных описаний. Но если в связи с проблемой потребностей на первый план выходит задача интерпретации соотношения осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности, то в связи с проблемой способностей на первый план перемещается задача диагностики и прогнозирования успешности деятельности. В истории психологии способности в течение длительного времени рассматривались как особые свойства души, силы (потенции), изначально присущие человеку, передаваемые ему природно. Этот взгляд на способности как врожденные силы был подвергнут критике уже Дж. Локком и особенно французскими материалистами XVIII в. Один из них. Гельвеций, считал, что способности всецело зависят от внешних условий жизни в том смысле, что, произвольно и целенаправленно меняя условия жизни, их можно формировать.

Принципиальный тезис, принятый в советской психологии, гласил: для того чтобы индивид смог развить, реализовать свои способности, нужны определенные социальные условия (Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т.З). Согласно этому тезису, способности. которыми обладает человек, заключены (аккумулированы) не только внутри его организма, но и распределены в социальных условиях его жизнедеятельности. Для того чтобы реализовать свои способности, человеку требуется ассимилировать их из окружающей его среды. В психологической литературе можно встретить различные варианты классификации способностей. В качестве одного из примеров можно привести классификацию современного американского психолога X. Гарднера. В этой классификации способности дифференцируются в соответствии с разграничением областей деятельности, в занятиях которыми люди демонстрируют различную успешность: 1 – лингвистические (писатель, переводчик), 2 – музыкальные (композитор, исполнитель), 3 – логико-математические, 4 – пространственные (архитектор, хирург, летчик), 5 – телесно-кинестетические (танцовщик, механик), 6 – межличностные (способность понимать других: учитель, актер, продавец), 7 – внутриличностные (способность понимать себя: психиатр, поэт). С позиций принятой нами модели описания психического облика человека естественным представляется разграничение 4 типов способностей – потенциалов человека: природно обусловленные потенциалы (задатки), социально обусловленные потенциалы, психически обусловленные потенциалы (собственно способности) и духовные потенциалы.

В.И.Гинецинский ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий