ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 3. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

продолжение Реализацию жизненной позиции во времени и в обстоятельствах жизни, соответствующую динамическим характеристикам жизненного пути, можно назвать жизненной линией. Такая линия – типичный для данной личности способ изменения во времени, в изменяющихся жизненных обстоятельствах. Жизненная линия – это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в проведении, реализации своей жизненной позиции, верность себе, своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах. Она также имеет свои типологические характеристики. У одних жизненная линия последовательна, она укрепляет, выверяет жизненную позицию, у других она непоследовательна, хаотична, у третьих – застойна, ведет к регрессу личности. В жизненной линии сказывается прежде всего потенциал возможностей, присущих жизненной позиции, которые разворачиваются, обнаруживают себя в дальнейшем ходе жизни. Жизненная линия – это не только линейное, но и иерархическое образование, т.е. каждый более высокий, достигнутый личностью уровень жизни открывает более далекую перспективу, более широкие возможности (веер возможностей), жизнь приобретает большую структурированность. Однако это зависит не только от того, предвидит ли личность будущее, а именно от того, насколько конструктивна была ее исходная позиция. Здесь имеет место жизненное продвижение личности (подобно интеллектуальному продвижению), подъем на более высокий уровень, что характеризуется все новыми жизненными достижениями. “Моя жизнь всегда шла по восходящей, несмотря на жизненные потери, ее сопровождавшие, несмотря на то, что порой она принимала трагический оборот”, – писал в своих дневниках С. Л. Рубинштейн [Рубинштейн С. Л. Дневники. Частный архив. С. 35.]. Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа (решений, поступков и т.д.) на последующий. Это обратное воздействие достижений жизни на личность, умножение достижений жизни на ее собственные возрастающие возможности мы называем вторичными условиями ее развития.

Занятая личностью позиция “сидеть сложа руки” приводит к непоправимым изменениям в ее жизни: она испытывает разочарование, в ней накапливаются злоба к людям, мстительность, которые и проявляются в ее последующих жизненных отношениях (таковы вторичные последствия жизненной позиции личности, которые ведут к ее деградации). Однако иногда человек, заняв активную позицию, может растратить себя на “переделку мира”, включиться в решение социально тупиковой ситуации, но потом изменяет себе, занимает пассивную, отстраненную позицию. Ему не хватает жизненного разума, чтобы отделить бесплодность своих личных усилий, связанных с тупиковой социальной ситуацией, от собственных личностных возможностей, он переживает поражение и принимает его как судьбу. Траектория жизненной линии здесь прерывается.

На протяжении жизни изменяются основные жизненные отношения личности, которые иногда наталкиваются на внутреннюю инерцию: способ жизни и отношение (например, с детьми, с мужем) коренным образом изменились, а человек пытается жить по-прежнему. Жизненную линию определяет жизненная зрелость (или незрелость). Последняя иногда и в пожилом возрасте проявляется в инфантилизме – переоценке своей значимости, своих возможностей, неадекватной “размашистости” (новая семья, новое дело закладываются без учета жизненных сил). Напротив, жизненная зрелость проявляется в равнодушии к “соблазнам”, в преодолении препятствий, в отстаивании своей линии жизни. Человек осознает необходимость решать жизненные противоречия или сдать жизненные позиции.

Некоторые противоречия возникают в процессе самой жизни, ее объективного хода, закономерного или случайного, но их общая черта в том, что они не могут быть разрешены личностью, даже если она проявляет активность, изобретательность, все свои способности. Другие противоречия, будучи объективны по своей природе, не зависят от хода жизни конкретной личности и требуют для своего разрешения активного участия целых групп людей, а не только усилий отдельной личности. Третьи разрешаются самой личностью, ее усилиями и активностью, четвертые – только данной отдельной личностью. Такова в целом первая группа объективных по происхождению и определенных по степени возможности их разрешения личностью противоречий.

Другая большая группа противоречий обусловлена особенностями самой личности, организующей жизнь. Вмешательство личности в ход жизни, композиция ею своих жизненных отношений (противоречивая или гармоничная по отношению друг к другу) порождают внутриличностные и социально-психологические противоречия. В качестве основания для классификации противоречий жизненного пути необходимо определить способ организации личностью жизни, т.е. жизненную позицию личности, и способ проведения этой позиции во времени и в обстоятельствах жизни – жизненную линию. Для характеристики личности как субъекта жизнедеятельности чрезвычайно важен выбираемый ею способ разрешения противоречий.

Классификации жизненных противоречий, таким образом, основаны на разных моделях организации жизни личностью. Одной из наиболее распространенных является модель резких перемен в жизни вследствие изменения жизненной позиции. Например, уход большого спортсмена, достигшего славы, на другую, гораздо более скромную работу – тренера и т.д., обнаруживает или прочность внутренней личностной позиции, или ведет к внутреннему кризису. Сохранение активности при изменении жизненной позиции позволяет отделить подлинно личностную активность от тех социально-психологических опор (славы и т.д.), которые поддерживали личность прежде. Другой моделью, в известном смысле противоположной первой, является модель возникновения внутренних противоречий и кризиса как результата отсутствия каких-либо желательных для личности жизненных перемен, жизненных достижений.proofreadingstay learn promosee here nowreplica watchelf bar flavoursэльф бар вкусыsmartphonehoesje korting

Иногда позиция внешне, казалось бы, непротиворечивая, изменяясь и развиваясь, выливается в такие отношения, которые личность не может удержать или непротиворечиво соединить. Когда отношения в семье исходно являются компромиссными, неподлинными, подрастающие дети и новые отношения с ними обнаруживают несостоятельность позиции жены (мужа) или их взаимоотношений.

Наиболее яркой иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два феномена – уход и возложение ответственности. Уход личности проявляется в самых разнообразных формах: уход из семьи, в другую профессию, в другую возрастную группу и т.д. Однако этот феномен при разнообразии его жизненных форм является симптомом того, что личность хочет избежать трудностей. Любая форма ухода, как правило, связана с противоречивой ситуацией, в которой оказалась личность, с ее неспособностью продуктивно разрешать противоречия или их длительно выдерживать. На первый взгляд некоторые формы ухода могут восприниматься как проявление активности личности – поиски новой жизненной позиции, перемена направления жизни, жизненной линии (новой семьи, новой профессии). Однако “уходившие” люди указывали на отсутствие сил для продолжения прежней жизни, выполнения прежней роли.

Другой феномен ухода личности от противоречий – возложение ответственности – также проявляется в самых разнообразных формах, в которых фактически занижается роль “я”, роль личной активности, имеет место отсутствие инициативы или избежание ответственности. “Возложение ответственности” определяется нами как стремление личности переложить ответственность на других. Переход от нравственной регуляции к юридической (обвинения, порицание окружающих, начальство и т.д.), религиозность как возложение ответственности на внеличностные силы (судьбу и т.д.) – все это формы падения активности, неспособности отстоять собственную позицию.

Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, “принципы”, привычки, круг общения и т.д. неизменными. Это часто присуще старческому возрасту и выражается в нежелании перемен (путешествий, встреч и т.д.). Однако такое состояние довольно часто проявляется и у молодых, и в зрелом возрасте как нежелание что-либо изменять в жизни, что-то “сдвигать со своих привычных мест”, проявлять активность, идти навстречу трудностям. Такие люди во всех отношениях придерживаются ритуальных правил, твердого распорядка. Для них важна не мудрость, которая свойственна возрасту, а форма субординации старших и младших, мужа и жены, педагога и учеников. Они скорее согласятся разрушить сложившиеся отношения, по существу сломать свою жизненную позицию, чем изменить привычный для них стиль жизни.

Возрастные противоречия обостряются противоречиями, связанными со сменой жизненной позиции, с изменением жизненной линии, жизненной направленности. Наиболее сложным этапом жизни трудновоспитуемых подростков является их переход от этапа жизни в колонии к этапу новой трудовой жизни. Предполагается, что в колонии они прошли перевоспитание и, попадая в хорошие, передовые коллективы, сразу должны успешно включиться в трудовую жизнь. Однако часто они уходят с работы, бросают “благополучную” жизнь и даже уезжают в другие города в поисках близкой себе группы. Чем объяснить это возвращение к прошлому? Неэффективностью перевоспитания?В этих и аналогичных случаях сама личность до поры до времени не разрешает противоречий: происходит чисто внешняя перемена жизни, пусть даже и радикальная. Новый образ жизни не присваивается личностью: она должна перейти от принудительного к добровольному способу жизни, что требует не только времени, но и внутренней перестройки. Противоречия, связанные с изменением (потерей, удержанием, “переосмыслением”) жизненной позиции, являются наиболее трудными для жизни личности. Жизненная позиция может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения противоречий, конфликтных ситуаций, причем для изменения жизненной позиции как таковой необходимо разрешение жизненно значимых противоречий, ситуаций и т.д. Жизненно значимыми, жизненно важными являются только те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самим собой и т.д. Противоречия, разрешаемые только на “словах”, приводят к демагогии, к нежеланию на деле отказаться от своих установок, “принципов”, к “изобразительной деятельности”.

В период застоя за декларациями, правильными словами не стояли правильные действия. Неправильно было бы думать, что постоянное разрушение связи слова и реального дела не разрывало естественной психологической связи намерения и действия, а сама личность не утрачивала своего волеизъявления. В личной жизни это зачастую приводило не только к потере личностью истинных мотивов, но и к утрате ею чувства, что это ее собственная жизненная позиция, что отчуждало личность от ее жизни.

Наступившая эпоха гласности дала возможность многим людям открыто признать не только свои достижения, но и потери, трудности, причем как на общественном, так и на личном уровне. Гласность в постановке жизненно значимых проблем позволила выявить их важность прежде всего для самого человека, а не только для общества, как это практиковалось в предыдущие периоды. Индивид получил право на признание своей личной свободы, независимости как право на собственную жизненную позицию, мнение, даже на свою личную трагедию. Плюрализм мнений открыл возможность не только самостоятельно выбирать позицию, но и последовательно отстаивать (изменять, перестраивать) ее на всех этапах жизни.

Личность получила право на решение своих сугубо личных проблем без привлечения “официальных” инстанций. Таким образом, социалистический плюрализм становится гарантом того, что личные проблемы каждого перестают быть под общественным контролем, что и является гарантом права на личную жизнь. Признание каких бы то ни было личных противоречий не является признаком ни идеологической неустойчивости, ни низкой производительности труда, а лишь правом личности решать их по своему усмотрению. Мнение коллектива теряет общественно-нормативную функцию “добровольного принуждения” и приобретает другие – совета, порицания, одобрения.

Разрешение жизненных противоречий осуществляется человеком на уровне повседневных, бытовых проблем, ситуаций. Контроль за “жизненным раскладом” (в семье, на службе) необходим для поддержания нравственного здоровья не только человека, но и общества в целом. Исследования венгерскими социальными психологами причин самоубийств свидетельствуют о важности своевременного самоконтроля, об опасности утраты чувства ценности собственной жизни, ответственного отношения к будущему своих детей [См.: Патаки Ф. Социально-психологические вопросы смены поколений // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988. С. 11.].

Преобладание внутренних противоречий личности над общественными – не нарушение социалистической морали, а показатель того, насколько личность в состоянии справиться с их решением самостоятельно. Анализируя направленность личности на решение внешних проблем, надо прежде всего выявить истинные мотивы этой направленности, источники недовольства личности своим положением в обществе: имеется ли оно в действительности или является показателем неспособности личности занять это положение, пустоты ее жизни и т.д.

Интересные примеры можно привести из прошлого. В России существовал суд присяжных, и, как отмечает известный советский историк психологии Е. А. Будилова, и судьи, и присяжные прекрасно знали психологию людей, что помогало им выявлять противоречия, сложные ситуации, связанные с преступлениями и нарушениями законов. Поэтому они могли отделить личные мотивы преступления от тех, которые, скажем, были типичны и даже популярны в определенных слоях общества, группах населения, отделить глубоко личный конфликт от традиционного и т.д. [См.: Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.]В подходе к противоречиям внутреннего мира личности, часто выплескивающимся наружу, принимающим социально типичные и даже массовые формы, важно учитывать связь ее внутренних проблем и жизненных социальных обстоятельств. Связь эта обнаруживается только при рассмотрении целостного жизненного пути личности. Нельзя абсолютизировать только внешние, социальные или только внутренние причины противоречий. Например, при изучении проблемы самоубийств в Венгрии, число, которых в последние годы катастрофически росло, вначале отдельно рассматривались только личные или только социальные их причины и традиционные формы их разрешения. Когда же к проблеме подошли комплексно, т.е. стали анализировать и экономические, исторические и собственно личные причины, то выяснилось, что при общем довольно высоком жизненном уровне реальный уровень жизни людей из разных слоев населения сильно различается, более того, есть группы, живущие за чертой бедности. Однако не бедность сама по себе является причиной преждевременного ухода из жизни, а бедность на фоне сознания того, что в социалистическом обществе все должны быть равны. Бедность рассматривается личностью как социальная несправедливость. Венгерский психолог К. Яро считает, что противоречия социалистического общества наиболее концентрированно и остро проявляются и сосредоточиваются в сфере семьи, личной жизни, в малой группе.

Плюрализм подразумевает богатство, всю палитру оттенков человеческой жизни со всеми ее трудностями, противоречиями, “разрешимыми” и “неразрешимыми”. При оценке человеком своей жизни всегда присутствует момент субъективности, и именно он в первую очередь заслуживает самого пристального рассмотрения и всестороннего анализа [Goffman E. The presentation of self in everyday life. 1978.]. Именно он выступает результирующей и движущей, силой реальной жизни человека, ее достижений и потерь. Поэтому, как говорилось выше, удовлетворенность (или неудовлетворенность) жизнью является серьезным показателем ее реальной проблемности. В любом сложном положении, в любой жизненной ситуации помимо ее “диагноза” должно присутствовать осознание ее проблемности, а в этом осознании на первом месте должно стоять понимание самоценности жизни для самого человека. Какие бы противоречия ни разрывали человека, он должен решать их с позиций ценности своей жизни и для самого себя, и для общества.

Однако можно разрешить любую ситуацию, переменив свою жизненную позицию (уйти из семьи, с работы, бросить любимое дело, изменить жизненным принципам). Но это будет внешнее решение, внешнее изменение, которое, если противоречие носит принципиальный характер, возобновится в новой форме и в новой ситуации. Поэтому стратегия жизни должна, по-видимому, заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Когда, обсуждая проблемы роста числа разводов, обратились к психологу с вопросом, где же выход, он ответил так: если нельзя устранить все причины конфликтов и противоречий в семье, то можно сделать только одно – научить людей их разрешать. Конечно, не нужно создавать проблемы искусственно и раздувать конфликты там, где их нет. Но нельзя закрывать глаза и оттягивать решение наболевших проблем, назревших конфликтов. Некоторые люди, желая сохранить устоявшуюся жизненную позицию, сложившиеся отношения, оттягивают решение внутренних конфликтов. Это можно понять. Но незаметно серьезный конфликт разрушает личность, отнимает душевные силы, выводит из состояния душевного равновесия, оборачивается внутренним оцепенением, падением активности, интереса к жизни.

Нередко думают, что внутренние противоречия – это только разлад с самим собой, борьба разных побуждений. Однако это не так. Например, такое, казалось бы, внешнее несоответствие размера оклада статусу или способностям, большому объему выполняемой работы, отсутствие условий для профессионального роста являются причинами глубоких внутренних переживаний. Сорокалетний мужчина начинает считать себя социально несостоятельным, не способным прокормить семью и т.д. Его переживания, как кажется на первый взгляд, не принимают формы противоречий. В силу отсутствия условий для полноценной реализации своих способностей возникает озлобление, появляется чувство скуки, неудовлетворенность. Именно эти переживания приводят к внутренней ломке личности: к отказу от профессиональных интересов, к появлению ориентации на карьеру, “денежную должность” и т.д. Создается как бы иерархия противоречий, когда к внешним противоречиям надстраиваются внутренние, образуя противоречия второго порядка. Иногда исчезает желание бороться за жизнь, соответствующую возможностям человека. В подобных ситуациях человек нередко обращается к алкоголю, под действием которого его поведение изменяется так, что он сам лишает себя “прав” на улучшение своей социальной ситуации. Лечение такого человека – это забота не только медиков, но и психологов, которые помогли бы ему решить его жизненные противоречия.

Долгие годы из общественного сознания исключалась проблема противоречий, хотя в теории утверждалось, что противоречия – основа развития. Они чаще всего отождествлялись с недостатками, с негативными явлениями. Между тем противоречия приносят личности не только “вред”, но и “пользу”, поскольку их разрешение, как правило, способствует ее развитию. Важно только, чтобы человек мог найти их правильное решение, чтобы он имел силы и потребность их преодолевать. Польские психотерапевты, сталкиваясь с больными, находящимися в так называемых пограничных состояниях, критических для душевного здоровья, утверждают, что часто таким людям бывает полезно испытать сильное потрясение, пережить и разрешить конфликт. Подлинное разрешение противоречия вызывает у человека удовлетворенность, внутреннее облегчение, которое, однако, часто игнорируется окружающими, да и самим человеком. А между тем, даже если жизненная ситуация продолжает оставаться трудной, противоречивой, найденное решение придает человеку новые силы для построения новой жизненной стратегии. Не надо бояться таких “пересмотров”, считая их изменой самому себе, своей позиции, не следует упорно держаться за то, что сохранилось только в нашем воображении или памяти, тогда как в реальной жизни уже давно разрушилось.

В зарубежной психологии, особенно возрастной, существует ряд теорий так называемых жизненных кризисов, которые связываются с определенными возрастными периодами. Но нельзя рассматривать кризис как фатальный для каждого возраста и каждого человека. Это не соответствует реальности, поскольку сплошь и рядом противоречия и кризисы обусловлены другими причинами и не привязаны к возрастным особенностям. Кризис может заключаться в реальном несоответствии между, например, взаимоотношениями подростка со взрослыми, для которых он по-прежнему остается маленьким. В этом случае его жизненная позиция (как опекаемого материально и духовно, постоянно призываемого к нормативному поведению) приходит в противоречие с его возможностями, стремлениями, потребностью быть самостоятельным.

В целом причины возникновения противоречий и их характер чрезвычайно многообразны. Это отмечают все психологи, пытавшиеся построить их классификацию. Однако все их многообразие в конечном счете приводит к субъекту (человеку или группе), который является эпицентром этих противоречий. Долгое время считалось, что противоречия объективны, т.е. существуют независимо от воли и желаний человека и подчиняют его. Между тем как раз активные действия людей, их вмешательство в ход тех или иных событий и порождают противоречия, особенно тогда, когда люди выступают с новых позиций, когда они ломают старые традиции. Иначе говоря, само качество личности как субъекта жизни порождает противоречия, а способность разрешить их делает личность в еще большей мере субъектом.

Общие требования, нормы, устои ни в одном обществе не совпадают полностью с позицией каждого человека, не отвечают потребностям индивидуальности. Поэтому одним из основных противоречий в жизни людей является противоречие между индивидуальным и общественным. Но именно поэтому так важно осознание каждым человеком собственной жизни как свободного пространства для выбора собственного направления развития.

Личность должна изначально формировать в себе установку на трудности, готовность к их преодолению, а не только установку на успех и поддержку. Жизненная стратегия личности предполагает в своей основе принцип опоры на собственные силы, выявление того, хватит ли у нее сил для резких изменений в своей жизни, которые могут обернуться неудачей. В психологии сложилось понятие толерантности как устойчивости личности к трудностям. Устойчивость к трудностям, противоречиям может превратиться в своеобразную личностную потребность.

Такая потребность в трудностях, риске обнаруживается у части подростков при выборе ими профессии: они хотят быть там, где есть трудности, риск. Эта потребность часто подавляется взрослыми, которые “пристраивают” своих детей туда, где безопасно, комфортно, где от них не потребуется больших усилий, выдержки. Можно обратить внимание на такую, казалось бы, несущественную деталь, как подростковые игры. Еще несколько десятилетий назад для таких игр были характерны испытание на смелость, выработка воли, чувства локтя, способности преодолевать препятствия. К сожалению, с нарастанием стремления старшего поколения к опеке подростков игры с подобным содержанием исчезли.

Особенно сложны и трудноразрешимы противоречия в общении людей. Основой для таких противоречий может стать расхождение, начиная с разных точек зрения на любое явление жизни и кончая несходством характеров. Плюрализм мнений открыл совершенно новую плоскость видения этой проблемы, поскольку стало возможным сосуществование различных мнений, точек зрения. Необходимое условие плюрализма – уважение к человеку, придерживающемуся противоположной точки зрения, признание права на существование иной позиции. В течение нескольких десятилетий общественное сознание стандартизировало людей, стирало индивидуальности. На уровне личного общения это приводило к неприятию инакомыслящего, формировало психологию нетерпимости к любому разнообразию, несовпадению мнений. Принцип “стричь под одну гребенку” проявлялся и на уровне личных отношений людей, формировал убеждение, что все должны думать, как я, хотеть, как я, и быть, как я. Люди внутренне привыкли идти на сделку со своей совестью, пренебрегать своими убеждениями; постепенно отпадала и потребность их иметь.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – с. 10-75

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий