Не только и не столько для евреев. Каждый может увидеть что-то полезное для себя. КЛАССИЧЕСКОЕ МАЛОДУШИЕ Много-много лет назад, когда евреи валом повалили на историческую родину (вы не поверите, тогда это были настоящие евреи!), я и мой друг Сеня Аш устраивали для них семинары в Цфате, что-то вроде «Мое первое знакомство с иудаизмом». На одном из таких семинаров мы встретили немолодую женщину, которую можно было бы назвать мечтой лектора: она не клевала носом, задавала разумные вопросы, живо реагировала на материал и даже записывала что-то в блокнотик, а во время перерывов выказывала живой внеклассный интерес к «религии древних евреев». Семинар подошел к концу, мы тепло попрощались. И тут последовал удар… Милая дама сказала мне и Сене: «Все было так интересно, так ново, так увлекательно! Но завтра нас ждет обычная жизнь репатриантов и, глядя вперед, понимаешь: все, что было сказано здесь, – чушь собачья». Ну-с, а теперь к тексту. И не подумайте, что я себя или господина Аша сравниваю с Моше. Куда нам. «И говорил Моше все это сынам Исраэля, но не послушали они Моше из-за малодушия и тяжкого труда». Тора называет две причины, сделавшие сынов Израиля «глухими», не позволившие им услышать и понять слова Моше. Относительно второй из них все ясно: лепят рабы кирпичи, а тут аристократ и белоручка обрушивает на них утопические идеи. Тяжел труд этих людей, страшно далеки они от свободы. А вот первая причина не так однозначна и понятна.
Коцер руах означает буквально «короткий дух» или «короткое дыхание». Речь, однако, идет явно не об астме. Классические комментарии обычно трактуют это выражение как «нетерпение». Итак, за «неслышанием» стоит не только изнурение плоти непосильным трудом, но и рабское свойство характера: нежелание и неумение тратить время на то, что не сулит очевидного и немедленного эффекта. Например, на размышления.
Старый анекдот: чем отличается прапорщик от обезьяны? Обезьяна трясет пальму, кокосы не падают. «Думай!» – слышит она внутренний голос. Подумав и оглядевшись, берет обезьяна палку – хоп! – и орех падает ей прямо в лапы. А рядом трясет пальму прапорщик. «Думай!» – слышит он внутренний голос. «Чего там думать, трясти надо!» – решительно отвечает бравый служака самому себе.
Рабская природа отмечена многими яркими чертами. Неверие в будущее и, как следствие, желание получить все и сразу – одна из таких черт. Похлебку – сейчас! Мир – сейчас! Равенство – сейчас! Гражданин Шариков ведь как говорил: «…пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то. Голова пухнет. Взять все, да и поделить…»Рабские решения общечеловеческих проблем, при всем их многообразии, обладают одной общей чертой: все сложное решается просто. А че мудрить-то?! Пусть слон думает, у него голова большая.
За нетерпением скрывается еще один аспект рабской психологии. Ученики Баал-Шем-Това толкуют коцер руах как «малодушие». Неспособность выслушать и вслушаться, нежелание «приклонить ухо» (Рамбан) продиктованы внутренним страхом: а ну как Моше прав?! Тогда ведь вся жизнь – кувырком. Вещи собирать, в путь пускаться… Жизнь сложна, мало кто свободен от «тяжкого труда». Но если слова Торы не доходят до сердца и ума, не стоит обманывать себя: не одни лишь тяготы жизни тому виной.
Не только вне нас причины нашей глухоты и невосприимчивости. Всегда есть и внутренняя причина, коцер руах, нетерпение и малодушие. Мало, стало быть, выйти из рабства, надо еще и рабство выдавить из себя. Научиться слушать и слышать. Осознать, что понимание не рождается в спешке.
Александр ФЕЙГИН