Потребности человека

Наша жизнь — это многогранный процесс бесконечного познания себя и окружающего нас мира. Каждый человек идет в своем познании своим собственным путем и естественно, не зная дороги можно и заблудится. Поэтому мы сейчас с вами попробуем обозначить основные ориентиры на этом сложном, но интересном пути. Цель жизни человека — это эволюционное единение с миром. Но что включает в себя это понятие? Человек живет жизнью, наполненной его личными интересами, семейными обязанностями, он ходит каждый день на работу и в свободное время занимается тем, что ему интересно. Так проходят года и жизнь постепенно приобретает однообразный характер и начинает чего-то не хватать, хочется вырваться из круга забот и рутины. И вот здесь как раз Универсология позволяет увидеть, что миссия развития человека — это преодоление односторонности развития личности и поэтапное формирование всесторонности ее проявления в окружающем мире по 7-ми уровням. Построение системы жизни человека представляет собой формирование следующих 7-ми уровней пространства его жизни:I. Психофизический уровень: здоровый образ жизни и достаточность материально-бытовых условий;II. Внутриличностный уровень: эмоциональные–чувственная красота и всесторонность во взаимоотношениях;III. Ментальный уровень: деятельность, профессионализм, управление условиями жизни, планирование действий и их реализация;IV. Межличностый, социальный уровень: социальное признание, авторитет, нужность людям, толерантность, уверенность, самоактуализация;V. Социально–коллективный уровень: постоянство коллективного сотворчества (наличие 5-ти типов коллективов: родственников, семьи, трудового, единомышленников, друзей), взаимопомощь;VI. Социально-общественный уровень: включенность в жизнь общества посредством коллективной стратегии, межколлективных многоуровневых связей, посильное участие в делах и интересах государства;VII. Общечеловеческий уровень: мировоззрения как отражения сформированного образа жизни на основе цели эволюции человечества и ценностных ориентиров мировой культуры. Отношение человека к планете как к единому природному организму и к эволюционной цели развития человечества. Таким образом, появляется возможность проследить соотношение уровня развития человека с уровнем развития его сознания и системы отношений в процессе жизненного пути. Еще К. Юнг в своих работах писал о том, что проблема человека обычно лежит в односторонности развития. А путь совершенствования многогранен и состоит из иерархической лестницы постоянно качественно изменяющихся потребностей. Итак, рассмотрим уровни развития человека:Коллективно–бессознательный уровень I. Базовые потребности 1. Психофизические потребности — Проявление человека в конкретных жизненных обстоятельствах. Отношение к материальным ценностям, отношение к здоровью, гигиена тела, управление своим телом, это потребности организма в еде и правильное питание, во сне, стремление человека быть здоровым, сильным и выносливым. Само собой разумеется, что хорошо функционирующий психофизический организм является условием развития человеческой духовности. Многие люди заняты проблемами своего здоровья занимая весомую, а иногда и главенствующую часть в иерархии потребностей. Важно лишь помнить, что психофизическое не может породить духовность, что «биос» не влияет на «логос». Наш организм — это всего лишь инструмент, средство, которым пользуется личность для реализации своих целей. 2. Потребности в эмоциональном проявлении — эти потребности характеризуют эмоциональную сферу человека, которая состоит из потребности в эмоциональном самовыражении, в переживании чувства любви и ощущения счастья, в приятии и доверии, и т.д. Этот уровень характеризует способность человека проявлять и контролировать свои эмоции, чувства, желания. Умение человека контактировать, отзываться на вибрации окружающего мира, все виды эмоциональных контактов, все виды человеческих отношений, чувствительность на отклик окружающего мира (ощущение его), осознание красоты природы. Красота и гармония человеческих отношений, как высшее достижение — любовь и мудрость, взаимопонимание, терпимость, терпеливость, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, взаимодополнение. Взаимодействие с меньшими царствами природы. Гармоничное взаимодействие мужского и женского начал и плоды их совместного творчества — ребенок, общее творческое дело их жизни, общая миссия. Умение налаживать контакты, проявлять эмоции, коммуникабельность, артистизм. Управление эмоциями, умение контролировать себя, трансформировать эмоции, страсти. Гармония человеческих взаимоотношений, получение опыта правильных взаимодействий. Доброжелательность, взаимопомощь. 3. Потребность в интеллектуальном развитии — эта потребность характеризует интеллектуальное развитие человека, нуждающегося в информации, самоактуализации, познании себя и мира. Умение мыслить, концентрировать мысль, способность управлять обстоятельствами, умение планировать свою деятельность, проявленную в индивидуальном творчестве, способность развивать моторную и сенсомоторную память. Активность и динамизм в реализации своих планов. Управление всеми видами своего проявления, материальными факторами жизни, эмоциями. Упорство в достижении цели, способность к ее реализации, практичность. Управление материальными факторами, производственной деятельностью, всеми достижениями, обстоятельствами жизни. Профессионализм. Способность к творчеству в управлении, умение преобразовывать негативное в позитивное. Управление конфликтом. Способность управлять материей, но не в личных целях, а для общества, коллектива. Ментальное различение как результат осознания и творческого применения всеобщих законов развития. Осознанное индивидуальное творчество с пониманием высших ценностей. Способность проявлять свое индивидуальное творчество в соответствии с ценностными ориентирами коллектива, во благо других людей. 4. Потребность в преображении Проявление гармонии через конфликт, свобода выбора между личным и общим благом. Способность человека к интеграции с позиции сотворчества по созданию нового и умение подчинить свои личные цели целям группы людей, коллектива, общества. Чувство коллективизма, трудового единства. Всестороннее приятие обстоятельств, ситуаций, людей, окружающего мира как большей системы и мудрость преобразовательной активности. Синтез накопленного опыта (трех уровней) и переориентация личности на приоритеты коллективного развития. Осознанное применение всех личных достижений для всеобщего блага. Ответственность за развитие меньших царств природы. Осознание себя частью коллектива. «Я» — часть «Мы». Приятие мира, терпимость, терпеливость, не осуждение как проявление Любви и Мудрости. Формирование новых нравственно-этических норм. Преодоление отчужденности, разобщенности, разрозненности. Любовь. Эта потребность связана с переходом человека на качественно-новый уровень развития (например, от индивидуального ко всеобщему, от личного к коллективному). Этот переход называют — дихотомией. Дихотомия — это тенденция, с которой сталкивается человек на определенном этапе своего развития, когда возникает потребность в уравновешивании эгоцентризма и альтруизма, самости и бескорыстия. Главный момент состоит в том, что эта потребность зиждется на общей социальной тенденции, на тенденции преодоления дихотомии между эгоизмом и бескорыстием, которую можно наблюдать у каждого отдельного члена общества, при этом не важно, с низкой культурой это общество или с высокоразвитой индустрией. Человек, движимый альтруистическими побуждениями, помогающий людям, неизбежно получает преимущества и для себя. И этот глубокий смысл был положен в основу учения вневременной мудрости: «Забудь себя ради себя и береги себя ради других». Главной причиной происходящей трансформации является постепенная переориентация изолированной (эгоцентричной) личности на новый тип коллективно-сознательных отношений. Происходит перестройка всей системы отношений человека (в том числе и в физиологической структуре организма) на программу нового стиля и образа жизни. Поэтому для переходного периода характерны психические расстройства, физические недуги и другие проявления трансформации жизненных условий человека. Ведь затормозив развитие, человек неизбежно вступает в конфликт с непрекращающимся движением окружающего мира. И это противоречие связано с воздействием постоянно преображающихся причинно-следственных связей, стимулирующих развитие человека. Коллективно–сознательный уровень II. Базовые социальные потребности 5. Социальные потребности — характеризуют профессиональную зрелость человека, которая состоит из потребности его в семье, творческом коллективе, в гражданской зрелости, в управленческой зрелости и т.д. Формирование системы ценностных ориентиров. Внутренняя ответственность, самодисциплина в групповом творчестве. Групповое творчество как наиболее эффективный путь развития. Способность объемно, системно мыслить, синтезирующая способность мышления. Способность к служению обществу во имя высших ценностных ориентиров развития. Стремление к групповому творчеству как более совершенной системе взаимодействия. Внутренняя ответственность и самодисциплина, преданность. Служение во имя высших ценностных ориентиров. Применение опыта группового творчества для формирования группового сознания. Рождение группового сознания как прообраз новых отношений между людьми и групповыми организмами. 6. Потребность в познании и раскрытии креативного потенциала — эти потребности характеризуют самоактуализированную личность, которая состоит из потребности в творчестве, изобретательности, создании нового, значимого для общества продукта. Креативность — творчество. Первая стадия творчества — это мгновения озарения и вдохновения. При этом человек не задумывается о том, к чему оно приведет, это способность забыть о времени, о себе… Вторая стадия включает не столько творчество, сколько тяжелую рутинную работу и успех ее во многом зависит от самодисциплины человека. Между вдохновенным замыслом и результатом лежит титанический труд, изнуряющие дни, множество черновиков. Вторичная креативность направляет нас к совершенно иным человеческим добродетелям, таким как упорство, трудолюбие, выносливость и т.д. Формирование мировоззрения. Способность к реализации знаний, накопленных личностью, и ее способность использовать опыт, общечеловеческие знания. Способность проявить принцип Любви и Мудрости в действии как применение общих закономерностей развития в жизни. Жажда познания мира с целью практического применения познанного, осознание миссии развития человека. Способность к интеграции человека в системе общественных отношений. Новая этика отношений между людьми в системе межколлективной интеграции. Способность создавать систему взаимодействия между групповыми организмами в общественных отношениях (или способность создавать межгрупповую систему взаимодействия). Взаимодействие с духовными движениями. Осознание единого источника духовных знаний. Братство религий как объединение различных религиозных движений. Обмен опытом межгруппового взаимодействия. Система управления межгруппового взаимодействия, поддержание прямых и обратных связей. 7. Потребность в самоактуализации Самоактуализация (А. Маслоу) — это, прежде всего, напряженный постепенный рост, кропотливый труд накопления маленьких достижений. Выделяют 2 типа самоактуализированных людей. К первому типу принадлежат люди, которые более практичны, реалистичны, приземлены, более приспособлены к практической жизни, к быту. Такие люди живут «здесь и сейчас», они оценивают людей главным образом в практическом, конкретном ракурсе, насколько он полезен или бесполезен, опасен — безопасен. Понятие «польза» для этих людей является движущей силой их жизни и их точкой зрения на жизнь. Они более устремлены к удовлетворению низших человеческих потребностей, к раскрытию собственного потенциала, управлению окружающим миром, используя его для своего блага. Но, приходит время, и эти люди начинают страдать от внутреннего конфликта, вызванного ограниченностью своего проявления. А окружающий мир будет постоянно стимулировать их к внутреннему преображению и к более утонченному восприятию и пониманию мира другого человека. Второй тип — гораздо чаще прикасается к высшей реальности, реальности высших целей и ценностей. Такие люди чаще подчиняют свою жизнь высшим ценностям. Они свободно могут изъясняться на языке поэтов, мистиков, пророков, им понятен смысл притч, музыки, искусства… Они умеют увидеть прекрасное в повседневном, а их основные попутчики: правда, красота, целостность, культура. Воспринимая мир целостно, во всем его единстве, они обычно вызывают к себе любовь и нежный трепет у окружающих. Они легче приспосабливаются к переменам. И постепенно эти люди тоже начинают страдать от внешнего конфликта, вызванного собственной непохожестью на других. Окружающий мир будет постоянно стимулировать их к разным формам реализации (во вне) богатства их внутреннего мира. На этом уровне у человека происходит осознание себя частью единого природного планетного организма. Осознание единства и целостности жизни на Земле. Понимание и принятие эволюционной цели и пути развития планетного человечества (для рождения нового общества). Способность человека участвовать в формировании условий создания нового общества. Понимание непрерывности, цикличности и беспредельности развития. Понимание цикличности, непрерывности и беспредельности развития. Осознание построения единого мирового сообщества на основе межгосударственной интеграции. Принятие новой философии развития. Понимание и принятие эволюционной цели и пути развития планетного человечества и осознание планетной жизни как части общекосмической жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий