Роберт Дилтс. Изменение убеждений с помощью НЛП

ч. 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Давайте теперь проведем обзор всех элементов работы с убеждениями, которые были рассмотрены в этой книге. Мы начали с того, что провели разграничение между убеждениями и другими функциями в нашей жизни и поведении. Убеждения отличаются от стратегий, способностей и поведения. Мы указали на то, что они связаны с обобщениями, касающимися причин, значений, ценностей и ограничений.

Споры о поведении вовсе не обязательно приведут к изменению убеждения, поскольку поведение находится на ином уровне.

Мы начали с некоторых простых убеждений о способностях и обнаружили, что их сила заключается не в том, что они представляют собой какую-то отдельную картину, звук или ощущение, а в том, что это целая молекула, образованная из взаимоотношений, синестезия различных картин, звуков и сенсорных ощущений.

В качестве первого шага мы по-новому организовали эти репрезентации, разместив их в позициях, соответствующих положению их физиологических ключей доступа.

Затем у нас появилась возможность перестроить взаимоотношения таким образом, что в данной системе они стали поддерживать друг друга.

Далее, выявляя глубинные убеждения, мы обнаружили, что они представляют собой молекулы, образованные не из одних только репрезентативных систем, но и из своего рода внутренних отражений конфликтных взаимоотношений между людьми. Такое убеждение может представлять собой молекулу отношений между мною, моей матерью и моим отцом, а вовсе не группой сенсорных репрезентаций.

Затем мы опять занялись преобразованием этой молекулы, придавая ей более приемлемую структуру – структуру организации во времени и по позициям восприятия, поскольку часто бывает весьма непросто различить, какие убеждения мы взяли у других, а какие являются нашими собственными.

Мы разделяем и преобразуем данную молекулу отношений, переходим в позицию вне пределов данной системы, чтобы привнести необходимые для этого преобразования ресурсы.

И наконец, мы провели работу с молекулой нашей идентичности, структура которой создает либо положительную, либо отрицательную усиливающую систему. Таким образом, получается синестезия собственного “я”, молекула собственного “я”. Мы рассмотрели, как можно организовать эту систему таким образом, чтобы получить наиболее приемлемый и гармоничный набор взаимоотношений. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ Примите расслабленную позу. Позвольте своему разуму переключиться с ввода информации на ее интеграцию и обработку.

Возможно, вам удастся получить образ себя самого, как если бы вы смотрели на самого себя откуда-то сверху. Глядя на себя с высоты, вам, может быть, удастся сосредоточиться на части вашего лица, выражающей чувство покоя, части, которая выражает вас больше всего.

Это могут быть ваши глаза, рот, нос, подбородок, брови, щеки, лоб. Сосредоточьтесь на этом образе. Рассмотрите его поближе, чтобы увидеть детали.

Возможно, вы сумеете добиться такого увеличения, что начнете различать поры своей кожи и мелкие волоски на ней. Добейтесь еще большего увеличения, чтобы различать уже отдельные клетки кожи. И еще ближе – чтобы видеть содержимое клетки своего организма и ее ядро, и даже так, чтобы заглянуть в это ядро, в самый центр клетки, еще глубже, еще ближе. Теперь вы уже различаете хромосомы, образующие эту клетку, хромосомы, расположенные в самой глубине ядра. Те хромосомы, что пришли к вам от отца и матери, соединяясь во взаимодействии отношения.

Сосредоточившись на одной хромосоме, начните различать спирали молекул ДНК, несущие ваш генетический код. Увеличение становится еще больше, и вы начинаете различать отдельные молекулы ДНК, образующие эту мельчайшую частицу вас. Еще дальше и еще глубже – и вы видите электроны, вращающиеся вокруг ядер атомов. И вот уже атом начинает все больше и больше увеличиваться в размерах, так что вы оказываетесь в кажущемся вам безграничном пространстве среди множества частиц.

А затем начните путешествовать обратно: вот уже атомы сливаются в молекулы, молекулы в аминокислоты, образующие гены, спирали ДНК, хромосомы, а из них уже формируются отдельные клетки, вместе образующие ваш кожный покров. Затем эта кожа становится частью вашего лица, и глядя на свое лицо, вы отодвигаетесь еще дальше, вы видите свое собственное тело и тела окружающих людей.

И вот вы уже за пределами этой комнаты и видите, как она расположена по отношению к другим помещениям этого здания. Здание удаляется и становится все меньше, вы видите все больше других зданий и автомобилей, которые начинают походить на отдельные клетки в теле города. Вокруг города видныдругие города, и вот уже видна вся страна, граничащая с другими странами, и целый материк. А вы поднимаетесь, взлетаете выше, парите над облаками и можете одним взглядом охватить материки и омывающие их океаны. Детали становятся все мельче, и перед вами голубой Земной шар, который, все время отдаляясь от вас, уменьшается в размерах. И вот вам уже виден хоровод планет, так напоминающий атомы, которые образуют нечто очень похожее на маленькую молекулу.

Возможно, что вся наша Солнечная система – это всего лишь маленькая молекула в теле Бога, и мы лишь частички хромосомы, образующей клетку лица.

Путешествуя по этим уровнями, возможно, будет полезно и интересно вспомнить, что мы на самом деле существуем сразу на всех уровнях, и может быть, это похоже на чудесную голограмму.

И если, как сказал Эйнштейн, “вселенная – это дружественное место”, каждый из нас несет в себе частицу ее дружественной гармонии и одновременно ее составляет. И поэтому все, что вы узнали, интегрируется вами, отвечая этой гармонии, становясь полезным для вас.

Как только вы начнете чувствовать окружающих вас людей и, возможно, их идентичности, вернитесь назад в эту комнату. Но хотя бы частично сохраните в себе ощущение той большой молекулы, частью которой мы все являемся.

Я хочу поблагодарить вас за участие, за ваши вопросы, за затраченные усилия, за ваши убеждения, а больше всего за то, кто вы есть, за выражение вашей своеобразной уникальной идентичности. Когда-нибудь мы встретимся вновь, и если не в этой вселенной, то наверняка в какой-либо другой.

Спасибо и до свидания!Приложение 1КОМПОНЕНТЫ МЕТА ПРОГРАММЫ1. Ориентация на цели и проблемыа) В направлении положительногоВ направлении, обратном отрицательномуб) Совпадение (ориентация на сходства и подобия)Несовпадение (ориентация на различия)в) Стиль мышленияВидениеДействиеРассуждение (Логика)Эмоцияд) Иерархия критериев (ценностей)Сила (управление)Причастность (взаимоотношения)Достижение (цели) 2. Ориентация на взаимоотношения а) Сам – 1-я позицияДругой – 2-я позицияКонтекст – 3-я позицияб) Внешнее поведениеВнутренняя реакция 3. Ориентация на время а) Прошлое – воспоминаниеНастоящее – внешнееБудущее – сконструированноеб) Во времени (ассоциированная)Сквозь время (диссоциированная) 4. Ориентация на организацию информации а) Человек – ктоИнформация – чтоМесто – гдеВремя – когдаДеятельность – какб) Масштаб разбивкиКрупныйМелкийПриложение 2ПРЕДИКАТЫ И ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗВ нейро-лингвистическом программировании выявлен ряд вербальных и невербальных показателей, которые могут использоваться в качестве ключей к раскрытию отдельных компонентов умственных процессов индивида – и при его сознательном участии или без него. 1. Лингвистические ключи Предикаты – это слова: глаголы, наречия и прилагательные, указывающие на действия или качества, в противоположность предметам. Данный тип языка выбирается, как правило, на подсознательном уровне и отображает ту основополагающую умственную структуру, которая их порождает. Ниже приводится список наиболее часто употребляемых предикатов, которые указывают на использование одной из репрезентативных систем. ВИЗУАЛЬНАЯ АУДИАЛЬНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ВидетьслышатьхвататьглядетьслушатькасатьсяУвидетьзвучатьчувствующийЯсныйзвучныйтвердыйЯркийгромкийтяжелыйИзображатьвыражатьобращатьсяСмутныйшумныйшероховатыйвыносит на светзвонит в колоколсоединяетпоказыватьрассказыватьперемещаться1. Движения глаз Автоматические, бессознательные движения глаз часто сопровождают конкретные мыслительные процессы, указывая на вхождение в одну из репрезентативных систем. Данные положения глаз также могут стимулировать вхождение в конкретную репрезентативную систему, как и обеспечивать поддержку с ее стороны. В НЛП данные знаки сведены в следующую общую схему:Приложение 3 НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ1. Логические уровниКак отмечал Грегори Бэйтсон, в процессах обучения, изменения и общения существуют естественные иерархии классификации. Функция каждого уровня заключается в организации информации на предшествующем ему более низком уровне. При этом правила изменения чего-либо на одном уровне отличается от правил изменения на более низком уровне. Изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокие уровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет на более низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высоком уровне. Бэйтсон отмечал, что именно это смешение логических уровней часто приводит к возникновению проблем. 2. Логические уровни в НЛП Работая в НЛП, следует постоянно принимать во внимание следующие основные и наиболее важные логические уровни: Духовный Трансмиссия А. Кто я есть – идентичность (кто) МиссияБ. Моя система убеждений – ценности, критерии (почему) Дозволение и мотивацияВ. Мои способности – состояния, стратегии (как) НаправлениеГ. Что я делаю – особые типы поведения (что) Действия Д. Мое внешнее окружение – внешний контекст (где, когда) Реакции 3. Нейро-логические уровни Данные уровни каждый в отдельности вызывают более глубокую вовлеченность неврологической “цепи” в действие.

Духовный: голографический — нервная система в целомА. Идентичность: иммунная система и эндокринная система – глубинные функции жизнеобеспечения.

Б. Убеждения: Автономная нервная система (например, частота сердцебиений, расширение зрачков, и т.д.) – бессознательные реакции.

В. Способности: корковые системы – полусознательные действия (движения глаз, поза, и т.д.).

Г. Типы поведения: моторная система (пирамидный отдел и мозжечок) – сознательные действия.

Д. Внешнее окружение: периферийная нервная система – чувственные ощущения и рефлекторные реакции. 4. Примеры утверждений на различных логических уровнях Нижеследующие утверждения указывают на различные уровни реакций у человека, который обнаружил, что болен раком.

А. Идентичность – я жертва рака.

Б. Убеждение – нет никакой надежды, нужно смириться с неотвратимым.

В. Способность – я не способен поддерживать свое состояние. Г. Особый тип поведения – у меня раковая опухоль.

Д. Внешнее окружение – рак пытается меня одолеть.

Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, кто стремится к достижению цели, связанной с сохранением здоровья.

А. Идентичность – я здоровый человек.

Б. Убеждение – если я здоров, я могу помогать другим.

В. Способность – я знаю, как сохранить свое здоровье.

Г. Особый тип поведения – иногда я могу делать что-то полезное для здоровья.

Д. Внешнее окружение – это лекарство вылечило меня.

Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, ктозлоупотребляет спиртными напитками.

А. Идентичность – я алкоголик и навсегда им останусь.

Б. Убеждение – мне нужно пить, чтобы сохранять спокойствие и быть в порядке.

В. Способность – похоже, я не могу справиться со своим влечением к спиртному.

Г. Особый тип поведения – когда я был в гостях, мне пришлось много выпить.

Д. Внешнее окружение – когда я встречаюсь с друзьями, я люблю выпить пару рюмок. 5. НЛП А. Эволюционные изменения – изменения на уровне идентичности. Изменения в миссии и цели.

Б. Генеративные изменения – изменения на уровнях убеждения и способности. Изменение в мотивации, дозволении и направлении.

В. Исправляющее изменение – изменение на уровне поведения и внешнего окружения. Изменение в действиях и реакциях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий