Роберт Дилтс. Изменение убеждений с помощью НЛП Печать E-mail
ч.8 Сквозь время  Р.Д.: Вот теперь отсюда, находясь вне линии времени, посмотрите на все, что мы сделали. Там был этот страх. Там было это " нечто " через которое вы перепрыгнули и опять вернулись сюда. На какое-то мгновение вы на один шаг опередили его и оказались свободны. Потом вы вновь о нем подумали, и оно вернулось. Вы направились в эту сторону к более отдаленному прошлому, и положение улучшилось, но затем оно опять упрятало вас в середину сэндвича. Я хочу, чтобы вы на все это посмотрели со стороны. Согласны?Откуда приходит это "нечто ? Приходит ли оно сзади, оттуда, или откуда-то отсюда, или вообще откуда угодно?(Указывает на некоторые участки на линии времени.)К.: Я думаю, что оно приходит откуда-то отсюда (отрицательный опыт), а затем приклеивается сзади меня. Но оно прячется и следует за мной неотступно, куда бы я ни пошла: в моем уме или в теле, оно преследует меня. У меня такое ощущение, что оно похоже на пиявку. Если я снимаю ее, то она либо становится в два раза тверже и сидит на мне, пока не выбьюсь из сил, либо я отдираю, давлю и убиваю ее. Я очень быстро убегаю прочь, но когда оказываюсь в нужном месте, то обнаруживаю, что она уже там меня поджидает.Р.Д.: Теперь вы уже слышите о чем-то, обычно происходящем с убеждениями, и именно так, как все это происходит, когда человек оказывается в тупике.Прежде чем я продолжу, хочу обратить ваше внимание на то, что мы получаем диссоциированную репрезентацию этого "нечто".Когда Карла находилась на линии, она была внутри "нечто". Теперь же, выйдя за пределы всего этого, она находится с ним в совершенно других отношениях.Здесь, на этой линии, я хотел, чтобы она была ассоциирована внутри этого "нечто". Вне линии мы уже диссоциированы, уже наблюдаем со стороны. Это дает нам две перспективы, две позиции. Она сказала еще кое-что весьма важное, когда была здесь ассоциированной со своей линией времени: "Нечто гораздо умнее вас".Это имеет действительно важное значение в двух отношениях.Во-первых, это утверждение касается ее отношений со мной. Она говорит, что в данных отношениях со мной должно быть доверие, чтобы можно было хоть что-то сделать с этим отрицательным событием. Другими словами, у нее имеется проблема, которая не дает ей покоя всю жизнь. Предполагается, я должен помочь.Очень часто в подобных ситуациях люди будут говорить примерно следующее: "Вы полагаете, что сумеете мне в этом помочь? Я собираюсь поместить вас внутрь этого. Я хочу передать это убеждение вам и посмотреть, как вы будете с ним обращаться. Вы думаете, что сумеете справиться лучше меня? Хорошо, я предоставлю вам такую возможность".И это вполне обоснованно. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что к основному мы еще и не приступали.Во-вторых, данное "нечто" является убеждением на некотором конкретном уровне. И вам нужно быть умным на этом уровне. Это уровень не логики, а убеждения. Встреча двух частей Другими словами, утверждение Карлы говорит нам о следующем: какой тип ресурса потребуется для решения проблемы, а кроме того, какие отношения между мной и моим предметом. И данное отношение играет важную роль.И то и другое может увеличить тупик. Она сказала: "Мне бы хотелось, чтобы я могла сделать то, что вы говорите". И в то же время другая ее часть говорит: "Да, в самом деле?" Мне необходимо иметь отношение с обеими.Очевидно, отсутствующее здесь "нечто", то самое "оно", является другой ее частью. Это и есть то, что она хочет вырвать, уничтожить, от чего пытается избавиться всю жизнь. Но это никуда не девается - это часть ее личности.(Обращаясь к Карле): Это часть вас. Вот поэтому вам никогда не удастся уйти от того, что оно вам говорит. Вопрос в том, что вы собираетесь с ней делать.К.: С кем? Что?Р.Д.: С этой частью вас самой, которая не дает вам нормально жить.К.: Это я сама?Р.Д.: Не знаю, задумывались ли вы об этом когда-нибудь раньше.К.: О чем? Я вообще здесь ничего не понимаю.Р.Д.: Да, я вам верю! Вы слышите, что она говорит? Она сейчас не понимает. Это всегда был кто-то другой, не она. Я думаю, это часть вас самой.И вопрос не в том, как от этого избавиться, а в том, какую роль это играет в вашей жизни. Мы можем сказать, что было нечто, случившееся где-то там, в прошлом, что внушало сильный страх. В это время произошло то, от чего данная часть либо развилась, либо, возможно, отделилась.Мы хотим выяснить, как снова соединить все это в новое отношение, полезное и сильное, а не в нечто, постоянно связывающее вас по рукам и ногам.(Обращаясь к аудитории): Она всегда будет чувствовать, что чего-то не достает.Если я попробую оставить ту, другую, часть меня позади, ее будет постоянно недоставать. Это целая неизвестная часть меня самой и моей жизни.Здесь мы вплотную подходим к системе убеждений.Начиная с настоящего, это будет: "Я не могу знать, я не могу говорить об этом".Здесь, в прошлом, это: "Я не могу от этого избавиться".Чертовски хороший набор: "Я не могу от этого избавиться, я не могу этого знать, я не могу говорить об этом". И это убеждения, с которыми нам придется работать.Думаю, что к моменту, когда мы все завершим, вы увидите, что это классический пример убеждений такого рода, иллюстрирующий некоторые очень важные моменты, касающиеся убеждений.Между прочим, мы уже начали вмешиваться. Я уже начал вырабатывать иное убеждение, не так ли?Я сказал, что трудность заключается в том, что "это" является частью ее; это нечто такое, о чем она раньше никогда по-настоящему не задумывалась. Отметьте: это является убеждением, находящимся на уровне, отличном от уровня других ее убеждений. Это не что-то типа: "Я не могу от этого избавиться, я не могу об этом говорить". Наоборот, я прошу ее поверить в то, что это Она, это ее идентичность.К.: Я слышу какую-то счастливую вещь вон там, если она моя, я возьму ее!Р.Д.: Обратите внимание на то, что, говоря о невозможности избавиться от "всего этого", она пользовалась левой рукой. Сейчас же она пользуется правой.Думаю, вы уже начали наблюдать асимметрию. Как работает эта система (Карла по-прежнему находится вне своей линии времени.) Р.Д.: Давайте-ка займемся на время одним исследованием. Проведите его здесь. Что произошло в этом месте вашей линии времени, откуда появилось "нечто"?Думаю, вы могли заметить, что, приближаясь к этому месту, она вся дрожала, и не думаю, что она притворялась.Можете ли вы разглядеть диссоциированный образ того, что там произошло?К.: Нет, потому что я прошла через это с закрытыми глазами и не могу видеть, и не желаю видеть. Но я хотела бы видеть сейчас.Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): Полагаю, вы улавливаете мою мысль о двух частях ее идентичности. Не замечаете ли вы в этом утверждении какого-либо противоречия?(Обращаясь к Карле): Я думаю, что у вас есть одна часть, которая видит, и одна часть, которая не видит.Какой бы ресурс вам потребовался, для того чтобы увидеть это событие отсюда?К.: Мне бы нужно было смотреть с какого-то расстояния и хотелось бы, чтобы тем, кто это видит, была не я. Мне нужно иметь возможность поступать так, как если бы тем, кто наблюдает за мной, была не я.Р.Д: Вы слышите? Вероятно, это именно то, во что она действительно верит для того, чтобы существовать, не зная, что произошло. Сколько лет вам тогда было?К.: От четырех до семи.(Обращаясь к аудитории): Очевидно, что этот ребенок пережил какую-то травму в возрасте от четырех до семи лет. В таком возрасте ваша идентичность обладает гораздо большей гибкостью.Каким образом поступает ребенок, когда ему приходится иметь дело с травмирующим событием?Существуют две наиболее распространенные стратегии:1) Я сделаю так, чтобы это случилось не со мной, а с кем-то другим.2) Я сделаю так, чтобы тем, кто помнит или видит, как это происходит, был не я.В каждом из этих случаев возникает интересный вопрос. "Я никогда не смогу с этим справиться, потому что по-настоящему я этого не вижу. Тот, кто по-настоящему видит это, не я. Или, если я и вижу это, то происходит это вовсе не со мной".Думаю, вы начинаете слышать, как вопросы, связанные с идентичностью, могут на вас повлиять.(Начиная с этого момента, мы будем все время подчеркивать диссоциированность и работать с субмодальностями так, как если бы речь шла о какой-нибудь фобии и нужно было приблизиться к данному происшествию.)(Обращаясь к Карле); Но если бы мы выбрали что-то иное, например, установили здесь какой-то экран, так что все, что вы видите, больше походило на кино? Вы даже можете сделать это достаточно нерезким, чтобы четко не видеть, кто есть кто в этом кино. Может быть, это даже черно-белое немое кино, и вы можете прокручивать его очень быстро. Меня здесь интересует только, кто участвует в этом кино. Мне даже не интересно, что произошло.К.: У меня такое чувство, что я придумываю эти картины.Р.Д.: Очень хорошо.К.: Может быть, я все это придумываю.Р.Д.: Это на самом деле весьма важное заявление. Я чувствую, что, может быть, все это просто придумала.Разумеется, это еще одна защитная стратегия: "Либо этого вообще со мной не случилось, либо я просто все придумала". Что это, "копченая сельдь" или нет?Что вы видите?К.: Это я.Р.Д.: А кто еще?К.: Мужчина. Р.Д.: Кто-нибудь еще? Ваша мать? Родители? Только вы и этот человек?К.: Я и тот человек; в доме есть еще много других людей, но они всегда за дверью и за стенами.Р.Д.: Значит, они там есть, но знают ли они, что происходит, или нет?К.: Они не знают; потом им становится известно, поэтому они пытаются что-нибудь узнать.Р.Д.: Когда это кончается? Я хочу, чтобы вы быстро все миновали до того места, когда это прекратилось.К.: Поскольку в одном месте мне все так отчетливо представляется, это продолжается в течение нескольких лет.Р.Д.: А другие люди в этом доме, те, которые пытаются узнать, когда они это делают? Только по прошествии всех этих лет или все время?К.: Только ближе к концу; там есть также и другие дети, и им становится известно раньше.Р.Д.: Но они ничего не могут поделать?К.: Они думают, что это просто такая игра, и мне тоже так кажется.Р.Д.: Это интересно. И это единственное убеждение, которое у вас имеется относительно этого?К.: Относительно чего?Р.Д.: Относительно этого события, относительно того, что там происходит.К.: Я обманываю.Р.Д.: Кого?К.: Себя.Р.Д.: Каким образом?К.: Я притворяюсь, что ничего не знаю.Р.Д.: Чего вы не знаете?К.: Что я люблю или что-то в этом роде.Р.Д.: Итак, вы обнаружили, что у вас есть какая-то часть, которой это нравится, и какая-то часть, которая считает, что это нехорошо?К.: Я не говорила, что это нехорошо. Это взгляд других, взрослых, который это говорит.Р.Д: Это взгляд взрослых людей?К.: Да, это их взгляд, а не их слова.Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): Вы слышите, что она говорит? Это в их взгляде, а не в их словах.К.: Потому что они знают, но не могут этому поверить, и не осмеливаются об этом заговорить. Из-за этого я чувствую себя покинутой.Р.Д.: Итак, мы начинаем разрешать эту загадку, и нам сейчас потребуется привлечь некоторые ресурсы.В данном случае мы имеем ситуацию, в которой присутствует не одно убеждение, происходит не какое-то одно событие, а скорее три или четыре одновременно. "Для других детей это игра. Я обманываю себя, не признаваясь себе, что мне это нравится".Что же я говорю, с другой стороны? Говорю ли я, что мне это не нравится? В этом ли обман?К.: Я ничего не говорю.Р.Д.: Так значит, я обманываю тем, что ничего не говорю? Не говоря ничего, я вовлекаюсь в обман?К: - Да.Р.Д.: (Обращаясь к аудитории) Обратите внимание на данный аудиальный ключ доступа. Похоже, вербальные элементы ассоциируются здесь с ней самой или другими детьми. Взрослые появляются как взгляд. Но они не говорят и заставляют ее почувствовать себя покинутой ими.Взрослые знают, но не могут этому поверить. Разумеется, есть и тот, другой человек, тот мужчина, который здесь фигурирует, что можно сказать о нем?К.: Он... взрослый, который мне очень нравится.Р.Д.: Итак, это некто, кто вам нравится. Каково его убеждение? Он смотрит так же, как и все остальные? Обманывает ли он себя так же, как вы? Считает ли он, что это только игра, как думают остальные дети?К.: Он поступает так, как будто играет.Р.Д.: Он поступает так, как будто играет, но ведь при этом другим взрослым он ничего не говорит?К.: Нет, он играет.Р.Д.: (Обращаясь к аудитории) Давайте теперь сделаем обзор того, что имеем.Ранее мы взяли молекулу сенсорных репрезентаций и разобрали ее на отдельные чувства, которые взаимодействовали между собой. Теперь мы имеем другую молекулу, но она по величине и типу отличается от тех, с которыми мы работали раньше.Это молекула идентичностей и убеждений, присутствующих в некоторых взаимоотношениях.Там, позади, были некоторые взаимоотношения совершенно различных людей. Это напоминает молекулу идентичностей. Думаю, что тем или иным образом Карла отождествляла себя с каждой частью системы:Некая ее часть - это взгляд взрослых, которые ее покинули.Некая ее часть - это ребенок, который себя обманывает.Некая ее часть - это, возможно, человек, который "просто играет".Некая ее часть - это другие дети, которые играют и секретничают.Я думаю, причина того, что "это" повсюду ее преследует, в том, что ответ здесь касается не делания чего-то конкретного. Ответ подразумевает не что-то единственное, что можно свести к одному конкретному человеку.Непреодолимость момента объясняется тем, что система питается от самой себя: поведение каждого подкрепляет поведение всех остальных, и это поддерживает неправильно функционирующую систему.Это ложь, которая накладывается на ложь, которая накладывается на ложь. Каждый лжет сам себе. Мужчина лжет, девочка лжет, взрослые лгут; не потому что они делают это злонамеренно, а потому что не в состоянии себе помочь.Мой следующий вопрос: какие ресурсы потребуются для изменения этой системы?Какие ресурсы необходимы ребенку четырех - семи лет, попавшему в обстоятельства, требующие большой мудрости в понимании того, что это для нее значит?(Обращаясь к Карле): Я полагаю, сейчас вы обладаете мудростью, позволяющей разрешить этот вопрос. Может быть, не просто мудростью, но и мужеством и некоторыми другими ресурсами.К.: Думаю, что могу это сделать.Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): Отсюда Карла обладает уже иным убеждением.Отсюда не означает, что если мы опять вернемся на эту линию, у нее сохранится та же самая новая позиция, это как раз то, что нам необходимо интегрировать: ассоциированные и диссоциированные идентичности.К.: То, что я использую при работе с детьми, - это радость и удовольствие той маленькой девочки, но не те, что были при этих обстоятельствах. Нет, совсем другие. Поэтому я стараюсь ее избегать. Она не свободна.Р.Д.: Это было частью вас самой, и это нам необходимо признать прямо сейчас. Той самой частью, которая никогда никуда не девалась, а повсюду вас преследует и говорит: "Я не позволю тебе забыть, ты не можешь забыть. Это нечто важное в жизни".Для меня даже не имеет значения, было ли содержание истинным или нет. Действительно важны отношения и ложь между людьми. Действительно то, что "это" может кому-нибудь причинить. И в вас существует та часть, которой это известно.
 
« Пред.   След. »
Подключиться к кабельному телевидению