Теория логических уровней

Теория логических уровней, широко используемая в НЛП, берет начало в 1973 году, когда Грегори Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни соблюдаются некие естественные уровни классификации. Это было определено как так называемые уровни обучения. Используемая в настоящее время модель Логических уровней разработана Робертом Дилтсом на базе открытий Бертрана Рассела и Грегори Бейтсона об иерархической организации информации, воспринимаемой и воспроизводимой человеком. Эти уровни имеют свою четкую иерархию.

Бертран Рассел сформулировал общий «закон пирамид» : изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивает высшие логические уровни, а перемена, произошедшая на более высоком логическом уровне, всегда вызывает целый комплекс изменений на более низких уровнях. Если проблема (задача) клиента (или своя) не решается на нижележащем уровне, значит, надо перейти на вышерасположенный – с него эта задача решится и легче, и изящней.

Вторгнусь в повествование и замечу, что преграда к высшим уровням в значительной степени одна: негативные навязчивые мысли, подобные “мыслям о белой обезьяне”, от которых трудно избавиться. Но не всё так плохо! Мой авторский тренинг “Укрощение мыслей” как раз и направлен на выработку и укрепление навыков управления собственными мыслями: https://mytopic.top/wpm-category/development_o_thinking/

Логические уровни можно сравнить с домом, где верхние уровни как бы крыша, а нижние вроде пола. Если представить, что вода льется на эту конструкцию сверху вниз, то становится понятным: если наверху есть «грязь», то и внизу будут потоки мутной воды. Наведя порядок на «крыше», получим «чистую воду» внизу. Чем выше уровень, на который поступает информация, тем более сильное воздействие она оказывает. На более высоком уровне сильнее как позитивное, так и негативное воздействие.

Первоначально в НЛП использовали 5 уровней. Снизу вверх:

  1. Внешнее окружение: место, люди, вещи. Кто, что?
  2. Поведение: действия. Что делает?
  3. Способности: стратегии и состояния, с помощью которых человек управляет собой и другими.
  4. Ценности и убеждения: верования, определяющие мотивацию поведения.
  5. Идентичность: личностное своеобразие. Кто я? Убеждения о собственном своеобразии.

На каждом уровне мы используем только часть возможностей нашего тела и сознания. Чем выше уровень, тем больше коэффициент вовлеченности. Ковалев С.В. («Введение в современное НЛП», Москва 2002) Предлагает модель из 9 уровней.

  1. Окружение – Кто и что меня окружает?
  2. Поведение – Что я делаю и как поступаю?
  3. Способности – Какими способностями я обладаю?
  4. Желания (цели, намерения) – Чего я хочу?
  5. Ценности – К чему стремлюсь?
  6. Убеждения – Во что я верю?
  7. Идентичность – Кто я такой?
  8. Миссия – Зачем я нужен миру?
  9. Смысл – Что мир дает мне?

Давайте рассмотрим примеры, как проявляются логические уровни в соционике:

  • Внешнее окружение: социон, 16 моделей ТИМ личности, конфликтеры, дуалы и пр.
  • Поведение: Каждому ТИМу приписывается определенная модель поведения, которая отражена в Описаниях типов от разных авторов. Также описываются с точки зрения поведения подтипы.
  • Возможности: Используя соционику, можно заниматься подбором работы, работников, мужей, жен, друзей. Можно консультировать, определять ТИМы, проводить школы и т.п.
  • Убеждения, ценности: Соционика – передовая наука, которая призвана осчастливить людей. Соционика – сомнительная теория, не имеющая строгого научного подтверждения. Чтобы жить счастливо, нужно окружить себя дуалами. Встретишь конфликтера и ревизора вместе – онемеешь.
  • Идентичность: Я – Наполеон. Я – Максим Горький. Я – гениальный типировщик.» Маргарита Матвиенко, «Тип информационного метаболизма и Миссия – противоречивое единство.» Доклад на ХХII Киевской Международной конференции по соционике.

С помощью Л.У. можно не только проанализировать любую часть своего опыта (и опыта консультируемого), но и внести экологичные изменения в свою (и его) жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий