Десять заповедей и Моральный кодекс

Если вы посмотрите вершину атеистической этики – “Моральный кодекс строителя коммунизма”, то на первый взгляд поражает сходство с христианской моралью. Итак, сначала 10 заповедей:

1. Да не будет у тебя других богов перед лицом моим.2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его.

5. Почитай отца и мать.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Моральный кодекс строителя коммунизмаУтверждён XXII съездом КПСС.1.

Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма. 2.

Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. 3.

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. 4.

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов. 5.

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного. 6.

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат. 7.

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни. 8.

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. 9.

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. 10.

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни. 11.

Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. 12.

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. И хотя Заповеди несколько разнятся в разных конфессиях. Например:Первые три заповеди у протестантов: 1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Первые три заповеди у католиков: 1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 3. Помни, что ты должен святить день субботний. Нумерация у католиков и у протестантов отличается уже со второй заповеди. Это несоответствие объясняется тем, что римско-католическая трактовка заповедей не содержит упоминания о «кумире», то есть скульптурном изображении – ведь такой запрет распространялся бы и на многочисленные статуэтки, непременный атрибут католического храма. Чтобы как-то заполнить этот пробел, католикам пришлось разделить последнюю заповедь (“Не желай…”) на две; здесь жена уже занимает особое положение, а не числится среди имущества.

Тем не менее сходство между заповедями и кодексом только в том, что тот и другой стремятся создать идеального человека.

На этом сходство прекращается, начинаются различия.

В заповедях нет никакого общественного достояния. Взаимоуважение в семье вместо одностороннего уважения родителей. С другой стороны объявление войны врагам коммунизма, чего нет в библейских заповедях.

В кодекс не вошла уголовщина: не убий, не укради. На мой взгляд это справедливо, есть вопросы регулируемые моралью, а есть регулируемые законом.

В заповедях мы видим одни запреты, а в кодексе подавляющее большинство пунктов положительны. То есть будь хорошим вместо не будь плохим.

Заповеди направлены на отдельных людей, в то время как кодекс призывает к коллективизму. Коллективизм практически в каждом пункте. Собственно, благо коллектива является основой кодекса.

Кодекс не аппелирует к личной собственности, в отличии от заповедей (не возжелай …).

Заповеди ничего не говорят о необходимости труда. Кстати, Иисус о том же. Птички божии не пашут, не жнут.

То есть различия фундаментальные.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий