О том, что такое “паническая атака”, люди нашей страны узнали не так давно. Многие до сих пор находятся в неведении, хотя страдают именно от этой “болячки”. Как минимум 5% жителей нашей страны подвержены этому неприятному симптому, а это значит, что каждый 20-й человек из ваших знакомых или просто людей, которых вы встречаете на улице, мучается от панических атак. Организм — к бою!Екатерине 25 лет. Она молодая, привлекательная женщина, у нее есть муж, хорошая работа. Но существует нечто, что омрачает ее жизнь: она боится ездить в лифтах. Каждый раз, когда она заходит в лифт, с ней случается “приступ”. Сердце начинает биться сильно-сильно, руки холодеют, появляется ощущение “кома в горле”, дыхание дается с трудом. До нужного этажа Катя доезжает в полуобморочном состоянии, боясь, что сердце вот-вот не выдержит. Приступы возникают только в лифте, и поэтому Катя просто исключила пользование этим средством передвижения. Но вот она узнала, что беременна. А когда Катя стала задумываться, как будет организован быт для нее и малыша, то вспомнила, что живет она на 7-м этаже и если не пользоваться лифтом, то ей придется таскать коляску вниз и вверх как минимум два раза в день. Встал вопрос о том, можно ли побороть этот страх…
Паническая атака — это острый приступ интенсивного страха или дискомфорта, который имеет быстрое начало и достигает пика в течение 10 минут. Панические атаки имеют тенденцию к повторению, к изменению психологического самочувствия и поведения в период между приступами (человек начинает бояться, что приступ повторится). Паническая атака — это симптом стресса, а не физического недуга. Если человек страдает паническими атаками, он может услышать также диагнозы: “вегетососудистая дистония”, “нейроциркулярная дистония”, “невроз сердца”, “соматоформная вегетативная дисфункция”. И хотя это не одно и то же, порой ключ к лечению этих заболеваний кроется именно в устранении панических атак. Часто люди, страдающие от симптомов, схожих с симптомами Кати, считают, что серьезно больны “сердечной” болезнью, начинают бояться новых приступов и рано или поздно оказываются подавленными своим страхом. Им действительно не грозит ни внезапная смерть, ни участь хронически больного. Единственное, чем они “больны”, — это своим собственным страхом, и это очень важно понимать.
Давайте рассмотрим, какие именно процессы “запускает” в нашем организме стресс.
Представим, что вы идете по темной улице, немного побаиваетесь и вдруг недалеко от вас раздается громкий резкий звук. Что произойдет? Ваше сердце начнет колотиться, вас бросит в пот, дыхание участится, руки-ноги похолодеют, во рту “пересохнет”. В голове возникнет одна мысль: “Опасность!” и следующая: “Бежать!” Собственно говоря, все описанные реакции как раз и нужны для того, чтобы подготовить организм либо к обороне (если таковая понадобится), либо к бегству.
Совершенно не заметно для нас при сигнале опасности (в данном случае — резком звуке) в кровь выбрасывается адреналин, мышцы становятся более твердыми, готовыми к бегству или борьбе. Чтобы насытить эти мышцы кровью, давление повышается, сердце начинает работать интенсивнее. Пересыхает во рту из-за того, что слюна становится более густой и количество ее уменьшается, ведь если придется бежать, жидким обильным секретом недолго и захлебнуться! Дыхание становится более частым и поверхностным, т.к. именно такое дыхание наиболее эффективно для бегства или драки. “Бросает в пот” из-за того, что организм должен избежать внутреннего перегрева, вот и выделяет влагу для того, чтобы охладиться. Человек этого не замечает, но на стресс реагируют и зрачки — своим расширением, и бронхи — расширением просвета.
Эти реакции во многом сходны у нас и у животных. Но вот в чем проблема: у животных все проще: если опасность есть, то она, скорее всего, реальна. А у людей стрессов хоть отбавляй! И все больше таких, где драться или убегать было бы странно. Мы не удивляемся, когда реакции “борьбы или бегства” происходят с нами в моменты настоящей опасности. Но почему же подобное происходит с людьми в относительно безопасных местах: лифтах, метро, в открытых или закрытых пространствах? Или, например, только при общении с конкретным человеком? Все оттого, что человек испытывает стресс (иногда этот стресс привычен и почти не воспринимается). А раз есть стресс — есть и реакция.
Наш организм устроен так, чтобы оперативно реагировать на стресс. Внутри у человека есть страх, но наше тело вполне приспособлено к тому, чтобы с ним справиться. Сам по себе страх — не опасен.
Если вы испытываете сходные симптомы в объективно “безопасной” ситуации, это значит, что именно для вас она является стрессовой.
Паника и ее атакиЕсли вы однократно или несколько раз в жизни испытали приступ паники, сильной тревоги или страха, то ничем особенным вы не больны. Но если такие приступы становятся делом привычным и наступают в ситуациях, которые воспринимаются большинством людей как безопасные, то можно ставить диагноз “паническая атака”. Но почему же одни люди страдают от панических атак, а другие — нет?Возникновению и закреплению панических атак способствуют такие черты характера, как тревожность, мнительность, пессимизм, а также повышенная чувствительность к телесным сигналам. Люди, которые с трудом говорят о своих чувствах и заявляют о собственных потребностях, а также те, которые считают важными лишь физические недуги и недооценивают значимость психологических моментов, также находятся в “группе риска”.
Панические атаки могут быть:Спонтанными, неожиданными, возникающими внезапно. Как правило, речь идет о первых нескольких эпизодах, дальше уже можно проследить некоторую “логику”. Возникающими во время самой неприятной ситуации, например при поездке в метро или в лифте. Часто панические атаки “закрепляются” за одной или несколькими ситуациями. В этом случае возникновение “приступа” — это привычка реагирования. Возникающими во время ожидания неприятной ситуации (“страх страха”). Человек боится, что приступ вновь настигнет его, и страх так силен, что… запускается все тот же стрессовый механизм. Иногда таким людям достаточно подумать: “А если прямо сейчас мне будет плохо”, как им становится плохо. Возникающими по биологическим (гормональная перестройка, начало половой жизни, аборты, прием гормональных средств) и химическим причинам (первый прием алкоголя или наркотиков). Иногда во время беременности женщина впервые испытывает приступ паники, чему способствует гормональная перестройка организма. Но порой именно беременность “лечит” от панических атак.
Атака стрессаВ тот день 32-летний Иван возвращался на метро домой. На работе выдался трудный день, и ему пришлось задержаться до 9 вечера. В голове у него были невеселые мысли: жена опять ссорится с его мамой, обе во что бы то ни стало стараются отстоять свою позицию. Мама говорит гадости про Вику, Вика — про свекровь. А Иван находится в эпицентре этого противостояния, “Что делать — ума не приложу”, — думал он. В метро было душно, и вдруг Иван почувствовал непривычное жжение в груди, которое отдавалось горячей пульсацией в голове. Руки и ноги перестали слушаться, в ушах зашумело. “Сердце! А вдруг сейчас умру! А как же мама, жена, дочка?” — в смятении подумал он. В таком состоянии Иван еле-еле доехал до дома, где испуганные женщины вызвали ему “скорую помощь”. Врачи, побыв около 10 минут и сделав какой-то укол, уехали, сказав, что завтра он может ехать на работу. Это вызвало общее возмущение, и на следующий день Иван все-таки взял больничный, впервые за последние 5 лет. Женщины наперебой ухаживали за ним, общий страх за жизнь их Ванечки сблизил их, и ссоры прекратились. Врачи никакой серьезной патологии не нашли. Через 10 дней Иван вышел на работу и не без страха спустился в метро. А через несколько дней женщины снова начали выяснять отношения. Вскоре приступы в метро стали регулярными. Иван отказался от поездок на метро, но “сердечные” приступы стали преследовать его и при поездках на машине.
Итак, чтобы панические атаки возникли и закрепились, нужно, чтобы человек испытал (или испытывал длительно) какой-либо стресс. В случае с Иваном это, конечно, конфликт между женой и матерью, в котором обе женщины пытались “перетянуть” его на свою сторону. В этом конфликте он жил долгое время, он стал для него неприятным, но привычным фоном. Также сыграли роль факторы ситуации: усталость после трудного дня, духота в метро. Организм Ивана, думавшего о семейной ситуации, взбунтовался: сердце колотится, в теле жар, ноги-руки ватные! Но, возможно, паническая атака и не стала бы привычной, если бы не “положительное подкрепление”, а, иначе говоря, выгода, которую в результате получил Иван. Это, конечно, снижение конфликтности между мамой и женой. Дальнейшее было только делом техники: как только женщины “вспоминали былое”, у Ивана незамедлительно наступал приступ. Это, конечно, происходило неосознанно, Иван не желал приступа, но его подсознание “включало” паническую атаку. Женщины пугались и начинали беречь его “слабое” здоровье, объединяясь для этой задачи. Иван получил то, что хотел: его перестала беспокоить семейная ситуация. Правда, цена была высока. В подсознании закрепляется, что такая плохая, в общем-то, вещь, как паническая атака, приносит ощутимые “дивиденды”, и оно “включает” приступ в нужный момент.
Стрессовые ситуации, которые могут повлечь за собой закрепление панических атак, делятся на несколько групп:Хочу, но не могу. Хочу развестись, но долг заставляет воспитывать ребенка в браке. Хочу большой дом, но не имею средств для его покупки. Хочу уехать и отдохнуть от семьи, но они без меня пропадут и т.п. Реализации желаний препятствуют или сознательные запреты, которые человек ставит сам себе, или объективные обстоятельства. Но в любом случае — есть препятствие. Если человек не может его преодолеть, может случиться “уход в болезнь”. Новичок. Эти ситуации связаны с тем, что человек попадает в новые для себя обстоятельства жизни. Это могут быть даже вполне счастливые обстоятельства — долгожданный переезд в новую квартиру, замужество, рождение ребенка, смена работы на более перспективную. А могут быть и печальные — смерть близкого человека, тяжелая болезнь, потеря любимой работы, пожар и т.д. В любом случае есть изменение привычного ритма жизни. Человек вынужден адаптироваться, формировать заново наиболее успешные модели поведения в новых условиях, а это отнимает много психической энергии. В этом случае панические атаки — это средство “облегчения” положения: я болен, не могу ездить на метро, а значит, могу не работать; не могу ухаживать за ребенком, т.к. у меня слабое здоровье и т.д. Отголоски прошлого. Если человек в прошлом (даже несколько лет назад) пережил какую-то травмирующую ситуацию, например, военные действия, криминал, тяжелую болезнь, которую смогли вылечить, то эти ситуации исподволь могут влиять на его жизнь. Например, если женщина пережила нападение на темной на улице, она может начать испытывать панические атаки именно в этих обстоятельствах, каждый раз боясь повторения этой ситуации. Или человек, переживший тяжелую болезнь и вылечившийся от нее, всю жизнь может “прислушиваться” к своему организму, воспринимая каждую мелочь как возвращение болезни.
Как ни странно, паническая атака — этакая “палочка-выручалочка” для нашей психики. Согласитесь, что когда человек считает себя тяжело больным, его гораздо меньше начинают волновать семейные или производственные конфликты, собственная неуспешность или заботы, связанные с ремонтом. Он может наконец заняться собой, сделать что-то для себя (хотя бы походить по врачам и отдохнуть на больничном). Паническая атака всегда влечет за собой какую-то “прибыль”, от которой человеку сложно отказаться. И эта “прибыль” неизменно выше, чем “затраты” (страхи и приступы). В качестве “прибыли” могут выступать: уменьшение внутрисемейного напряжения; повышенное внимание к собственной персоне; возможность не делать того, что не хочется, или, напротив, сделать то, что давно хотелось; возможность отдохнуть; возможность не общаться с людьми, с которыми не хочется иметь дела.
Избавиться от панических атак вполне можно, но нужно быть готовым встретиться лицом к лицу с проблемами, которые к ним привели. Но кто поможет человеку справиться с этим?А что же врачи?Чаще всего люди, страдающие от панических атак и уверенные в том, что это серьезная болезнь, направляются к врачам терапевтам и кардиологам, долго обследуются и лечатся — в лучшем случае с непродолжительным положительным эффектом.
На самом же деле, панические атаки — это специализация психотерапевтов, и они прекрасно знают и о механизмах их возникновения и о том, как их лечить. И вылечивают полностью!Ученые выяснили, что такие “приступы” не только не наносят сердцу вреда, но и укрепляют его. Работа сердца во время “приступа” сходна с его работой во время спортивной нагрузки. Так что люди, подверженные паническим атакам, не только не “больны сердцем”, но их сердце гораздо здоровее, чем у многих!Самый главный страх у человека, страдающего паническими атаками, — это страх смерти. Человек боится внезапной смерти в результате того, что “сердце не справится”. Но сердце — здоровее здорового, работает отлично, на стресс реагирует правильно!Вы ничем не больны, кроме своего страха. Лечится он психотерапией, иногда с подключением небольшого количества препаратов.