Типология нарушенных семейных взаимоотношений

Семья – муравейник Кто в семье третий лишний? Кто в семье третий лишний?Случай первый: лишний – наш единственный малыш Как ни горько об этом писать, но бывает и так, что ребенок воспринимается в семье как помеха супружескому счастью. При этом родители могут быть любого возраста: и только что вступившие в брак, и со стажем семейной жизни.

Так бывает в семье:- где появление ребенка вынудило мужчину вступить в брак;- где ребенок становится средством удержания партнера в браке;- где супруги не подготовлены к выполнению родительской роли;- где оба родителя эгоисты, которых не научили заботиться о маленьком и беспомощном;- где ребенок мешает карьере;- где супружеские отношения считаются главными, преувеличенно значимыми по сравнению с отношениями с ребенком.

Еще до появления ребенка его не принимают главные люди в его жизни: мама и папа. Подрастая, малыш постоянно чувствует, что родители им недовольны. По оценкам взрослых, недостатки ребенка всегда главнее и больше, чем достоинства.

Если родители без конца фиксируют внимание на ошибках, недостатках и несовершенстве ребенка, у него возникают апатия, неуверенность в себе, чувство неполноценности. Отсутствие уважения и любви к ребенку может спровоцировать формирование у него агрессивности или эгоизма.

Случай второй: лишним становится кто-то из взрослыхБывает, что мама и дочь ведут бессознательную борьбу за внимание и любовь главы семьи. Он самый авторитетный, добрый и уважаемый в семье человек, который распоряжается материальными средствами. Дружба с папой полезна, чтобы иметь наряды, игрушки, украшения, сладости, подарки. Даже трудно определить, кто в этой ситуации третий лишний: папа, мама, – или лишние все?Случай третий: лишним становится один из детей Бывает так, что один ребенок в семье, любим и обласкан, талантлив, а другой приносит хлопоты и проблемы, он угрюм и строптив. Родители без конца противопоставляют детей, сравнивают их, одного ставят в пример другому.

Совет родителям. Ответьте себе на вопрос: не относятся ли в вашей семье к одному из детей, как к третьему лишнему?Лучше честно проанализировать семейную ситуацию и, если вы ответите “да”, значит, возникает большая опасность для всей семьи.

Одного ребенка вы всегда хвалите, поддерживаете, одобряете – из него может вырасти самовлюбленный эгоист, который не способен понять свои ошибки.

Другого ребенка вы всегда только ругаете, – он перестанет прислушиваться к вашей критике (все равно ничего хорошего не услышит), а со временем станет ненавидеть более способного и удачливого брата или сестру. А каким будет отношение к вам? Подумайте и об этом.

Семья – муравейникЧто может быть лучше, чем этот тип семьи, – спросите вы?В муравейнике все так упорядочение, гармонично, у всех свои обязанности, никто не сидит без дела и не мешает другим. Помните, как интересно было наблюдать за маленькими насекомыми, которые, ни на секунду не останавливаясь, строят общий дом, растят малышей, беспокоятся о еде для всех, а если нужно, дружно бросаются защищать свое жилище и детенышей.

Теперь давайте понаблюдаем за человеческой семьей-муравейником, присмотримся, что мешает людям в своей семье быть такими же дружелюбными и усердными. Чем человек не похож на маленького трудолюбивого насекомого – муравья или пчелу?В такой семье много народа, бывает, что три поколения живут вместе. На первый взгляд это замечательно: ребенку никогда не скучно, он всегда может найти, с кем поиграть и поговорить. Малыш знает, когда и как подойти к бабушке, к папе, к сестренке, что у кого попросить, чтобы не получить отказ. Используя всевозможные детские изобретения и хитрости, ребенок учится прекрасно ладить со всеми.

Со стороны может показаться, что все замечательно устроено: семья, как огромный часовой механизм, где все шестеренки помогают без остановок работать главному механизму, живет по раз и навсегда заведенным правилам. В этой семье отношения всех членов упорядочены и согласованы.

Однако, присмотревшись повнимательнее, становится ясно и другое: при всей правильности и некой заданности быта семейного муравейника не всем подходят темп, ритм, правила и распорядок, принятые когда-то старшими и навязанные теперь младшим и средним. Навязываются вкусы, режим жизни, даже выбор профессии…

Бывает и по-другому – когда среднее поколение пытается вторгнуться со своими законами на “территорию” дедушки и бабушки, чтобы навязать им заботу о своих детях, семейном бюджете, своей профессиональной карьере, быте всей семьи…

За приличным семейным фасадом могут скрываться длительно накапливаемые негативные чувства не только к устоявшемуся жизненному укладу, но и к старшим и младшим членам семьи.

Длительно, исподволь нарастающий конфликт между поколениями влияет на отношения между супругами. Муж и жена не могут жить так, как им хотелось бы, появляется чувство разочарования, неудовлетворенности, скуки. Жизнь в муравейнике не дает ощущения самостоятельности, независимости, появляется ощущение зря потраченных лет.

Разрастаясь, проблема отцов и детей мешает спокойно жить и работать, воспитывать детей и отдыхать, скрытое недовольство семейными традициями вовлекает в конфликт всех членов семьи.

Как живется ребенку в семье-муравейнике? Ребенок в такой ситуации – у семи нянек, он интуитивно чувствует возникающее напряжение: взрослые недовольны друг другом, но не показывают этого. Можно сравнить эту семью и со “спящим вулканом”, и с “третьим лишним”.

Супруги сдерживают негативные эмоции, но при этом настроение у них неустойчивое, накапливаются усталость и бессилие, а как результат – нежелание замечать и решать ежедневные детские проблемы.

Тихие проблемы семьи-муравейника вызывают у взрослых приступы плохого настроения, тоски, депрессии.

Распутать клубок семейных проблем не удается, потянув только за одну ниточку, потому что появится тугой, затянувшийся узел. Для решения проблемы необходима перестройка всего семейного механизма. И чем быстрее вы придете к такому решению, тем лучше для малыша.

При этом необязательно разъезжаться, для начала необходимо просто обсудить сложившуюся ситуацию на семейном совете. Важно договориться о необходимости время от времени обсуждать свои проблемы, выслушивать каждого и, конечно, быть готовым выслушать критику родных.

Приходилось ли вам когда-нибудь мыться в общем душе, в котором регулировка горячей и холодной воды в одной кабинке сразу сказывается на соседних? Бывали группы моющихся, которые быстро соображали, в чем тут дело, и совместными усилиями быстро устанавливали “нужный режим” во всех кабинках. Порой группа довольно быстро выделяла кого-либо для “руководства”. А иногда кто-либо, проявляя инициативу, брал на себя “руководящую роль” или, как говорят психологи, становился лидером, иногда неудачным. И уж совсем плохо было, когда лидеров оказывалось несколько. Такие группы долго, а то и совсем не могли справиться с душем, все время мешая друг другу. На всю жизнь мне запомнился этот душ. Ведь в нем очень отчетливо проявились те же закономерности, которые есть в каждой группе людей, как в случайной, неоформленной, так и в любом коллективе. Слыша, как не сработался экипаж самолета, зимовщики на метеостанции или рабочие в бригаде, я всегда вспоминаю этот душ. (К. К. Платонов)Семья-муравейник тоже напоминает такой душ, где одному хочется сделать для себя воду потеплее, не особо заботясь об остальных. А остальным приходится терпеть и молчать или криками добиваться справедливости. Добиваться того, что можно было бы получить спокойно. Но еще хуже, если приходится терпеть семейную ситуацию и при этом испытывать чувство горькой обиды. Обиды – это прямой путь к неврозу и депрессии.

Очевидно, что поведение и взрослых, и детей в семье – это единая, целостная система и если что-то ломается в одном звене, страдают при этом все.

Домашнее задание для всех взрослых Подумайте и назовите три качества, за которые вы можете себя считать человеком, достойным любви и уважения.

Выясняется, что не так-то легко назвать хорошее в себе – мы просто никогда не думаем о своих достоинствах.

Назвать можно:- внешние качества: красивую походку, голос, фигуру, глаза, лицо, волосы;- душевные качества: доброту, ум, щедрость, наблюдательность, любознательность;- особые умения, трудолюбие;- умение ладить и общаться с людьми;- искренность, доверчивость, чуткость, правдивость, внимательность, щедрость, скромность, честность.

А теперь закройте глаза и произнесите: “Я люблю себя за то, что я добрый!” Повторите эту фразу 5-7 раз.

Что вы чувствуете при этом? Радость или грусть? Согласие или несогласие? Ощущение легкости или тоску? Уныние или протест?

Повторите это упражнение, называя другие качества.

Если вы чувствуете радость, счастье, самоуважение – очень хорошо! Вы относитесь к себе с любовью и уважением, считаете себя человеком ценным и достойным любви – в этом огромная сила. Чтобы полюбить другого, нужно прежде всего полюбить себя.

Если вы испытываете негативные эмоции – несогласие, подавленность – вы не любите себя. Придется найти в себе хорошие качества и научиться любить себя. Почему это так важно? Потому что человек, который плохо относится к себе, не может любить и уважать других. Такой человек переполнен внутренними конфликтами.

Это упражнение психологи предлагали выполнить многим взрослым. Что же оказалось? Оказалось, что только единицы хорошо к себе относятся, но это как раз те люди, которые не просто любят детей – дети в таких мамах и папах, бабушках и воспитателях души не чают.

Большинство родителей испытывают двойственные чувства: согласия и несогласия, чуть заметной радости и тревоги одновременно. Казалось бы, это строгие, властные, уверенные в своей силе люди, но они плохо к себе относятся, попросту не любят себя. Не умея любить себя, очень сложно искренне любить своего ребенка.

Чувствуете, какая у нас общая болезнь? Мы, взрослые, не умеем любить и ценить себя. Может быть, поэтому нам так трудно любить своих собственных детей?Автор: Ольга Шелопухо

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий