КРИЗИСЫ ОПУСТОШЕННОСТИ. ПСИХОТЕХНИКА ОЧИЩЕНИЯ

ч.2 ОЧИЩЕНИЕ ОТ ШЛАКОВ АКТИВНОГО НЕГАТИВИЗМА Проявления активного негативизмаШлаки активного негативизма – это ненависть, злоба, зависть, обида, ревность и т.д. В работе с ними есть много общего, что позволяет говорить о ее единой схеме.

Общая схема работы с активным негативизмомРабота со всеми шлаками включает одни и те же стадии:а) разотождествление и самопринятие;б) изучение проявлений шлака;в) понимание функций шлака в духовной работе и в обеспечении условий выживания;г) анализ логических корней – постулатов, на которых основан шлак;д) подвержение этих логических корней сомнениям (для чего иногда нужно отождествиться со “злом”);е) переподчинение устойчивого (“некорректируемого”) шлака целям духовной работы.

РазотождествлениеЧтобы начать работать, прежде всего нужно разотождествиться с субъектом шлакового чувства (Я-ненавидящим, Я-озлобленным, Я-завистником и т.д.). Разотождествление позволяет посмотреть на шлак со стороны, усомниться и задуматься.

Разотождествление – это не разовое мероприятие, выполняемое перед началом работы, а ее непременное условие. Работа невозможна в состоянии самотождественности. В тот момент, когда Я-рефлексивное исчезает, растворившись в одном из множественных Я (неважно, в том, которое борется со шлаком, или в том, с кем идет борьба), работа перестает быть продуктивной. Стать продуктивной она сможет только при следующем разотождествлении.

Разотождествиться со шлаком не всегда просто. Например, разотождествление невозможно, когда ненависть или злоба заполняет “до краев”. Впрочем, в этом случае мучает только невозможность утолить ненависть и говорить о духовном кризисе не приходится: для духовной работы просто нет места.

При духовном кризисе шлаки сосуществуют с другими переживаниями. Сам факт недовольства указывает на присутствие Я, которое наблюдает за шлаком, порицает его и хочет от него избавиться. Это (рефлексивное) Я способно к осмыслению происходящего с Я-ненавидящим, а также к отождествлению и разотождествлению с ним.

СамопринятиеРабота всегда открывает неправоту (а иногда – и просто забавную нелепость) представлений, которые питают негативизм. Если такое осознание снижает общую самооценку, оно очень болезненно. Когда хотя бы теоретической готовности к “неприятным” открытиям нет, возможна ситуация, когда работа заканчивается, не успев начаться.

Для работы необходимо безусловное самопринятие. Что бы ни пришлось узнать о себе, общее позитивное самоотношение должно сохраняться. “Хотя я ошибался (горячился, делал глупости, не понимал и т.п.), все это никак не снижает моей ценности как Богоподобной сущности”.

Так как очищение от шлаков активного негативизма основано на их активном неприятии, можно считать движущей силой этой работы “ненависть к ненависти”. Однако борьба с одной ненавистью укрепляет другую. Если Я, борющееся с ненавистью, ненавидит Я-ненавидящее (т.е. само становится Я-ненавидящим), работа лишена смысла. То, что ненависть нового Я-ненавидящего направлена на одно из проявлений целостной индивидуальности, делает ее опасной вдвойне.

В этих условиях строить отношения между двумя Я нужно очень деликатно. Разотождествление с Я-ненавидящим не должно вести к нарушению или прекращению внутренней коммуникации. Я-рефлексивное должно признать Я-ненавидящее одним из равноправных множественных Я – составной частью целостной индивидуальности (в этом смысле отождествиться с ним), но обозначить границу между собой и Я-ненавидящим (и в этом смысле разотождествиться).

Изучение проявлений и функций активного негативизмаУ каждой формы активного негативизма (ненависти, злобы и т.д.) свои проявления, которые необходимо изучать для каждой формы конкретно. Общим является то, что первый вопрос, на который нужно ответить, – это вопрос “Что такое (ненависть, злоба и т.д.)?”.

Любое качество психики полезно как инструмент удовлетворения той или иной потребности. Нельзя считать “плохими” ни агрессивность, ни злость, ни что бы то ни было еще, так как каждое “плохое” качество имеет свою позитивную функцию.

Роль активного негативизима по отношению к реализации функции выживания состоит в обеспечении защиты физического организма. Стремление защищаться естественно и необходимо для адаптации и выживания. Защита, которую обеспечивает активный негативизм, – это “лучшая защита” – нападение.

Работа с активным негативизмом не должна оставлять человека без необходимых ему средств защиты. Безоглядное стремление уничтожить негативизм любой ценой было бы похоже на попытку вырвать зубы у волка или остричь когти тигру.

Но, кроме защиты физического организма, активный негативизм направлен и на защиту того “мусора”, который входит в состав множественных Я.

По отношению к духовной работе активный негативизм – шлак. Это особенно очевидно в отношении наиболее острой его формы – злобы.

Злоба малосовместима с духовной работой: обычно одно исключает другое. Сосуществуют они, только когда и духовная работа и озлобленность локализованы. Например, если художник-пейзажист озлоблен против своей семьи.

Развиваясь, духовная работа требует все больших ресурсов и постепенно захватывает всего человека. При этом даже локализованная озлобленность становится для нее препятствием.

Аналогично, распространение озлобленности (учащение приступов злобы или появление новых ее объектов – например, включение в их число негодных критиков и художественной общественности) мешает даже “локальной” работе, “загрязняя” ее мотивы (например, делая мотивом творчества не выражение внутреннего содержания, а стремление доказать другим свой талант). Чем шире распространена озлобленность, тем больше она парализует духовную работу.

Противоречивость ролей активного негативизма по отношению к двум функциям человека усложняет постановку задач психотехнической работы.

Конечно, можно желать расстаться с негативизмом, направленным на защиту “мусора”. Но полный отказ от любого негативизма разоружает человека и делает его беззащитным перед опасностями, угрожающими его физическому существованию. Отказ от необходимого для физического выживания негативизма возможен только при его замене другими, не менее эффективными средствами защиты.

Однако уже сам переход, например, от “слепой ненависти” к поиску эффективных средств защиты принципиально меняет ситуацию. Ненависть, которая осмысляется не как существующая сама по себе, а как инструмент, обеспечивающий необходимую для Работы сохранность физического организма работника, утрачивает значительную часть своего разрушительного (в отношении и объекта ненависти, и психики ее субъекта) потенциала.

Анализ корней и сомненияВ основе активного негативизма лежат представления о “зле” – плохом, опасном и т.д. Работа осмысления направлена на вскрытие этих представлений и проверку их адекватности.

Обычно негативизм – это реакция на то, что воспринимается как несправедливость. Поэтому вопросы: что такое справедливость, что я считаю справедливым и почему, и т.п. – часто центральные для понимания логических корней негативизма. При анализе своих представлений о справедливости почти всегда оказывается, что они уходят корнями в детство и отражают взаимоотношения ребенка с его воспитателями, и прежде всего – с родителями.

Анализ логических корней негативизма вскрывает, на защиту каких ценностей он направлен, “заслуживают” ли эти ценности защиты и насколько защита, которую обеспечивает негативизм, эффективна.

Работа по обнажению и ревизии логических корней для каждой формы активного негативизма (ненависти, злобы и т.д.) имеет свои особенности. Но она всегда погружает Я-негативиста в новые контексты и “связывает” энергию отношения, снижая его активность.

ОтождествлениеЧасто представления, на которых основан активный негативизм, относятся к поведению других людей и являются малоадекватными интерпретациями их намерений, реакций, представлений о должном и т.п. Чтобы проверить правильность таких интерпретаций, нужно отождествиться с человеком, к которому они относятся.

Такое отождествление является универсальным инструментом переосмысления. Кроме того, являясь актом любви, оно само по себе часто ведет к уменьшению негативизма.

ПереподчинениеПереподчинить, превратить шлак в инструмент духовной работы можно, не только ограничив его значение ролью инструмента защиты физического организма.

Активный негативизм является “искаженным” проявлением любви по отношению к тем ценностям, на защиту которых он направлен. Очень часто ненависть вызвана угрозами, направленными против любимых людей.

Наиболее очевидно “любовное происхождение” ревности. Но и обида возможна только по отношению к человеку, к которому хорошо относишься и, “естественно”, от которого ожидаешь ответного хорошего отношения, – на врагов не обижаются.

От понимания, что негативизм – это неумелое средство выражения любви, только один шаг до сознательного поиска более совершенных средств.

В инструмент работы можно превратить даже такие формы негативизма, в которых проявляется любовь только к себе, например зависть или озлобленность. Правда, для этого может понадобиться изменить и характер работы.

Зависть, если это зависть к чужим достижениям в Работе, полезна для определения ориентиров своего развития.

Озлобленность обостряет видение плохого. Это качество ценно для обличителя, например сатирика. Придав творчеству сатирический характер, можно превратить озлобленность из помехи в инструмент работы. При этом с самой озлобленностью как бы ничего не происходит, но она включается в более широкий контекст, над ней как бы вырастает надстройка, и озлобленность превращается в средство выражения любви. Осознанно или неосознанно этот путь прошли многие желчные художники.

Однако для превращения злобы в инструмент Работы нужно постоянно осознавать себя и понимать, какое из множественных Я (“Я-творец” или “Я-злюка”) действует в этот момент. То есть необходима постоянная разотождествленность – постоянное присутствие Я-рефлексивного, которого обычно при озлоблении нет.

В основе преобразования активного негативизма в инструмент Работы, если оно происходит произвольно, лежит осознание того, что любые явления в мире, в том числе и я сам, в конечном итоге – проявления Бога, Божественной любви. В этом смысле любое зло в конечном итоге является Добром. А если моя раздражительность, агрессивность, желчность и т.п. – Добро, то мне нужно совершать это Добро осознанно, согласовывая, а не противопоставляя себя Воле Божьей.

НенавистьЧто такое ненависть?Объектом ненависти в принципе может быть любое “зло”: группа, социальные явления, явления природы (плохая погода) и т.д., но чаще всего ненависть фокусируется на человеке как носителе “зла”.

В ненависти негативная оценка соединена с активным отношением. Активность проявляется в стремлении уничтожить объект ненависти. Уничтожение может быть “полным” или “частичным”.

Когда удается “полностью” уничтожить объект ненависти, ненависть к уничтоженному объекту исчезает, но как способ отношения к миру она только укрепляется.

К счастью, часто для “полного” уничтожения из-за правовых, нравственных и иных ограничений либо нет возможностей, либо оно чревато последствиями, значимость которых перевешивает мотивационный потенциал ненависти. В этих случаях проявления ненависти сводятся к “частичному” уничтожению.

Частичное уничтожение – это нанесение вреда человеку как физической или психической особи или той части мира, с которой он отождествлен (близким людям, социальным группам, к которым человек принадлежит, идеям и ценностям, которые он разделяет, и т.п.). Примерами “частичного” уничтожения являются ругань, злые мысли, “магическое” уничтожение “замещающего” объекта и т.п. Хотя “частичное” уничтожение может вести и к прекращению ненависти, чаще оно только ее разжигает.

Логические корни ненавистиПричина негативной оценки (“ЭТО – плохо”) может быть в отрицательном опыте взаимодействия с объектом ненависти, когда ему приписывают свои неприятности. В этом случае ненависть проявляется как жажда мести. Но негативная оценка может быть и “теоретической”, не подкрепленной опытом. Разновидностью “теоретической” оценки являются опасения, что объект ненависти причинит вред в будущем.

СомненияПреодоление “теоретической” ненависти связано с переосмыслением “теоретических основ” негативной оценки. Для этого нужно поставить под сомнение любой из постулатов либо авторитетность любого источника знаний, на которых основана негативная оценка. Такие сомнения легко расшатывают все здание ненависти.

Если ненависть возникла из негативного опыта, первое, что нужно понять, – был ли опыт действительно негативным (нанесенный вред – действительно вредом). Одно и то же событие всегда можно интерпретировать и как вредное, и как полезное. Даосская притча о крестьянине, у которого пропала лошадь и которого жалели соседи, пока лошадь не вернулась и не привела с собой другую лошадь, после чего соседи начали завидовать, иллюстрирует это положение так же, как и песенка быковского Айболита “Это очень хорошо, что нам очень плохо”.

Если все-таки опыт признается негативным (что почти всегда указывает либо на “некачественное” разотождествление, либо на поверхностное понимание), работу можно продолжить осмыслением жажды мести.

Прежде всего нужно понять, что за ней стоит. При их кажущемся разнообразии все причины жажды мести сводятся к двум главным: стремлению к справедливости и/или желанию предотвратить повторное нанесение вреда.

Роль мести как орудия справедливости по меньшей мере сомнительна. Мы не знаем ни что такое справедливость, ни кто (Кто) ответственен за ее торжество.

Не более очевидно и значение мести как средства превентивной защиты.

При желании предотвратить повторное нанесение вреда нужно понять, насколько ожидание вреда обоснованно и насколько эффективно месть его предотвращает.

Из того, что неприятное событие произошло в прошлом, не следует, что оно повторится. Чтобы определить вероятность угрозы, надо спрогнозировать поведение “врага”, а для этого – понять его побудительные мотивы, причины поведения и т.д.

Но и когда угроза реальна, насколько ее предотвращению способствует движимая ненавистью агрессивность? Не так редко агрессивность не останавливает, а раззадоривает врага, т.е. не снижает, а увеличивает угрозу. Порой более адекватны ситуации уход, избегание контакта, в который нужно было бы вступить при мести или “профилактическом” нападении.

Предотвращение угрозы требует создания препятствий, затрудняющих ее реализацию. Агрессия по отношению к врагу – один способ для этого. Бегство – второй. Но есть и другие. Например, сделать врагу добро (совершить акт любви), тем самым изменить его мотивацию и превратить врага в друга. В этом смысле христианская мораль (“Любите врагов ваших”) вполне прагматична.

ЗлобаЧто такое злоба?Злоба проявляется в готовности нападать на многочисленные объекты и по любому поводу.

В злобе соединяются три свойства: “диффузный” негативизм по отношению к неопределенно широкому кругу объектов, агрессивность и низкий порог возбудимости – раздражительность.

Озлобление является реакцией на жизненные неудачи, проявлением своего рода взаимности по отношению к миру.

Лежащие в основе злобы представления о плохости мира – результат не теоретизирования, а осмысления жизненных неурядиц, при котором ответственность за них приписывают кому угодно, но не себе. Эта ответственность распространяется с непосредственных “виновников” на все однородные с ними объекты. У озлобленных мужчин в неудачах личного плана виноваты женщины, причем не конкретные, а все вообще: “Все бабы – стервы”. В профессиональных неудачах – начальство, и тоже не конкретное, а вообще: “Начальнички – сволочи” и т.д.

Трудности работы со злобойПрежде чем решиться на работу со своей озлобленностью, необходимо понять ее трудность.

Свойственные для озлобленности “диффузность” (неопределенная множественность) объектов злобы, агрессивность и низкий порог возбудимости – характерологические качества, устойчиво проявляющиеся в “провоцирующих” ситуациях.

Кроме того, озлобленность малосовместима с самонаблюдением и тем более с принятием на себя ответственности за свои неприятности.

Чтобы нейтрализовать эти факторы, необходима длительная и напряженная работа, требующая сосредоточенных волевых усилий. Шансы на успех она может иметь только при ясном понимании вреда, который озлобленность наносит духовной работе, и сильном желании изменить себя. Без такого желания начинать работу бесполезно.

Логические корни злобыАнализ причин негативизма и агрессивности – это прежде всего самоанализ.

Он начинается с осознания того, что именно вызывает злобу и почему.

Обычно злобу вызывает то, что воспринимается как угроза: моей безопасности, моим желаниям, моим ценностям, близким людям и т.п.

Эти угрозы нужно каталогизировать: вспомнить все случаи своей раздражительности за последнее время (например, за неделю) и записать их.

Чтобы понять, что именно и почему вызвало раздражение в каждом случае, нужно записать по возможности развернутую интерпретацию каждого события. Без навыка это трудно. Но, если постараться не оценивать результаты незаконченной работы, не раздражаться на себя и не бросать работу из-за “неудачных” попыток, какие-то (не обязательно адекватные) интерпретации получатся.

СомненияКаждую интерпретацию нужно подвергнуть сомнению: задать (и записать) по ее поводу все возможные вопросы типа “Действительно ли это так?”, “Почему это так?” и т.п. Полученные ответы также нужно записать и еще раз подвергнуть сомнению и т.д.

Анализ негативизма (“истории озлобленности”) дает более глубокое понимание своего взаимодействия с миром и в том числе способов реагирования.

В частности, он может привести к пониманию, что агрессивность неэффективна в решении тех задач, для которых она (обычно непроизвольно и неосознанно) задействуется.

Для этого достаточно осознать последствия агрессивности. Злоба вызывает злобу. Если я накричал на другого, следует ждать от него аналогичной реакции, которая спровоцирует новые проявления моей злобы, и т.д. – “маховик злобы” раскручивается. Озлобленный человек обрекает себя на жизнь в атмосфере зла, враждебности.

Если я этого не понимаю, то могу считать себя жертвой враждебного мира и мстить за эту враждебность. Но если я осознаю последствия своего поведения, то оно становится моим сознательным выбором. Я могу выбрать агрессивность, но только вместе с ее неизбежными следствиями, или отказаться от нее.

Когда я постоянно осознаю, что все время вольно или невольно выбираю между агрессивным и неагрессивным поведением (и, соответственно, между враждебным и дружественным миром), агрессивность обесценивается, становится бессмысленной и, таким образом, возникают предпосылки для ее изменения.

Если же анализ приводит к пониманию того, что озлобленность помогла достичь цели (“если бы я не накричал на него, то ушел бы ни с чем”), то открывается целый “букет” возможностей для дальнейшей работы.

Первый вопрос: нужен ли был такой ценой достигнутый результат для духовной работы? Если ответ отрицательный, снова возникает ситуация выбора: что важнее – этот результат или Работа?Если ответ положительный (цель была нужна для Работы), возникает второй вопрос: перевешивают ли “плюсы” (польза для Работы, полученная в результате достижения цели) “минусы” (“выброс” своей озлобленности и спровоцированных ею негативных эмоций других людей)? Предельно остро этот вопрос ставит Достоевский: можно ли пожертвовать слезинкой одного ребенка для всеобщего счастья?Но и при положительном ответе на второй вопрос, когда “минусы” признаются менее “весомыми”, чем “плюсы” (“пожертвовать слезинкой” можно), все равно остается третий: “Нельзя ли было достичь того же результата с меньшими издержками?” Ответ на него очевиден. Даже если игнорировать возможности добиться цели “добром” (их и вправду может не быть), один абсолютно универсальный путь “уменьшения издержек” есть всегда – не озлобляться, а только сыграть озлобление.

Контроль за поведенческими проявлениями злобыСпецифика работы с озлобленностью по сравнению с преодолением других форм активного негативизма в том, что наряду с работой осмысления не меньшее место в ней занимает работа по изменению своего “внешнего” поведения.

Если анализ причин негативизма ведет к устранению внутренних причин агрессивности, то работа по устранению ее внешних причин направлена на уменьшение количества провокаций злобы извне, т.е. на то, чтобы сделать мир более дружелюбным. Эта работа прямо связана с отказом от поведенческих проявлений озлобленности.

Большое место в ней занимают отслеживание и управление “порогом раздражительности”.

Попытки сдерживаться редко успешны. Удерживая себя от раздражения, человек как бы сжимает пружину, которая затем разжимается в яростной вспышке.

Однако порогом раздражительности можно управлять не только волевым усилием “сдержаться”. Этот порог сам по себе постоянно меняется в зависимости от общего состояния организма. У отдохнувшего человека он выше, чем у уставшего и измотанного. Наблюдая за собой, нетрудно определить величину порога. Если я замечаю, что порог низкий (я устал), лучше отказаться от напряженной работы, особенно если она связана с общением, и отдохнуть.

ЗавистьЧто такое зависть?Зависть – это желание не быть “беднее” другого, обладать его преимуществами (личными качествами, социальным положением, имуществом и т.д.), которое может принимать две формы – получить чужие преимущества (“белая зависть”) или лишить другого его преимуществ (“черная зависть”). При “белой” зависти неприязни к другому может не быть; при “черной” она обязательна.

Зависть возможна только к человеку, который воспринимается как равный. Когда человек считает себя не хуже другого, а свое положение – хуже, возникает мысль о несправедливости: “Он ничем не лучше меня, а как живет! А я?!” Негативизм при зависти направлен на источник несправедливости. Им может быть объект зависти, если, например, считается, что он “украл” (“неправедно” добыл) свои преимущества. Но им может быть и любой орган власти (вплоть до Высшей Власти), который несправедливо распределяет блага.

Логические корни завистиВ основе зависти лежат ценности равенства и справедливости, а также соревновательная мотивация.

Центральный постулат в системе представлений завистника состоит в том, что преимущества другого – воздаяние за его добродетели, а лишение их меня – наказание за мои грехи. Причем и наказания и поощрения могут быть как заслуженными (справедливыми), так и незаслуженными.

Этот постулат формируется в детстве, когда поощрения и наказания воспитателей сопровождают, соответственно, хорошее и плохое поведение, но не всегда бывают справедливыми.

Логика зависти воспроизводит логику ребенка, который завидует брату, считая, что тот “незаслуженно” получил конфету.

Непосредственная причина зависти – невыгодное социальное сравнение.

При сравнении себя с другими почти всегда оказывается, что у другого есть что-то, чего нет у меня, – другой оказывается в чем-то “богаче”.

Последствия таких “открытий” различны. Им можно просто не придавать значения. Они могут вести к признанию моей дефектности (к снижению самооценки). При развитой соревновательной мотивации такое осознание приводит к зависти, которая может переживаться бездеятельно, но может мотивировать и “гонку за лидером”, и агрессию против него.

СомненияПереосмысление корней зависти ведет к пониманию многих вещей.

Первая – инфантильность наших представлений о равенстве и справедливости. Не различая равенства и тождества, мы не понимаем, в чем люди равны, а в чем – нет. Именно по этой причине мы не можем понять идею справедливости – в чем она состоит и кем (Кем) осуществляется.

Вторая – у каждого преимущества есть оборотная сторона – жертвы, которых требует приобретение и сохранение этого преимущества. Богатство и высокое социальное положение ограничивают свободу. И о том и о другом нужно заботиться, охранять. Нравственные добродетели требуют самоограничения. И так далее.

Верно и обратное. Лишившись в силу обстоятельств (или отказавшись сознательно от) одного, мы получаем (можем получить) другое. Так, отказ от карьеры ведет (может вести) к обретению внутренней свободы или успеху в личной жизни и т.д.

Всегда можно обнаружить у себя то, что компенсирует отсутствие “преимуществ” – предмета зависти. В то же время “гонка за лидером” – это погоня за одним в ущерб другому. Выигрывая в одном, мы обречены проиграть в другом.

Наконец, третья: часто отсутствие предмета зависти – результат не чужой “злой воли”, а моего более или менее сознательного выбора (совершаемого сейчас или совершенного в прошлом): или стремиться к достижению того, что вызывает зависть, и, значит, пойти на необходимые для этого жертвы, или воздержаться от усилий и жертв, сочтя их неадекватными результату, и отказаться от предмета зависти.

При осознании этого обстоятельства могут возникнуть сожаления по поводу упущенных возможностей, “даром” потраченного времени или “обида” на то, что объективные причины (нехватка таланта, плохое здоровье, низкий исходный социальный статус и т.п.) не давали возможности добиться того, что вызывает зависть. Отсутствующие возможности часто притягательны именно потому, что они отсутствуют, – “Запретный плод вам подавай, а без того вам рай – не рай”.

Работа понимания быстро приводит к мысли о бесполезности подобных сожалений и обид. Действительно, зачем жалеть о том, что нельзя изменить? Пока жизнь не прожита, смысл есть только в поиске наилучшего использования имеющихся, а не в сожалении об отсутствующих возможностях.

ОбидаЧто такое обида?Обида – это реакция на обманутое ожидание хорошего отношения. Обида всегда неприятно неожиданна.

Объектом обиды может быть как человек, так и иные ответственные за “торжество справедливости” сущности (или Сущность).

Логические корни обидыПервый шаг в анализе причин обиды после разотождествления с собой (со своим “Я-обиженным”) и подъема “над ситуацией” – это понимание, кто (Кто) является обидчиком.

Второй – понимание того, что обида основана на несбывшемся ожидании от обидчика “хорошего поведения”.

Как и зависть, обида часто является реакцией на “несправедливость”. Но если зависть вызывает поощрение другого вместо меня, то обида – получение “незаслуженного” наказания вместо предполагавшегося “заслуженного” поощрения.

СомненияПри работе с обидой самое важное – понять обидчика, его видение ситуации, представления о справедливости, чувства, намерения, действия, реакции и т.д.

Для этого необходимо, прежде всего, осознать, что мои представления о справедливости – не единственно возможные и что право обидчика – иметь другие, непохожие на мои взгляды и стремления, чувствовать и думать по-другому, не так, как я.

Чтобы понять обидчика, нужно попробовать поставить себя на его место: задуматься, что бы я чувствовал и как я вел бы себя на его месте. Очень часто этого оказывается достаточно.

Если умозрительно понять обидчика не удается, т.е. оказывается, что “я бы на его месте поступил хорошо, а не так, как он”, нужно попробовать увидеть ситуацию не своими, а его глазами. Для этого необходимо отождествиться с обидчиком, “сыграть” его.

Невозможность понять обидчика может говорить о недостатке воображения у обиженного или недоступности для него опыта обидчика. Но значительно чаше она свидетельствует о неполной разотождествленности обиженного с собой, т.е. о том, что он не поднялся над ситуацией, а продолжает находиться внутри ее.

Сложней обстоит дело, когда обида адресована не человеку, а Высшей Сущности. В этом случае рассчитывать на легкое понимание уже не приходится, и прекращению обиды способствует понимание, Кому она адресована.

РевностьЧто такое ревность?Ревность – это переживание из-за реальной или воображаемой “измены” любимого человека, которое почти всегда сопровождается агрессией по отношению к нему и/или его избраннику, а также попытками “восстановить справедливость”.

Логические корни ревностиЗа восприятием ситуации как “измены” стоит ее интерпретация, опирающаяся на специфичную логику ревности.

Эта логика основана на отношении к объекту ревности как к собственности, которое, естественно, отрицает его свободу воли и выбора. Термин “объект” здесь особенно уместен, так как ревнивец любит “объект” алчно, как хозяин принадлежащую ему вещь.

Если любимый человек принадлежит мне, следовательно, его поступки, чувства, мысли и т.п. определяются моей волей. Он не может (не столько из-за моральных предписаний, сколько по самой своей природе) не любить меня. Тем более – любить другого, отдавать ему то, что принадлежит мне, нарушать мое право собственности, обкрадывать меня. Если же это происходит, то он и/или его избранник – воры.

Другая логическая схема приводит к включению в состав ревности элемента обиды. Объект ревности неблагодарен, несправедлив и нечестен. Моя любовь к нему – дар, благо, которое предполагает ответную благодарность. Его взаимность – требование справедливости, на котором основан договор между нами о взаимной преданности. Любовь к другому означает, что вместо благодарности и соблюдения договора “объект” предает меня. Разве это справедливо?! За что?!!СомненияРабота понимания обнажает логические корни ревности и обнаруживает их явную нелепость. Прежде всего, бессмысленно предположение о возможности обладания живым человеком, безусловном подчинении его себе. Эту посылку опровергает сам факт “измены”, демонстрирующий независимость “объекта”.

Другая ничем не подкрепленная “аксиома ненависти” – наличие договора о взаимности. Такого договора просто не может быть, так как “подписавшие” его Я “договаривающихся сторон” (Я-любящие) не в состоянии отвечать за действия других Я (Я-изменников), которые могут “прийти к власти” и “разорвать договор”.

Осознание логической несуразности ревности может помочь преодолеть неприязнь по отношению к объекту ненависти и/или его избраннику, но не решает всех проблем.

Ревность и страданияВ эмоциональном букете ревности не меньшее место, чем негативизм и алчность, занимают страдания.

Главной причиной страданий является потеря любимого, а значит – части себя. В этом смысле и измена и отсутствие взаимности равносильны “мини-смерти”. Эта причина может усугубляться и другими факторами. Среди них – вынужденная двойственность отношения к любимому: он хороший, потому что я его люблю, и плохой, потому что не любит меня.

Другая причина страданий связана с неизвестностью. Когда факт измены (отсутствия в

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий