ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Симптомы. Безрадостность При опустошенности Высшие эмоции вытеснены “обыденными”.
Ничто не кажется ни красивым, ни возвышенным, ни торжественным. В самоощущении отсутствует чувство чистоты. Переживания гармонии мира и гармонии себя с миром недоступны. Так же недоступно чувство причастности. Так как нет Контакта с Высшей Силой, нет и чувства благодарности Ей. Мир видится обыденным и серым. Человек заключен в одиночку своего Я.
Без Контакта невозможны и ощущения духовной наполненности, внутреннего богатства, силы, то есть – вдохновение.
Часто опустошенность переживается как отсутствие вкуса к жизни. Ничто не доставляет удовольствия, все переживания испытаны, все надоело, все известно, и ничто не интересно. Ни в чем нет ни новизны, ни смысла, ни тайны. Это состояние называют хандрой.
Снижение “любовной потенции” проявляется как “сердечная сушь” – неспособность волноваться и сопереживать (жалеть, радоваться, огорчаться), испытывать умиление, влюбляться и т.д. Иногда “сушь” ощущается как устойчивое равнодушие. Иногда – как накопление любовной энергии, которая не может вырваться наружу.
Общее во всех проявлениях опустошенности – отсутствие радости.
Причины опустошенности Радость и свобода Основная причина безрадостности – в нарушении свободного циркулирования энергии. Ощущение свободы неотрывно от переживания радости. Находясь под гнетом (своих желаний, обстоятельств, других людей), радоваться нельзя.
Субъективно нарушения свободного циркулирования энергии переживаются как внутренние напряжения. Форма этих напряжений может быть разной: от тревожности до озабоченности.
Общая схема Разные радости Тождество свободы и радости означает существование разных радостей. И жеребячий гогот подгулявшей компании – радость, и упоение игрой виртуоза – тоже радость. Одна радость отличается от другой тем, какой энергетический поток получил свободу. В радости Высших эмоций освобождаются потоки приема, преобразования и излучения тонкой (духовной) энергии.
Духовная радость неоднородна. Если рассматривать духовную работу как потоки энергии, направленные внутрь (“зарядка”: созерцательная работа восприятия и/или познания, слушание Бога) или вовне (“разрядка” энергии: любовь, творчество, обращение к Богу), то можно говорить, что двум направлениям потоков соответствуют два типа радости.
Заряжающая созерцательная радость принятия психическим телом потока духовной энергии при Контакте, переживания чувства красоты, удовлетворения интереса проявляется в умиротворяющем гармоничном ощущении духовной полноты. Созерцательная радость – это радость-восторг. Ее отсутствие (ощущение пустоты) указывает на опустошенность в узком смысле – результат перекрытия каналов поступления духовной энергии.
Разряжающая духовную энергию деятельная радость при свободном самоосуществлении (в любви, в творчестве и т.д.) проявляется в хорошем настроении, смехе, веселье (часто “радость” и “веселье” – синонимы). Деятельная радость – это радость-экстаз. Когда ее нет, можно говорить об опустошенности в широком смысле.
Деятельная и созерцательная радости могут соединяться в “беспричинной” радости, характерной для молодости, – радости бунинского “легкого дыхания”, естественной и ненапряженной жизни в мире с Миром.
Двухполюсная модель и ограничения духовных потоков В соответствии с двухполюсной моделью общую схему потоков духовной энергии можно представить как два потока: “поток очистки”, идущий из физического мира в духовный, и “поток материализации”, идущий в противоположном направлении.
Ограничения свободному прохождению энергии могут возникать в трех местах: при восприятии духовной энергии, при очистке духовного содержания из воздействий физического мира и при материализации духовной энергии.
Два ограничителя свободы: “конкуренты” и “тромбы “Свободное прохождение энергии “наверху” ограничивается только по одной причине – из-за недостатка ресурсов. Свободное прохождение энергии “внизу” может ограничиваться как недостатком ресурсов, так и “закупоренностью” каналов.
Недостаток ресурсов вызван наличием шлаков-конкурентов: прагматических желаний, негативных чувств, посторонних мыслей, дел, забот и т.п.
Разные виды энергии качают одни и те же “насосы”. Производительность их ограничена. Поэтому качать одну энергию они могут, только если не качают другую.
Энергетические потоки конкурируют между собой за ресурс – “насос”. Так, два противоречивых желания (например, “пойти гулять” и “сесть за работу”) ограничивают друг друга. Импульс совершить неэтичный поступок ограничивается нравственным запретом.
Конкуренты, занимая ресурс, мешают как восприятию духовной энергии – “заглушают” духовные голоса, так и ее воплощению (Служению).
Переносящая духовную энергию материя по мере спуска из духовного мира в физический “сгущается” (тонкая материя духовного мира “одевается” во все более грубую, чтобы попасть в физический мир), и ее движение замедляется, а по мере подъема из физического мира в духовный – разрежается, и ее скорость увеличивается. В любом случае в нижних областях, близких к физическому миру, материя движется медленно. Иногда она вовсе останавливается. Тогда “сгустки” закупоривают канал прохождения духовной энергии подобно тромбам или склеротическим “бляшкам”. Это проявляется, например, при пресыщении или нереализованности.
Таким образом, возможны четыре типа ограничений прохождения духовной энергии. Каналы могут быть “перекрыты” в двух местах – “на входе” и “на выходе” – двумя обстоятельствами: “конкурентами” (во всех случаях) и “тромбами”.
Вход Выход Тромбы Пресыщение Нереализованность Конкуренты Духовная глухота Трудности воплощения (например, нелюбовь) Глобальность кризиса опустошенности зависит от того, перекрыт ли только один из двух потоков (“материализации” и “очистки”) или оба. Когда перекрыт поток “очистки”, опустошенность проявляется в отсутствии эстетических чувств. Когда перекрыт поток “материализации” – в отсутствии религиозных чувств.
Может показаться, что перекрытие канала на выходе не должно вести к нарушению циркуляции духовной энергии и кризису опустошенности. Духовный поток сохраняет возможность “отразиться” и вернуться в духовный мир. При этом Контакт не утрачивается.
Действительно, в этом случае опустошенности в узком смысле нет. Но есть опустошенность в широком смысле – отсутствует разряжающая радость Служения (любви, творчества).
Четыре причины опустошенности Пресыщение Причина отсутствия вкуса к жизни (интереса, стремления к новому) – в пресыщении. Здесь полная аналогия с пресыщенным гурманом. Пресыщение (“Все надоело!”) – результат неспособности находить новые блюда и, что более важно, в знакомых – новые оттенки вкуса.
При пресыщении модель мира находится в устойчивом состоянии. Внутренних импульсов к ее развитию (например, актуальных вопросов) нет. Внешние отторгаются, так как каналы восприятия закупорены.
Причина пресыщения в “непереваренности” имеющихся впечатлений, которые в ожидании обработки забивают “буферную зону” (“желудок”). В этом хандра (“английский сплин”) Онегина похожа на состояние завзятого двоечника, которого учителя засыпают ненужной ему информацией.
Содержание, извлекаемое из впечатлений при “переваривании”, выводит модель мира из равновесия (например, обнаруживает неполноту знания, ставит новые вопросы и т.д.) и, таким образом, обеспечивает энергию для ее развития, которая субъективно переживается как жажда впечатлений, интерес и т.п.
Когда обработка уже имеющихся впечатлений “пробуксовывает” и не приводит к извлечению содержания, она все равно отвлекает интеллектуальный ресурс. В результате его не хватает для приема новых впечатлений.
Духовная глухота Настройка и истощение И в эстетических, и в религиозных чувствах проявляется восприятие духовной энергии, которое требует настройки себя на частоту ее колебаний (“вибраций”).
Разные резонаторы в человеке воспринимают разные частоты вибраций: низкие частоты грубой материи физического мира и высокие частоты тонкой материи духовного мира. Но одновременно может работать только одна группа – резонаторы конкурируют между собой.
Настройка состоит в активизации тех резонаторов (обнажении тех пластов индивидуальности), которые созвучны духовному содержанию, и в подавлении активности резонаторов, созвучных более грубому содержанию (например, реагирующих на прагматическую полезность).
Для настройки, естественно, необходим отказ от конкурирующих форм активности. Во-первых, от активности, не связанной с восприятием. Во-вторых, от восприятия грубых энергий.
Если сделать этого не удается, отсутствие духовной энергии ведет к истощению.
Конкурирующие резонаторы Результат восприятия определяется двумя факторами: привычным состоянием разных резонаторов (т.е. тем, какие из них обычно задействованы, а какие нет) и качеством сигнала.
Если вся жизнь состоит из борьбы за существование и глотания культурного ширпотреба, в которых духовные резонаторы не задействованы, то включить их вместо обычно работающих “грубых” очень трудно. Сделать это тем проще, чем больше опыт Высших переживаний в прошлом и их удельный вес в настоящем.
К “обычно работающим”, например, относятся резонаторы, воспринимающие физиологическое состояние организма. Голос организма может заглушать духовные голоса и при несовместимых с “физиологической” радостью организмических нарушениях (утомлении, боли, болезни), и при радостной бодрости и утренней свежести.
Точно так же для человека, погруженного в рефлексию, духовные голоса заглушает голос рефлексии. Сама рефлексия чаще всего безрадостна. Но и когда она радостна, эта радость не духовна.
Качество сигнала Качество сигнала определяется соотношением интенсивностей (амплитуд) духовной и грубых энергий. Например, в музыке Баха интенсивность духовной энергии велика, а в поп-шлягере – мала. В результате из шлягера извлечь духовное содержание “обычный” человек не может.
Заполняя жизнь “недоброкачественными” впечатлениями, духовное содержание которых для него недоступно, – склоками, погоней за призраками, продукцией индустрии развлечений и средств массовой информации, – человек перекрывает себе доступ к Высшим переживаниям. На восприятие вещей, из которых он способен извлечь духовное содержание, не остается ресурса и канал связи с духовным миром оказывается перекрыт.
Роль окружения Настройке препятствует неблагоприятное и способствует благоприятное социальное окружение.
Резонаторы готовы звучать созвучно окружению. Когда все вокруг поражены страхом или ненавистью, эти чувства захлестывают даже человека, понимающего, что ни бояться, ни ненавидеть причин нет. В “атмосфере горя”, когда люди вокруг печальны, угрюмы или озабочены, радоваться может только злорадный или погруженный в себя (аутичный) человек. Так же и в “обстановке праздника” радость окружающих способствует переживанию радости.
Европейцы редко массово переживают Высшие эмоции. Обычные западные феномены массового сознания имеют другой характер. Чтобы преодолеть их влияние, необходимы специальные усилия.
Нереализованность Близкий к пресыщению феномен – нереализованность. Если при пресыщении блокируется канал очистки на стадии приема впечатлений, то при нереализованности – канал материализации на стадии воплощения духовного содержания.
Неоформленное содержание (интересная мысль, образ и т.п.) остается невостребованным, “капсулируется” и часто вытесняется.
Трудности воплощения Замещающая реальность Отождествляясь с некритично заимствованными представлениями (а это – почти вся “культурная психика”) и плодами воображения, множественные Я накапливают “мусор”. К “мусору” относятся многие ценности (например, стремление быть не хуже других), “лишние” желания (например, неограниченного богатства), большинство забот и т.п. В “мусоре” часто нет никакой необходимости, но он, как гиря на ногах, тянет “вниз” и мешает быть счастливым.
Если часть реальности внутреннего мира, основанную на пережитом опыте (мир сущностного Я), можно назвать “настоящей”, то остальная “реальность” (миры прочих множественных Я), состоящая из чужих мнений и своих фантазий, – это “замещающая реальность”, своего рода “мир грез (иллюзий)”. У большинства (особенно “культурных”) людей замещающая реальность преобладает над настоящей.
Отличить замещающую реальность от настоящей трудно. Она прекрасно маскируется, в том числе и под духовную жизнь (феномен “прелести”).
Конкуренция множественных Я и шлаки нелюбви Множественные Я (их желания, способы поведения и логики – способы осмысления мира) постоянно конкурируют между собой, ограничивая тем самым свободу друг друга. Те множественные Я, которые далеки от духовной работы, перехватывая друг у друга ресурс, не оставляют его для работы по разрядке (воплощению) духовной энергии – творчества, но прежде всего любви.
Причинами нелюбви (шлаками в “выходном” канале) часто становятся захват власти “Я-критиком”, убивающим любовь негативизмом (“кого ж любить?”), “Я-владеющим”, превращающим любовь в погоню за обладанием и лишающим ее духовного содержания (“все равно ты будешь мой”), или даже “Я-прагматиком”, который вообще выхолащивает из положительного отношения “любовную составляющую” (“этот человек хорош, потому что полезен”).
Еще одно Я, эгоцентрически относящееся к миру и парализующее способность любить, – это “Я-трус”, боящееся и из-за страха отказывающееся от любви. С любовью связаны не только приятные переживания. Например, присущее влюбленности чувство беспомощности, зависимости от любимого может осмысляться как унижающее гордость. Страдания из-за сомнений во взаимности могут вызывать страх перед угрозой их повторения. К произвольному отказу от любви может вести и умозаключение о ее вредности (например, влюбленность может считаться дьявольским искушением).
Реальные и искусственные ограничения Те множественные Я, которые не вытесняют работу по воплощению духовного содержания (“Я-духовные работники”), делают ее сами – кроме них, ее делать некому. При этом их представления о работе обычно создают дополнительные препятствия.
В нижних, наиболее плотных слоях психического тела свобода воплощения духовного содержания ограничена множеством факторов. Часть этих ограничений имеет “объективный” характер. Нельзя строить дома из песка, лепить скульптуры из творога, рисовать дымом сигареты.
Но не меньшая их часть искусственна и существует только в замещающей реальности. Например, к таким ограничениям относится стремление к “серьезным” и избегание “шуточных” художественных форм.
Искусственные ограничения подобны тюрьме, в которой происходит действие набоковского “Приглашения на казнь”.
Напряженное стремление к материальному результату в условиях многочисленных ограничений проявляется как несовместимая с радостью озабоченность.
Направления психотехнической работы Радость и духовная работа. Серьезность Преодоление кризиса опустошенности начинается с понимания его природы и прежде всего – обязательности радостного характера духовной работы и тревожности симптома безрадостности, означающего, что в работе что-то не так.
Для европейской ментальности этот тезис, несмотря на его многочисленные подтверждения в Библии, не очевиден. Преобладает мнение, что духовная работа требует собранности, напряженности, серьезности. Чтобы понять, на чем основано это мнение, нужно проанализировать соотношение между радостностью и серьезностью.
У слова “серьезность” несколько значений. Серьезность “насупленных бровей” (“сурьезность”) проявляется во внутренней собранности (напряженности), повышенном контроле и самоконтроле, в не допускающем никакой самоиронии сознании собственной значимости. “Сурьезность” несовместима с радостью. “Сурьезный” человек слишком многим обременен и ничем не может поступиться.
В другом значении “серьезность” означает веру в то, чем занимаешься. В этом смысле серьезны детские игры и любое творчество, включая остроты шута. Такая серьезность не только совместима, но и неотъемлема и от духовной работы, и от радости. Она несовместима только с возведенной в абсолют иронией, готовностью смеяться над всем.
Сурьезность характерна для неумелых попыток преодолеть духовный кризис. Так как духовная работа европейцев, за редкими исключениями, – это малопродуктивные переходы из одного кризиса в другой, она всегда “сурьезна”. Продуктивная же духовная работа и радостна и серьезна, но не “сурьезна”.
Удаление тромбов В зависимости от причин опустошенности психотехническая работа с ней может быть направлена либо на “удаление тромбов”, либо на очистку от шлаков-“конкурентов”.
В принципе есть две возможности для “удаления тромбов”. Первая – проложить “параллельный” энергетический канал. Вторая – “рассосать тромб”.
При прокладывании “параллельного” канала наличие “тромба” (старые представления, старые способы восприятия, старое нереализованное содержание и т.п.) игнорируют и начинают жизнь “с чистого листа”.
Этот путь привлекает своей простотой, но следовать ему трудно. Старое в той или иной форме проявляет себя: старые способы восприятия продолжают конкурировать за ресурс, старые представления – притягивать к себе новые, старое нереализованное содержание – рваться наружу.
Более психологически обоснован второй путь – “рассасывание тромба”.
В случае нереализованности он состоит в отреагировании – реализации “закапсулированного” содержания в любой (пусть и кажущейся неудовлетворительной) форме. При последовательном отреагировании содержание утрачивает свою энергию и перестает закупоривать канал, открывая дорогу для появления и воплощения нового содержания.
По отношению к мертвому содержанию непереваренных впечатлений “рассасывание тромба” состоит в том, чтобы дать им возможность перевариться и “ожить”. Для этого нужно изменить структуру своей жизнедеятельности: сократить долю активного восприятия (перестать “гоняться” за новыми впечатлениями) и поведения (перестать “суетиться”, стремиться к призрачным целям) и увеличить долю внутренней работы осмысления уже имеющихся впечатлений. Идеальный вариант для этого – уединиться в месте, где ничто не отвлекает от работы. Если такой возможности нет, то хорошо ограничиться делами, которые можно делать “механически”, не эксплуатируя творческое начало.
Очистка от шлаков. Разотождествление и переосмысление В значительной части борьба за радость духовной работы – это борьба со шлаками-“конкурентами” во всем их разнообразии (например, с не имеющими отношения к работе желаниями или заботами). Центральный момент в этой борьбе – разотождествление.
Чтобы начать работу разотождествления, необходимо понимать, почему она необходима.
Прежде всего, разотождествление очищает самоощущение, высвобождает Я-центр. Этот момент чрезвычайно важен и отмечается практически всеми Учителями.
Освобожденный Я-центр получает возможность для активной работы по очищению от шлаков. В этой борьбе он крепнет, формируя антагонистическое по отношению к шлакам начало – психический орган связи с Источником.
Разотождествление со своими мнениями ведет к пониманию их обусловленности (того, что “я знаю только то, что ничего не знаю”), к более гибкому к ним отношению и исчезновению страха перед их пересмотром.
Центральное место в очищении от любых шлаков занимает изучение их логических корней – тех представлений (как правило, малоосознаваемых), на которых основан шлак (неприязнь, страдания и т.п.), и подвержение этих представлений сомнениям, т.е. их переосмысление.
Так как шлаки часто нужны для реализации функции выживания, “просто” отказаться от них нельзя. Задача переосмысления состоит не столько в отказе от шлаков, сколько в их переподчинении, использовании для духовной работы.
Разотождествление с заботами часто обнаруживает бессмысленность предмета желания и зависимость его исполнения от неподконтрольных обстоятельств. Результатом их переосмысления может стать либо отказ от “ненужных” желаний, либо понимание, зачем они нужны.
Разотождествление со своим физическим состоянием – единственный способ сохранить радость духовной работы при боли или усталости. Физическое состояние приобретает статус внешнего обстоятельства (подобно погоде), на которое можно обращать или не обращать внимание, осмыслять его так или иначе, например как ниспосланное благодеяние, укрепляющее дух, за которое нужно быть благодарным.
Разотождествление с множественными Я устраняет препятствия на пути любви и помогает переходу от прагматического восприятия к самодостаточному, что открывает дорогу, например, для эстетических переживаний.
Разотождествление с внутренним содержанием необходимо, чтобы начать его оформление, которое освободит место для нового содержания и силы для новой работы.
Техники разотождествления. Игра Для разотождествления прежде всего необходим “психологический пост” – отсутствие суеты и погони за призраками.
В психотерапии (особенно в гештальт-терапии) разработано много методов разотождествления. Большая часть из них – игровые, основанные на том, что для разотождествления с собой надо отождествиться с другим – человеком, предметом, литературным персонажем или персонажем своих снов (объект отождествления не так уж и важен), т.е. начать играть.
Игровое отношение к действительности, при котором обстоятельства воображаются существующими “понарошку”, позволяет выйти из-под гнета ограничителей свободы и снять страх перед проживанием нового и/или обнаружением нового в себе.
Воображение преодолевает все ограничения. Однако, давая ему волю в игре, нужно следить, чтобы фантазии не превратились в замещающую реальность.
Позитивная психотехника Разотождествление со шлаками, которое высвобождает духовное начало (Я-центр), но не обеспечивает ему “активной” помощи, – это негативная психотехника. Возможна ли позитивная, активно содействующая преодолению опустошенности? Можно ли помочь освобожденному Я в его движении к Богу? И нужно ли к этому стремиться? С одной стороны, ответ отрицательный. Позитивная работа – оборотная сторона “бездеятельности”.
Я-центр движется к Источнику, не ставя целей в привычном понимании этого слова и не используя основанных на рационализме методов рефлексии, работы понимания и т.п. Освобожденный Я-центр не нуждается в помощи наносных, “личностных” множественных Я. Он нуждается только в том, чтобы ему не мешали. Я-центр сам по себе активен. Более того, именно его активность, а не “активность” множественных Я наиболее полезна для очищения от шлаков (особенно шлаков-страданий).
И тем не менее в “бездеятельности” есть место и для активного поддержания определенных внутренних и внешних условий.
Условия для Высших переживаний К внутренним условиям относится даосское мировосприятие непрерывно изменчивого целостного и разумного Мира – организма, живущего единой жизнью и управляемого одним Центром, и ощущение себя частью Мира, управляемой через посредство разных “агентов” тем же Центром.
Для такого мировосприятия нужна открытость – стремление к Высшим переживаниям, Контакту (слиянию) с Миром, пропусканию Его через себя, проживанию. В основе этого стремления – любовь к Миру (Богу) и осознание своей малости как физического организма и/или множественных Я, но Богоподобности как духовной сущности.
Часть внешних условий, способствующих высвобождению Я-центра и Высшим переживаниям, индивидуальны и известны не “вообще”, а только самому субъекту переживаний. Понять, что это за условия, можно только в работе самопознания.
Другие условия более универсальны. Первое из них – “есть” доброкачественную “пищу” (впечатления): талантливые произведения искусства, картины природы, умные книги.
Если эта “пища” не вызывает “аппетита”, возбудить его может понимание того, что она – лекарство от пустоты, оторванности от мира, одиночества.
Важным частным случаем (и вместе с тем предпосылкой) потребления доброкачественной “пищи” является наличие благоприятного социального окружения. Групповое безумие затрудняет духовную работу, делая ее порой невозможной. Но правильно организованная духовная работа в группе неизмеримо увеличивает способность к Высшим переживаниям.
Другие внешние условия, которые время от времени нужно обеспечивать, – это условия для спокойной внутренней работы, от которой ничто не отвлекает.
Защита от нападок на себя Наиболее трудна очистка от эмоциональных шлаков – негативных чувств. Но прежде чем перейти к обсуждению этой темы, необходимо остановиться еще на одном вопросе.
Очистка от негативных чувств основана на их осознании, неприятии и желании от них избавиться. При этом к списку негативных чувств добавляется еще одно – недовольство собой (своей склонностью к негативным переживаниям), например: “Я плохой, потому что не могу не ревновать”. Такое недовольство чревато неврозом и только усложняет работу.
Избавиться от него нужно в самом начале. Для этого можно либо признать негативные эмоции своей неотъемлемой частью, принять их, либо, наоборот, разотождествившись, перейти от представления “Я переживаю” к представлению “Что-то чужое во мне переживает (например, одно из моих множественных Я)”.
Психотерапевты часто идут по первому пути, создавая обстановку принятия всех переживаний клиента. В этом приеме есть некое лукавство: разрешение переживать негативные чувства без самокритики может вести к избавлению от них. Но и когда негативные чувства остаются, они перестают быть источником жалоб. С точки зрения психотерапии – это успех (по крайней мере локальный). С точки зрения психотехники духовной работы – нет. Укрепить шлак – значит укрепить плотину, перекрывающую канал духовной энергии. Поэтому для целей духовной работы возможен только второй путь – разотождествление.
Автор: А. ЗЕЛИЧЕНКО