УРОКИ СВОБОДЫ

уроки 9 – 12 Урок 9. Прошлое – в прошлом. Оно больше не оказывает на меня влияния Вспоминая о том, как кто-то причинил нам в прошлом боль, мы пытаемся обезопасить себя от этого на будущее. Так прошлое, переполненное страхом, вызывает аналогичное будущее. Они таким образом объединяются. Но, ощущая страх, мы не можем обратиться к Любви. Мы также не можем любить, ощущая чувство вины. Отказываясь от переполненного страхом прошлого и прощая всех, мы испытываем только Любовь и чувство единения со всеми.

Мы считаем естественным использовать опыт прошлого как отправной момент для оценки настоящего. В результате мы видим настоящее через очки, искажающие действительность и окрашивающие все в черный цвет.

Близкое знакомство с кем-либо часто вызывает чувство неуважения, но не стоит завышать требования к тем, с кем нам приходится тесно общаться. Если мы намерены понять, каковы же на самом деле наши супруги, начальники или сослуживцы, то важно рассматривать их с позиций сегодняшнего дня, не принимая во внимание ни их, ни своего прошлого, ведь в настоящий момент это не имеет никакого значения.

Взгляд без осуждения на настоящее ведет к тому, что каждую секунду вы как бы заново рождаетесь. Так ко всем, и к вам в том числе, приходят освобождение от ошибок прошлого, возможность вдохнуть полной грудью чувство свободы и испытать чудо Любви. Так настоящее, в котором всегда и везде присутствует Любовь, исцеляет нас.

Вина нас самих заключается в том, что мы стремимся предугадать и проконтролировать развитие ситуации и поэтому не в состоянии отрешиться от болезненного и переполненного чувством вины прошлого. Чувство вины и страха, являющееся продуктом нашего воображения, укрепляет веру в преемственность времен – прошлого, настоящего и будущего.

Человека, который, как мы полагаем, когда-то в прошлом обидел нас, раскритиковал или просто отнесся несправедливо, мы рассматриваем как источник агрессии. Это усиливает в нас чувство страха и понуждает к контратаке. Избавление от прошлого означает отказ от осуждения всех (в том числе и самих себя), прощение обид и восприятие всех такими, какие они есть. В окружающих необходимо видеть свет, а не “абажур”, его закрывающий.

Любовь не может сосуществовать со страхом или чувством вины. Я стану рабом времени, если буду продолжать связывать прошлое с будущим. Не принимая во внимание прошлое, отказавшись от требовательности к окружающим и простив их, я освобождаюсь от тяжкого груза прошлого в настоящем. Только в этом случае я могу считать себя свободным от искаженного восприятия, ощущать в настоящем истинную свободу.

ПримерВ 1975 году, уже изучая несколько месяцев “Курс чудес”, я вел семинар по этой книге. В перерыве ко мне подошла пожилая супружеская пара. Они рассказали, что на следующий день им предстоит навестить в больнице 35-летнего сына, больного хронической формой шизофрении, и спросили меня, как в этом случае применять положения “Курса чудес”.

Я даже не знал, как ответить, и призвал на помощь свой интуитивный внутренний голос. То, что я произнес, удивило меня самого. Казалось, что я говорил не своими словами, хотя теперь можно понять, что к тому времени они уже вошли в меня и потом стали частью настоящей книги.

Я ответил так: “Завтра делайте все, чтобы избавиться от мыслей о прошлом, от всех тех болезненных, переполненных страхом и чувством вины переживаний, которые вы испытывали в связи со своим сыном. Избавьтесь от чувства вины, которое вы испытываете из-за состояния его здоровья. Используйте все свое активное воображение и представьте, как все свои страхи, всю вину и боль вы положите в мусорный бак, а затем привяжете его к желтому воздушному шару, наполненному гелием. На этом шаре нужно написать: “Я прощаю себе все ложные предчувствия”. Потом представьте, как воздушный шар с привязанным к нему баком исчезает в голубом небе. Обратите внимание, насколько легче и свободнее вы будете себя после этого чувствовать.

Когда по приезде в больницу врач начнет рассказывать вам о поведении вашего сына, не сосредоточивайтесь на этом. Полагайтесь только на свои слух и зрение. Посмотрите в этот раз на своего сына через призму Любви, постарайтесь разглядеть в нем ее свет. Пусть он видится вам только в свете Любви, составная часть которого – свет вашей Любви к сыну. Постарайтесь ощутить покой и блаженство и имейте в виду, что Любовь все эти чувства объединяет в себе”.

Через неделю я получил подарок – письмо от этой пары, в котором они написали, что это была их лучшая из всех поездка к сыну.

Сегодня я провозглашаю свое освобождение от боли и страданий прошлого и начинаю жить исключительно настоящим.

Урок 10. Вместо всего этого я мог видеть только мир и покойБольшинство из нас идет по жизни, полагая, что все наши несчастья или, наоборот, счастье зависят от окружения и от отношения к нам других людей. Зачастую мы считаем, что зависим от судьбы, изменить которую не в силах.

Мы забываем напоминать самим себе, что необходимо видоизменить восприятие окружающего мира и всех его элементов, что достижение внутреннего покоя не зависит от внешней среды и что оно ведет к соответствующему, наполненному покоем, восприятию.

Интерпретируя в своем воображении окружающую нас действительность, мы все время стремимся выразить в своих реакциях такие чувства, как гнев, подавленность или восхищение. Такие интерпретации неизбежно основываются на неполном восприятии.

Оценивая события прошлого или пытаясь предвосхитить будущее, мы переселяемся в мир фантазий, реальность нашей жизни можно ощущать только сегодня. Пытаясь использовать в настоящем как приятные, так и неприятные воспоминания прошлого, мы утрачиваем возможность свежего, обновленного восприятия действительности. Так мы находимся в постоянном конфликте со всем происходящим, не используем возможности воспринимать то прекрасное, что окружает нас.

В большинстве случаев я вижу лишь отдельные части окружающего мира, где, как кажется, ничто не имеет смысла. Такое раздробленное восприятие – следствие хаоса, который царит во мне самом. Сегодня я с удовольствием взгляну на окружающий мир и на самого себя по-другому.

Пример АХотя мы с матерью достигли уже зрелого возраста – ей 88 лет, а мне 54, мне все еще хочется радовать ее и сглаживать ситуации, способные ее расстроить. Если же мне это не удается, то я пытаюсь переубеждать ее путем требований и опровержений. А ведь она просто просит о помощи.

Я полагаю, что сам ответствен за свои эмоции и что в утрате моего внутреннего покоя виновна не мама, а я сам.

Данный урок напоминает мне о том, что право выбора – покой или конфликт – только мое право. Постоянно повторяя задания урока, я могу прийти к тому, чтобы взглянуть на переживания матери по-иному. Я смогу воспринимать ее так, как есть, не делая попыток изменить что-либо в ней. Такое восприятие позволяет разглядеть существующую между нами Любовь, осознать, что до сих пор мама для меня – главный учитель.

Пример БЗаболевая, мы невольно жалуемся, жалеем себя, сосредоточиваем внимание на своем теле и испытываем дискомфорт и боль. В таком состоянии чувство гнева и раздражения только усугубляет состояние беспомощности и безнадежности.

Работая в нашем Центре с больными детьми, мы наблюдаем, как желание помочь другим дает возможность вместо чувства подавленности ощущать радость. Эти дети – пример того, как в случае болезни или немощи мы сами можем отвлекать свои мысли от тела и его проблем и сосредоточивать их на помощи окружающим.

Если вы чувствуете, что вашему покою что-либо угрожает, напомните себе: вы уже сделали выбор, фрагментарному восприятию через призму страха предпочли единое восприятие через покой. Вместо всего этого я мог видеть только мир и покой.

Урок 11. Я способен к изменению неприятных мыслейСвобода волеизъявления и выбора является неотъемлемым элементом сознания, но большинство из нас об этом предпочитает забывать. Все мы не раз попадали в такие ситуации, из которых, казалось бы, не было выхода.

В этой связи здесь предлагается путь использования активного воображения. Представьте перед собой стену и вообразите, что это и есть ваша проблема. Нарисуйте на этой стене дверь и красным цветом обозначьте на ней выход. Далее. Вообразите, как вы выходите через эту дверь, плотно прикрыв ее за собой. Ваши проблемы остаются за дверью. Теперь попытайтесь прочувствовать вновь обретенную свободу, ведь по эту сторону двери нет никаких сложностей, и единственное, чем вы можете заняться, – это насладиться свободой. Когда вы осознаете, что готовы покинуть убежище, не забудьте захватить с собой это обретенное чувство свободы от прошлых попыток решить свои проблемы. Такое свежее восприятие позволит вам обнаружить ранее невидимые пути решения.

Видя в происходящем не проблемы, а скорее возможность научиться новому, мы можем испытывать чувство удовлетворения, когда этот урок будет наконец пройден. А урок нельзя постичь, не будучи готовым к пониманию того, что в этом уроке изложено.

В вашем воображении существуют как приятные, так и неприятные мысли. Поскольку в моих силах определять содержание воображения, я сам (а не кто-либо за меня) буду отвергать все мысли, кроме мыслей о Любви.

ПримерСлучай, происшедший со мной, хорошо иллюстрирует содержание урока. Это произошло в 1951 году в больнице “Стэнфорд Лейн”, которая тогда находилась в Сан-Франциско.

В этой ситуации страх поглотил меня и парализовал. Я пережил душевную боль, но в то же время находился и перед угрозой боли физической. Прошлое окрасило в соответствующий цвет настоящее, и я могу по праву сказать, что в тот момент не испытывал ни внутреннего покоя, ни удовольствия.

В воскресенье в 2 часа ночи меня позвали в психиатрическую палату к больному, который неожиданно впал в неистовство. Я уже видел этого больного, который накануне поступил с диагнозом “острая шизофрения”. Минут за десять до вызова он выломал деревянный дверной косяк.

Заглянув в глазок, я увидел огромного мужчину – 6 футов 4 дюйма ростом и 280 фунтов весом. Сорвав одежду, он бегал по комнате, вцепившись в выломанный кусок дерева, и нечленораздельно бормотал. Я не знал, что делать. Двое невысоких санитаров-мужчин сказали мне: “Док, мы войдем вслед за Вами”. Не могу сказать, чтобы это меня вдохновило.

Продолжая смотреть в глазок, я начал осознавать, насколько больной перепуган. И тут я понял, как же в свою очередь напуган и я сам. Неожиданно мне стало ясно, что могло бы объединить нас – наш общий страх.

Не зная, как поступить дальше, я прокричал через толстую дверь: “Мое имя – доктор Джампольски. Я хотел бы войти и помочь тебе, но я боюсь. Боюсь, что тебе или мне будет причинена боль. Ты ведь тоже боишься, правда?” И тут он прекратил бессмысленное бормотание, повернулся и ответил: “Ты прав, черт побери! Я действительно боюсь”.

Так мы кричали друг другу через дверь – я о себе, он о себе. В некотором роде мы стали исцелителями друг для друга. Пока мы переговаривались, страх прошел, наши голоса стали тише. Затем он позволил одному мне войти в палату, я переговорил с ним, дал лекарство и вышел.

Это был для меня очень важный и поучительный пример. Вначале я воспринимал этого больного как потенциального врага, стремившегося нанести мне вред. (А мое прошлое подсказывало, что тот, кто находится в смятении да еще и размахивает обломком дерева, не может быть неопасен.) Я в данной ситуации предпочел не использовать авторитет своей власти, что привело бы к дальнейшему росту страха и отчужденности, а отыскал общее для нас (наш страх) и попросил помощи, и он откликнулся. Ситуация сложилась так, что мы должны были помочь друг другу. И когда вместо врага я увидел перед собой учителя, он помог мне осознать, что мы, вероятно, одинаково безумны; отличаются лишь формы проявления этого безумия.

Сегодня я освобождаю свои мысли от страха, чувства вины и стремления осуждать как себя, так и других. Я способен к изменению неприятных мыслей.

Урок 12. Я отвечаю за то, что вижуЯ сам выбираю свои мысли и определяю цель для достижения.

Обо всем, что происходит со мной, я просил сам.

Я получаю то, что просил.

Учите только Любви – таково ваше предназначение.

Джампольски Дж. Любовь побеждает страх. – М., 1992, с. 45-125.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий