уроки 1 – 4 Для того чтобы извлечь из этих уроков максимальную пользу, вам предлагаются следующие рекомендации: 1. Каждое утро, проснувшись, расслабьтесь и дайте волю активному воображению. Представьте перед своим мысленным взором что-нибудь, что сделает ваше состояние комфортным, расслабленным и спокойным.2. Начав с первого урока, выполняйте их последовательно, по одному в день. Проведите несколько минут в расслабленном состоянии, мысленно повторяя название урока и думая о сопутствующих вещах. Пусть эти мысли станут частью вашего состояния.
3. Ежедневно задавайте себе вопрос: “Что я хочу испытать – спокойствие разума или конфликт?”4. Выпишите название урока на карточку, носите ее с собой и в течение всего дня повторяйте его, применяя полученные знания ко всему и ко всем без исключения.
5. Перед сном еще раз расслабьтесь и в течение нескольких минут подумайте о том, что дал вам урок прошедшего дня. Спросите себя, хотелось бы вам, чтобы эти мысли остались и в ваших снах.
6. Закончив прохождение всех уроков, начните все сначала – с первого. Повторив их несколько раз, вы закрепите свои знания.
7. Изучение уроков можно продолжать до тех пор, пока вы не почувствуете, что думаете о них и обращаетесь к ним постоянно, уже не нуждаясь в тексте.
Урок 1. Все, что я отдаю, возвращается мне жеДавать – значит получать – закон Любви. В соответствии с ним мы, отдавая другим свою Любовь, одновременно получаем то, что было отдано. Закон Любви основывается на ее изобилии, она все время буквально переполняет нас, не иссякает, выходит из границ. Когда мы отдаем другим свою Любовь, не ставя никаких условий и не ожидая ничего взамен, Любовь внутри нас разрастается. Поэтому, отдавая свою Любовь другим, мы увеличиваем ее внутренние запасы. В итоге приобретает каждый.
Закон мира, в котором мы живем, гласит, что отдавая, мы теряем, переживая утрату отданного.
Этот закон основывается на нашей уверенности, что нам чего-то должно не хватать. Это означает, что мы никогда не бываем полностью удовлетворены. В бесплодных поисках Любви и покоя в их внешних проявлениях, которые кажутся желанными, мы не находим ничего, кроме ощущения внутренней пустоты.
Главная проблема состоит в том, что в окружающем мире никто и ничто не может полностью нас удовлетворить. По его законам, мы находимся в постоянном поиске, но ничего не находим. Зачастую мы полагаем, что наши внутренние ресурсы исчерпаны и нуждаются в пополнении. И эту воображаемую нужду мы стремимся ликвидировать за счет других.
Ожидая от окружающих выполнения наших желаний, мы испытываем страдания, если они разочаровывают нас (а это происходит неизбежно). Страдания приводят к разочарованности, депрессии, чувству безысходности и страха, вплоть до болезни. А в результате мы ощущаем себя обманутыми, попавшими в ловушку, отвергнутыми или атакуемыми со стороны.
Когда мы чувствуем себя нелюбимыми, находимся в угнетенном состоянии или ощущаем внутреннюю опустошенность, решением проблемы не будет поиск кого-нибудь, кто смог бы отдать нам свою Любовь. Единственное, что может помочь, – это попытка полюбить кого-либо, отдаться этому чувству полностью и ничего не ожидать взамен. Эта же Любовь вернется к вам.
Искаженная жизненная концепция гласит, что, прежде чем вы почувствуете Любовь внутри себя, необходимо получить ее от других. Закон Любви опровергает это, говоря, что мы сами – это Любовь и, отдавая ее, постигаем свою суть.
Сегодня попробуйте понять и прочувствовать закон Любви.
Я ошибочно полагал, что мог бы дать окружающим что-нибудь отличное от того, чего желаю сам. Так как я хочу испытывать покой, Любовь и ничего ни от кого не требовать, то это и есть те единственные подарки, которые я мог бы предложить окружающим. То, что я вместо агрессии отказываюсь от требований к вам и предлагаю Любовь, – это не акт милосердия с моей стороны. Дело в том, что, только отдав свою Любовь, я смогу получить Любовь сам.
Пример АДалее приводится письмо моего друга. Эту женщину зовут Рита. Она вошла в мою жизнь в конце 1978 года. Однажды она позвонила мне и спросила, как ей помочь дочери Тине, которая больна лейкемией. Тина умерла в январе 1979 года.
Рита любезно разрешила мне привести здесь это письмо, которое, по моему мнению, прекрасно и четко передает суть нашего сегодняшнего урока.
Все, что я отдаю, возвращается мне же.
Дорогой Джерри.
Я надеюсь, что ты не будешь возражать против получения моих писем. А для меня это возможность выразить свои мысли, которые сейчас стали возникать из некоего глубокого, прежде неведомого мне источника. Помимо всего прочего, тебе, как психиатру, должно быть понятно терапевтическое воздействие такого выражения.
Со времени моего последнего письма к тебе новые нити были вплетены в ткань.22 февраля я ходила на выступление доктора Элизабет Каблер-Росс. И нет необходимости говорнть, какое это было событие. Не было никого, кто бы ушел оттуда равнодушным. Она затронула ряд больных тем, а некоторые части ее выступления были просто невыносимо тяжелыми. Но ее слова, философия и дела оказали на мена сильнейшее впечатление. Я поняла, какое огромное дело вы делаете.
Продолжу в хронологическом порядке и расскажу, что произошло на следующий день. В тот день я решила пойти на работу. В перерыве я наведалась в маленький торговый центр, куда заглядываю довольно часто. По дороге я обратила внимание на книжный магазин, которого раньше не было, и мне осталось только удивляться, откуда же он взялся. Я была просто вынуждена зайти внутрь его и спросить, когда же он здесь появился. Мне ответили, что месяц назад. Оглядевшись, я заметила несколько книг, еще не занявших место на полках. Об одной из них я слышала раньше и еще тогда подумала, что хорошо бы ее прочесть.
Я решила купить ее. Это был “Потусторонний мир” Руфи Монтгомери. У меня нет слов, чтобы описать, как эта книга взволновала меня. Это тема для отдельного разговора. Но я стала по-иному смотреть на свою жизнь, пыталась разобраться, какое все это имеет ко мне отношение. Но, как ты и говорил, возник душевный разлад, не принесший мне ничего хорошего. Поэтому я не стала далее размышлять, “что” и “как”, а перечитала твое письмо и задумалась о тех его строках, где говорится, что наилучший путь облегчения моего состояния – это найти кого-то, кто нуждается в помощи. Над этим мне даже не пришлось задумываться. Я знала заранее, кому я должна помочь.
Я расскажу тебе, как все было, так кратко, как только возможно.
Около года назад у моей дочери Тины начали проявляться первые признаки болезни. Тогда же заболела тоже какой-то неизвестной болезнью 20-летняя девушка, которая живет в двух домах от нас и которую я знала около 15 лет. Мы часто говорили с ее матерью о своих переживаниях и страхах, связанных с их болезнями. Несколько позже, когда болезнь Тины была уже определена, эта женщина уже не могла заставить себя заговорить со мной. Мы не разговаривали все время, пока Тина была больна. После ее смерти мы виделись, но не произнесли ни слова. Она присутствовала на похоронах, а затем была в числе тех добрых соседей, которые в последующие дни приносили мне еду. И все это время мы не разговаривали. Я понимаю, что была для нее напоминанием о возможной судьбе ее дочери. Поэтому и впоследствии я делала вид, что мы с ней не знакомы. Я узнавала у соседей, как ее дела, получая информацию из вторых рук.
Но, подумав о тебе и твоем письме, я сказала себе: “А почему нет?! Мне же это не безразлично!” И я отправилась к ней. И только увидев друг друга, мы сразу же бросились в объятия. И это не было натянутым! Мы понимали, что чувствует каждая из нас. И это было прекрасно! После ухода от нее у меня было так легко на душе. Я недоумевала, почему же мне понадобилось столько времени, чтобы преодолеть крошечное расстояние, разделяющее наши дома. Думаю, что раньше я просто не была готова.
Я опять уверена, что, хоть ты и находишься далеко, духовно ты рядом. Я не собираюсь задавать жизни вопросы, буду все принимать, как есть, и посмотрю, к чему все это приведет меня.
Искренне твоя, Рита.
Пример БНесколько лет назад мне посчастливилось провести некоторое время в Лос-Анджелесе вместе с матерью Терезой. Широко известна ее работа с обездоленными и умирающими не только в Калькутте, но и во всем мире. Я хотел встретиться с ней, потому что знал, что она смогла достичь невиданных высот в поддержании внутреннего покоя. Мне хотелось узнать, как это ей удается.
Мы беседовали о том, как нам обоим работается с людьми, которые находятся на грани жизни и смерти. В ее присутствии я ощущал невиданное внутреннее спокойствие. Силу Любви, мягкости и спокойствия, исходившую от нее, трудно описать. Это было то, что я сам бы хотел испытывать и демонстрировать.
В тот же день она собиралась улетать в город Мехико. Я попросил разрешения присоединиться к ней.
Она мягко улыбнулась и сказала: “Доктор Джампольски, я не имею ничего против того, чтобы мы путешествовали вместе. Но мне кажется, что Вы больше узнаете о нем, если выясните, сколько стоит авиабилет до Мехико и обратно, и отдадите эти деньги бедным”.
Я так и сделал. Я узнал, сколько это стоит, и пожертвовал эту сумму братьям милосердия в Лос-Анджелесе.
Важность урока, преподанного мне матерью Терезой, состоит в осознании того, что мне не надо искать руководства извне для того, чтобы определить свои дальнейшие поступки. Я понял, что отдавать надо сейчас же, а не когда-нибудь позже и что через бескорыстную отдачу достигается состояние внутреннего покоя.
Сегодня я буду дарить окружающим только те подарки, которые желал бы получить сам.
Урок 2. Отказ от требовательности и умение прощать – ключи к счастьюВнутренний покой может быть достигнут только тогда, когда мы откажемся от требовательности и научимся прощать. Такой отказ является инструментом, с помощью которого мы можем изменять свои ощущения и избавляться от страхов, переживаний, обвиняющих суждений.
Необходимо постоянно напоминать себе, что Любовь есть единственно существующая реальность. Все наши ощущения, в которых не присутствует Любовь, являются искаженными. Отказ от требовательности и прощение помогают исправить эти искажения, позволяют видеть в себе и других одну только Любовь.
Используя “избирательную забывчивость”, сбросив темные очки, которые заставляют наше полное страхов прошлое доминировать над настоящим, мы начинаем осознавать, что правда Любви присутствует всегда. Воспринимая в своих ощущениях только Любовь, мы испытываем чувство радости. Отказ от требовательности означает, что мы избавляемся от мыслей о том, что другие люди могли бы сделать для нас, или же о том, что мы сделали для них.
Храня в памяти сожаления, мы переполняем свой разум страхом, так мы сами становимся рабами искаженных восприятий. Когда же в отказе от требовательности и в прощении мы видим свою единственную задачу, стараемся следовать этому правилу постоянно, понуждая к этому свой разум, тогда мы выходим из плена и становимся по-настоящему свободными. Отказ от требовательности опровергает ложный вывод о том, что мы все разобщены, создает чувство единства и единения.
Отказ от требовательности и прощение в данном контексте во многом отличаются от того представления о них, которое нам внушалось. Оно заключается не в том, чтобы смотреть свысока на тех, кто нам не нравится, проявляя к ним терпимость.
Отказ от требовательности и прощение означают, что мы сами должны изменить свое восприятие тех, кто обидел нас.
Разум тех, кто не умеет прощать, переполнен страхом. Они уверены в правильности своих представлений об окружающих, в истинности оправданий своего гнева и обвиняющих суждений. Они непреклонны в своей уверенности, что будущее и прошлое одинаковы, что изменить их невозможно. Для них будущее не должно отличаться от прошлого. Такие люди склонны рассматривать всех как виновных, в то же время считая себя полностью безвинными. Они стремятся к утверждению своей правоты через конфликт, рассматривают всех и все в отдельности. Внутренний покой им чужд.
Считая кого-либо виновным, я тем самым усиливаю в себе чувство вины и неуверенности. Я не смогу отказаться от требовательности к самому себе, если не буду стремиться делать это по отношению к окружающим. Не имеют никакого значения мысли о том, как кто-либо поступал по отношению ко мне в прошлом или поступит в будущем. Мое избавление от чувства страха и вины будет полным только тогда, когда я откажусь от требовательности и научусь прощать.
ПримерА вот мой личный пример, который показывает, как могут воздействовать и обида, и прощение.
Однажды утром моя секретарша принесла мне множество неоплаченных счетов, сказав при этом, что мои доходы резко упали из-за того, что я все больше и больше занимаюсь бесплатной работой. Она напомнила, что один из моих пациентов до сих пор не может уплатить 500 долларов за лечение дочери, которое я провел еще в прошлом году. Припомнив, как легко и быстро девушка поддалась воздействию лечения, секретарша предложила обратиться в агентство по взысканию долгов, так как посылать счета ей просто надоело.
Я ответил, что никогда не пользовался услугами такого агентства и этот случай – не исключение. Однако мне пришлось самому задуматься над создавшимся положением. Глядя на собственные неоплаченные счета, я ощутил нечто, расцененное мной как справедливый гнев и смертельная обида. Ведь в самом деле, мною было проведено лечение, принесшее пользу. Зная, что этот человек в состоянии заплатить, я пришел к мысли о том, что он просто ищет повод не делать этого, и решил позвонить ему в тот же день.
Находясь в состоянии медитации во время своего ежедневного урока из “Курса чудес” (а в тот день это было занятие “Отказ от требовательности и умение прощать – ключи к счастью”), я увидел лицо этого человека и услышал внутренний голос. Он напомнил, что мне следует забыть о прошлом, изменить свой взгляд на денежные вопросы, отказаться от требовательности и улучшить отношения с этим должником.
И я ему позвонил. Рассказал и о медитации, и о внутреннем голосе, сообщив свое решение счетов больше не высылать. Я также поведал о своем гневе и намерении не поддаваться ему, подчеркнул, что главное – наладить наши отношения, а деньги в этом более не играют никакой роли. Пауза была долгой, прежде чем он заговорил: “Ну что ж, если я не оплачу ваш счет, значит, так угодно Богу”.
В ответ я повторил, что нужно забыть о деньгах и пережитом гневе, освободиться от мыслей, которые так или иначе неприятны мне.
После очередной паузы его голос изменился, стал теплым, любящим. Он любезно поблагодарил за звонок и сообщил, к моему удивлению, что денежный чек будет послан на следующей неделе. Действительно, свое обещание он выполнил.
Буквально через час мне пришлось встретиться с женщиной – членом одной из групп нашего Центра. Ее 11-летняя дочь была тяжело больна – рак позвоночника. Раньше им оказывалась денежная помощь, но потом из-за различных сложностей это стало невозможным. Машина этой дамы находилась в ремонте; точнее, она стояла в гараже уже отремонтированная, но эта женщина не могла ею пользоваться, не уплатив по счету сумму в 70 долларов. Из-за этого ее больной дочери пришлось пропустить химиотерапевтические процедуры.
И мой внутренний голос сказал: “Дай ей 70 долларов, ведь ты только что получил деньги, которые считал потерянными”. Я сделал это и ощутил внутренний покой. И до сих пор не перестаю удивляться, как быстро пришло это ощущение после того, как я отказался от своего прежнего убеждения, что кто-то виновен, а кто-то нет.
Сегодня я отказываюсь от ложных суждений о себе и окружающих. Вместо этого я буду стремиться объединиться с каждым, говоря: “Я вижу и вас, и себя только в свете истинного прощения”.
Урок 3. Я никогда не бываю расстроенным по тому поводу, который считаю причинойБольшинство из нас основывает свою систему убеждений на опыте прошлого и на ощущениях органов чувств. Вам не приходилось задумываться о том, что мы верим в то, что видим? Или, как говорил комедийный актер Флип Вильсон, “что видишь, то и получаешь”.
Поскольку всю информацию об окружающем мире мы получаем через свои органы чувств, может показаться, что состояние нашего разума полностью контролируется внешними впечатлениями. Такая точка зрения способствует тому, что мы рассматриваем себя как индивидов, разобщенных между собой и одиноких в жестоком и раздробленном мире. Создается впечатление, что именно окружающий мир служит источником переполняющих нас плохого настроения, чувства угнетенности и страха. Данная система убеждений заставляет предположить, что окружающий мир является причиной, а мы и наши переживания – следствием.
Давайте расценивать такую систему убеждений как явление, переворачивающее все вверх дном. И к тому же отжившее.
Что произойдет, если мы примем на веру мысль о том, что все наши восприятия определяются мышлением? Возможно, эта новая и незнакомая точка зрения может показаться даже забавной, особенно то, что мысли называются причиной, а восприятия – следствием. Тем самым получается, что нет смысла осуждать окружающий мир и живущих в нем за те лишения и боль, которые мы испытываем, поскольку наши восприятия только зеркальное отражение, а не реальность.
Представьте себе еще раз, что ваш разум – это киноаппарат, проецирующий свое внутреннее содержание на окружающий мир. Тогда, если наш разум переполнен неприятными мыслями, этот мир и люди в нем будут тоже выглядеть в черном свете. Если же в вашем разуме царит покой, то таковым же будет выглядеть и все вокруг вас. Мы сами можем решать, проснуться ли нам утром в дружелюбном мире, взглянуть ли на него сквозь очки, пропускающие только Любовь, или нет.
Будет полезно решить для себя, стоит ли пытаться контролировать события внешнего мира. Ведь вместо этого мы можем следить за своим внутренним миром, выбирая только те мысли, которые для нас желанны. Спокойствие разума начинается с покоя в собственных мыслях, а затем распространяется на внешний мир. Бесконфликтное видение мира (следствие) как раз и вытекает из спокойствия нашего разума (причина).
Мы все способны к изменению содержания наших мыслей. Мы в силах заменить мысли, расстраивающие нас, угнетающие и вызывающие чувство страха, на такие, которые обеспечили бы нам внутренний покой. Я привык верить, что причины моего плохого настроения кроются в поступках других людей либо в не зависящих от меня обстоятельствах и событиях. Такое настроение может проявляться в виде гнева, ревности, негодования или депрессии. Но на самом деле все эти чувства лишь проявление постоянно терзающего меня страха. От этого можно навсегда избавиться, если понять, что всегда есть выбор между ощущением страха и чувством Любви, которое возникает, если свою Любовь распространить на окружающих.
ПримерНа протяжении многих лет я страдал от постоянной изматывающей боли в спине. Все эти годы я не мог ни играть в теннис, ни работать в саду, ни делать многое другое, что хотелось бы. Несколько раз я попадал в больницу, и нейрохирурги настаивали на операции по поводу нарушений в позвоночном диске. От этой операции я отказался.
Я полагал, что причиной упадка моего духа являются боль и вызываемые ею страдания. Но однажды негромкий внутренний голос сказал мне, что боль вызывает не болезнь, а я сам. Я это понял, когда почувствовал, что боли усиливаются после каких-либо эмоциональных стрессов, особенно после переживания чувства страха или обиды. Таким образом, причина моих расстройств была не там, где ее видел я.
Когда же я смог отказаться от требовательности и преодолеть чувство обиды, боли прекратились. В настоящее время для меня нет противопоказаний к любому виду деятельности.
Я полагал, что причина всех моих горестей – болезнь. Но оказалось, что дело здесь было в другом, а именно в несовершенных отношениях с самим собой. Я заставил себя поверить, что тело контролирует разум, а не наоборот. Уверен, что многие страдающие таким заболеванием смогут сами себя вылечить, если откажутся от обид, чувства вины и страха и встанут на путь прощения себя и других.
В течение всего дня, когда вы чувствуете, что попадаете под власть страха, напоминайте себе, что в ваших силах испытывать вместо этого Любовь.
Урок 4. Я твердо намерен смотреть на вещи по-другомуОкружающий мир кажется нам столь безумным, потому что мы пользуемся заведомо несостоятельной системой представлений. В ней утверждается, что полное страхов прошлое распространяется на будущее, тем самым объединяя эти этапы жизни. Именно воспоминания о прошлых страхах и боли делают нас столь ранимыми. Это чувство незащищенности вынуждает к попыткам предсказать и проконтролировать будущее любой ценой.
Я хотел бы рассказать о себе. В семье, где я вырос, всегда доминировало чувство страха по отношению к будущему. Таким образом, мне прививалась следующая философия: “Прошлое ужасно, настоящее устрашает, а в будущем станет еще хуже”. И конечно, все мы разделяли такую точку зрения и все наши предсказания оправдывались.
Прежняя система представлений подразумевает, что чувство гнева возникает в том случае, если на нас нападают; при этом оправдывается ответная контратака. Считается, что каждый обязан обеспечить защиту самому себе, не неся ответственности за причину создавшегося положения.
При желании систему представлений можно изменить, однако для этого необходимо по-новому взглянуть на каждое из наших излюбленных понятий и приоритетов прошлого. Это означает, что придется отказаться от культивирования в себе любых проявлений чувства страха, вины, гнева и боли. Прошлое должно отступить вместе со всеми своими страхами, которые мы продолжаем распространять на настоящее и будущее.
Твердое намерение смотреть на вещи по-другому означает, что мы действительно намерены отказаться от прошлого и будущего в пользу настоящего, которое существует реально.
Большую часть жизни я действовал как робот, отвечая на слова и поступки окружающих. Теперь же я осознал, что моя реакция предопределяется принимаемыми мной решениями. Я провозглашаю свою полную свободу в принятии таких решений, и теперь я буду судить о людях и происходящем с позиции Любви, а не страха.
Пример АВ мою бытность студентом-медиком происходили странные вещи: какую бы болезнь мы ни изучали, многие мои соученики “сваливались” именно с ней. Болезнь могла быть любой – от гепатита до шизофрении и сифилиса.
В моем случае это был туберкулез. Во время прохождения интернатуры в Бостоне я месяц работал в туберкулезной клинике и до смерти боялся заразиться и умереть. Пределом моих мечтаний стала мысль о том, как бы вдохнуть поглубже при входе и в течение всего месяца больше не дышать. К концу первого дня я был чуть жив.
В тот вечер меня около половины двенадцатого позвали на срочный вызов. В палате находилась 50-летняя женщина. У нее только что открылось кровотечение, но при этом она страдала еще и алкоголизмом с циррозом печени. Пульса не было. Я начал массировать сердце, отсосав машиной кровь из гортани. Машина для подачи кислорода вначале не работала, поэтому мне пришлось делать искусственное дыхание способом “изо рта в рот”. Пульс возобновился, и она стала дышать. Ей это удалось.
Вернувшись в свою квартиру, я увидел отражение в зеркале. Лицо напоминало кровавую маску. И тут я неожиданно осознал, что все это время не боялся.
В тот вечер я понял, что раньше был полностью поглощен перспективой возможного заражения. Страх сковывал меня, и в таком состоянии я бы не смог помочь никому. Но, когда взамен мысли о получении мне пришлось действовать отдавая, страх исчез. Это произошло оттого, что я забыл о прошлом, будучи вынужденным полностью сосредоточиться на настоящем. Так я избавился от страха и смог взглянуть на вещи по-другому.
Наверное, не стоит и говорить, что я сразу же забыл о своем страхе перед туберкулезом. Так эта пациентка стала для меня влиятельным учителем.
Мы отвечаем за содержание своих мыслей. Мы сами решаем, что испытывать – покой или конфликт. Это определяется тем, как мы смотрим на людей или на обстоятельства – как на оправдание страха или как на объект приложения Любви.
Мы не должны действовать как роботы и позволить окружающим решать, что нам испытывать – Любовь или страх, радость или печаль.
Пример БСдвиг в восприятиях может изменить весь ход мыслей. Это особенно полезно, когда мы пытаемся поставить “повозку впереди лошади”.
Я полагаю, что после того, как цель (“повозка”) поставлена, главное – не выпускать ее из виду. При этом о средствах к ее достижению (“лошадь”) заботиться не надо. А ведь большинство из нас сосредоточивается на последнем, зачастую забывая о самой цели.
Вот недавний пример. Тяжелобольные дети, с которыми я работаю, написали книгу. Для того чтобы опубликовать ее обычным путем, через издательство, нам, вероятно, потребовалось бы более полутора лет. И хотя своих средств у нас не было, я решил не ждать, а выпускать ее сейчас же своими силами, надеясь на то, что деньги откуда-нибудь да появятся. В прошлом я никогда не занимался подобным предпринимательством, не позаботившись заранее о наличии средств. Но на этот раз я твердо решил взглянуть на вещи по-другому.
Мне пришлось лично поручиться перед издателем, что я возьму кредит в банке в том случае, если мы не сможем набрать требуемой суммы. В пятницу днем мы получили 5 тысяч экземпляров книги “За каждой тучей – радуга”. К тому моменту мы располагали менее чем одной десятой необходимой суммы.
Я чувствовал, что стою на краю пропасти, а меня еще и подталкивают сзади. Но где-то через час нам позвонил исполнительный директор одного из благотворительных фондов (фонда Ботина) и сообщил, что они удовлетворяют нашу просьбу и готовы немедленно заплатить за все книги сразу.
Так я понял, что нет ничего невозможного, если следовать указаниям своего внутреннего голоса, даже если кажется, что они противоречат нашей привычной логике.
Если сегодня вы почувствуете, что смотрите на окружающий мир со страхом, твердо повторяйте: “Я не робот. Я свободен. Я твердо намерен смотреть на вещи по-другому”.
Джампольски Дж. Любовь побеждает страх. – М., 1992, с. 45-125