С кем идти в разведку и в поход, психология туризма

Туризм — это сфера спортивной жизни, популярность которой в последнее время вновь набирает силу. Увлечение туризмом и экстремальными видами спорта становится все более популярным в молодежной среде. Туризм привлекает и романтикой песен у костра, и дальними дорогами, возможностью испытать себя адреналином. Основой любого похода является группа. Именно от нее зависит успех прохождения маршрута. Все туристские маршруты имеют определенную категорию сложности (от 1-й до 6-й). Хотелось бы остановиться на походах первой категории сложности как основе формирования туристской группы. На этом этапе встречается самый разнообразный контингент молодежи. Люди, идущие в первый свой поход, преследуют намного больше целей, чем участники походов третьей-четвертой категорий сложности, так как на дальнейших стадиях коллектив прошел уже жесткий отбор, лишние отсеялись. Молодежь приходит в туризм по разным причинам. Одни – из-за праздного любопытства, чтобы сказать: «Да я ходил, ничего особенного». Другие стремятся найти родственные души и крепкую дружбу. Третьи ищут достойную пару («настоящего мужчину», «любимую женщину»). Некоторые хотят доказать себе, что они не трусы (насмотревшись по телевизору «Последнего героя» или «Фактор страха»). Часто идут, так сказать, по стопам родителей, а то и, наоборот, бегут от тех, чтобы почувствовать себя взрослыми. Есть и немало просто любителей отдыха на лоне прекрасной природы, чистого воздуха, ради отвлечения от городской суеты. Этот список можно еще долго продолжать. Поход первой категории сложности, или, как ее еще называют, «единичка», продолжается не более 5-7 дней. Протяженность маршрута – около 130 километров. В «единички» ходят, как правило, самые многолюдные коллективы. Поэтому данные походы можно назвать начальными тренингами общения, ибо ребята в походе получают не только необходимые элементарные технические навыки, но и один из самых ценных опытов коммуникации и объективную самооценку, которая подчас на вес золота. Все это развивает способность к выживанию в экстремальных условиях, что является большой ценностью в современном мире. Весь поход можно разделить на четыре основных этапа: подготовка к походу, заброска в район путешествия, прохождение маршрута, выход с маршрута. Далее — «разбор полетов» по результатам совершённого путешествия. Первый этап является самым романтичным. Здесь у каждого человека есть свои мечты, надежды, цели. Еще этот этап можно назвать «розовым» (название из комментариев от детей 14-15 лет). На начальном этапе каждый человек поход представляет по-своему, как и роль, которую он будет там играть. Для многих всё выглядит в розовом цвете: будто погода будет прекрасная, маршрут — несложным, коллектив – дружным и веселым, а тот, кому эти мысли приходят в голову, конечно же, очутится в центре внимания. Поэтому грамотные руководители туристских групп перед походом всегда организовывают несколько встреч всех членов группы (тренировочные выезды на природу, совместная подготовка снаряжения к походу и т.д.). Основные задачи, которые ставит перед собой руководитель или инструктор: в первую очередь знакомство, плюс обучение элементарным техническим приемам и правилам техники безопасности. Более подробно рассмотрим процесс знакомства. Этот этап можно назвать первичной «визитной карточкой» члена группы, так как в данный период человек старается произвести на окружающих благоприятное впечатление. При этом многие не уходят от соблазна приукрасить себя перед публикой, а некоторые тщательно пытаются скрыть свои негативные привычки (что они ленивы, высокомерны, привередливы в еде и т.д.). Именно в данный период у каждого человека к окружающим его людям формируется «эффект ореола». Это феномен первого впечатления о человеке. Он определяет его последующее восприятие другими людьми. Сознание воспринимающих усваивает только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивает остальное -то, что ему противоречит (пусть даже такой подход, как показывает практика, зачастую бывает необъективным). Здесь главную роль играют зрительный (визуальный) контакт, контакт рукопожатий, тембр голоса, темперамент, даже то, что человек просто на кого-то похож. Руководитель должен четко отследить активность, тип характера и темперамента каждого из участников группы, чтобы быть готовым к межличностным конфликтам, которые могут возникнуть. На втором этапе, при прохождении маршрута, каждую группу подстерегают несколько кризисных дней. Первым критическим днем является день заброски (подъезд к району путешествия). И уже на этом этапе могут возникнуть конфликты, которые, будучи оставлены без внимания руководителя, перерастут в серьезную проблему на вторую половину похода (порядок распределения по участникам общественного снаряжения, неоказание помощи, первый день дежурства и т.д.). После первых двух дней, когда идет приспособление организма к походным условиям, наступает второй кризисный период, где верх берет «госпожа физиология». Смена рациона, неудобства отдыха (сна) – всё это накладывает серьезный отпечаток на психологическое состояние каждого участника похода. Туристы со стажем прекрасно знают эти нюансы, но для новичков все перечисленные факторы являются полной неожиданностью. На третий-четвертый день у ребят проявляется нервозность. Опытные руководители обычно в эти дни снижают продолжительность (нагрузки) дневного перехода, улучшают качество питания, выбирают наиболее комфортное (насколько это возможно) место ночевки. В этот период развенчивается ореол каждого участника и начинает формироваться объективная оценка. Люди, которые пытаются играть не свои роли, уже не могут скрывать свое истинное «я». Перестраивается картина взаимоотношений в группе. У ее членов накапливаются раздраженность, напряженность в отношениях, усталость, а это выплескивается в разные формы агрессии (оскорбления, грубость, прямое неподчинение руководителям похода и т.д.). В водных походах в эти дни практикуется смена экипажей. Пройдя через такое тяжелое время, группа переживает эмоционально спокойный период. Люди узнали друг друга. Выбрали того, с кем им приятнее всего общаться. Стараются не идти на открытые конфликты. К этому времени уже, сформировались микрогруппы, что даёт возможность получать удовольствие от похода, происходит максимальная адаптация к окружающим условиям. На третьем этапе возможны следующие проблемы.. «Возвращение в цивилизацию» запускает механизм «дезадаптации» (заставляет человека заново адаптироваться в ранее привычных условиях). У некоторых этот процесс проходит болезненно (до откровенного нежелания возвращаться в «реальный мир»). Появляется преждевременная уверенность в окончании маршрута. (В этом случае у руководителей должна быть четкая установка: «Поход закончен там, где он начался, т.е. на привокзальной площади родного города».) Нарастает число межличностных конфликтов (иллюзорная уверенность в том, что «уже можно сказать всю правду в глаза»…) На четвертом этапе, через день-два после возвращения, у всех участников похода эмоции (как положительные, так и отрицательные) перехлестывают через край. Поэтому нельзя пускать все на самотек и не устроить завершающего общего собрания группы, где досконально разбирается поведение каждого ее участника. С психологической точки зрения именно в таких общих собраниях приобретается законченность похода. Это дает ощущение, что намеченное выполнено и реализовано. Именно здесь лучше всего, говоря психологическим термином, проявляется «обратная связь»: человек получает объективную оценку себя и своих действий со стороны окружающих. И.

Бахтина, преподаватель Уральского ГПУ, г.

Екатеринбург,Л.

До6ротворская, психолог, г.

Москва Журнал “Основы безопасности жизнедеятельности” №4 2007 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий