Новые ощущения “подстегивают” мозг

Психологам давно известно, что новая среда стимулирует активность мозга, направленную на исследование и обучение. Однако до сих пор было неясно, действительно ли мозг «предпочитает» новизну как таковую. Большинство исследователей считало, что один из отделов мозга, играющий роль «центра новизны» – так называемая «субстанция нигра/вентрально-тегментальный отдел» (СН/ВТО) (substantia nigra/ventral tegmental area, SN/VTA) – активируется неожиданными стимулами, эмоциональным возбуждением и необходимостью соответствующей ответной поведенческой реакции. Этот центр оказывает большое влияние на обучение, поскольку он функционально связан с центрами обучения и обработки эмоциональной информации. Ученые Нико Бунзек (Nico Bunzeck) и Емрах Дузель (Emrah Duzel) из Лондонского университетского колледжа и университета Отто фон Герике решили исследовать этот вопрос, сообщает Terradaily. В результате было сделано следующее открытие: СН/ВТО реагирует на новизну ощущений саму по себе, стимулируя деятельность мозга, направленную на исследование и поиск поощрения. Ученые провели эксперименты, в ходе которых добровольцам показывали серию изображений одного и того лица или каких-либо жанровых сцен, одновременно сканируя активность их мозга при помощи метода функционального магнитного резонанса. При этом случайным образом чередовались серии четырех типов разных или «странных» лиц или сцен. Такой метод дает возможность сравнить реакцию добровольца на «странные» картинки и выделить ответ мозга именно на новизну информации, а не на другие возможные причины активации мозга (например, связанные с эмоциональным возбуждением). В дополнение были проведены эксперименты, в ходе которых определяли, может ли СН/ВТО кодировать степень (силу) новизны ощущений и будет ли память испытуемого работать лучше, если привычные изображения демонстрируются вместе с новыми, «странными» или, наоборот, с еще более привычными. Оказалось, что СН/ВТО реагирует непосредственно на новизну информации и сила реакции зависит от степени новизны. Чем новее изображение, тем сильнее степень активации этого отдела мозга. Это означает, что сама по себе новизна ощущений, а не какие-то иные, «попутные», стимулы, служит мотивационным фактором, вызывающим исследовательскую активность. Также было выяснено, что новизна информации усиливает процессы обучения. СН/ВТО кодирует абсолютную степень новизны стимула и вносит вклад в лучшее запоминание информации. Источник: http://rnd.cnews.ru/liberal_arts/news/line/index_science.shtml?

2006/08/10/223415

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий