ВНИМАНИЕ И РЕСУРСЫ

Наряду с аспектом избирательности пережива­ние процесса внимания включает в себя аспект ин­тенсивности. Выбрав какое-то направление деятель­ности или объект внимания, мы можем быть заняты этой деятельностью или быть внимательными к дан­ному объекту в различной степени. Иллюстрацию аспекта интенсивности внимания можно дать на том же примере вечеринки с коктейлем, который ис­пользовался при обсуждении аспекта селекции. Пред­ставим себе человека, который пришел в гости первым. В комнате пока никого нет, и для светской беседы с хозяйкой ему не придется прикладывать каких-либо усилий. Умственное усилие понадобится в том слу­чае, если гость иностранец и слабо владеет родным языком собеседницы. Еще большее усилие иностран­цу потребуется позже, когда соберутся все пригла­шенные и наша пара будет окружена множеством других разговаривающих людей, в том числе сооте­чественников. Если же этот гость будет слушать хо­зяйку и одновременно попытается прислушиваться к тому. что говорят соседи, то его умственное уси­лие может увеличиться до крайней степени. Углубление в деятельность, иногда доходящее до уровня полной поглощенности ею, отстранение от внешних и внутренних помех, попытки схватить вни­манием несколько объектов или действовать сразу в нескольких направлениях сопровождается особым чувством активности, эмоциональная окраска кото­рого может быть как положительной, так и отрицательной (интерес и даже наслаждение или, напро­тив, тягостное и даже мучительное напряжение). Это переживание может быть большим или меньшим, приятным или неприятным, но так или иначе, оно свидетельствует о какой-то работе, дополнительной к основному потоку желанной или вынужденной деятельности. Внимание в этом смысле хорошо опи­сывает метафора умственной или психической энер­гии, расходуемой нами в различной степени. Одни задачи требуют значительного внимания или ум­ственной энергии, другие же решаются легко, без усилия и не требуют ее затрат.

Наблюдение и субъективный опыт говорят так­же о том, что общий объем усилий внимания, кото­рым мы располагаем и распоряжаемся по собствен­ному усмотрению, ограничен. Мы можем увеличи­вать свое внимание лишь до определенного предела. Особенно ярко эта ограниченность внимания про­является в ситуациях одновременного выполнения двух и более действий. Если внимания требуют две задачи, то одновременно они решаются хуже, чем по отдельности. Поэтому внимание представляет собой как бы личный, имеющийся у каждого человека определенный капитал, который следует расходовать бережно и эффективно. Еще один факт житейской пси­хологии заключается в том, что сумма усилий, затра­чиваемых на выполнение какой-то новой и сложной деятельности, уменьшается по ходу практики или тре­нировки практически до нуля.

Указанные особенности субъективного опыта и поведения человека выступили на первый план в исследованиях деятельности операторов сложных тех­нических систем. Контроль и управление такими си­стемами предъявляют жесткие требования уже не к исполнительным моторным звеньям и механизмам сенсорной периферии, а к операциям внутренней, центральной переработки информации. Если возмож­ности переработки ограничены, то завышенные тре­бования могут привести к ошибочным действиям, а значит, к авариям и даже катастрофам. Столь же не­гативные последствия может иметь и недогрузка опе­ратора. Скучающий человек легко отвлекается от вы­полнения своих обязанностей и даже засыпает. Про­ектировщики систем управления транспортными средствами, энергетическими комплексами, произ­водственными технологическими линиями и боевой техникой вынуждены поэтому обращаться к психо­логам с вопросом: “Насколько будет занят оператор данной технической системы и как эта занятость ска­жется на работе системы в целом?”. Поиски ответа на этот вопрос оформились в особое направление инженерной психологии, получившее название ис­следований умственной нагрузки оператора. Пробле­мы измерения нагрузки, изучения факторов, ее оп­ределяющих, и анализа се динамики но ходу дея­тельности не могли быть решены без соответствую­щих теоретических моделей переработки информа­ции вообще и внимания в особенности. Столь силь­ный и настоятельный запрос со стороны практики подтолкнул к специальному, более глубокому тео­ретическому обсуждению и экспериментальному ис­следованию возможностей человеческой системы пе­реработки информации или, на языке когнитивной психологии, ее мощности (capacity). Если в моделях селекции главную роль играли представления о струк­туре и процессах этой системы, то здесь принципи­альное значение придают представлениям об энер­гетическом обеспечении ее работы. На смену и в до­полнение метафоре бутылочного горлышка как уз­кого места структуры переработки информации при­шла метафора ресурсов переработки. Понятие ресур­сов и первая модель их распределения были пред­ставлены работавшим в Израиле, Англии и позже в США психологом Дэниелом Канеманом в виде тео­рии внимания как умственного усилия.

Внимание как умственное усилиеВ предисловии к своей, вышедшей в 1973 г., мо­нографии Д.Канеман вспоминает о давней и крат­ковременной стажировке под руководством Д. Рапапорта. Работая в качестве его помощника, он познакомился с психоаналитическим взглядом на внима­ние как энергию. “Много лет спустя, – пишет Д.Канеман, — уже будучи, надеюсь, строгим исследова­телем, я с удивлением обнаружил, что мое понима­ние внимания основано на стойком впечатлении от этой встречи” ( Kahneman, 1973. С. X). Вместе с тем он отдает должное исследованиям селективного внима­ния, ссылаясь при этом па Д.Бродбента, Э.Трейсман и У.Найссера. Свою концепцию внимания как усилия он задумывал и оценивал как дополнение, а не альтернативу теориям фильтра. Структуры ранне­го сенсорного анализа стимуляции в усилии не нуж­даются. Например, детекторы линий и углов могут быть активированы только сенсорными входами. Ра­бота последующих структур перцептивной перера­ботки уже требует определенного притока усилия. Ис­точник усилия един для всех структур и ограничен. Последнее означает, что суммарный запрос к вни­манию со стороны ряда одновременно действующих структур может быть удовлетворен полностью лишь в определенных пределах. Негативные эффекты (бли­жайшие и отдаленные) могут иметь как недостаточ­ное, так и избыточное потребление мощности вни­мания. Следовательно, к системе переработки ин­формации должен быть подключен какой-то меха­низм, функция которого заключается в целесооб­разном, эффективном и экономном использовании ограниченных ресурсов умственного усилия. Основ­ные идеи механизма оптимального распределения усилия по различным компонентам и стадиям пере­работки информации Д. Канеман представил в виде модели, показанной на рис. 1.

Рис. 1. Модель распределения умственного усилия Д.Канемана (Kahneman, 1973. Р. 10. Fig. 1-2)

Описание модели распределения умственного усилия лучше начинать с блока возможных деятельностей, представленного в нижней части рисунка. Здесь столбиками изображены структуры, каждая из которых имеет вход внимания (пунктирные линии). Информационные входы и связи между отдельными структурами в данной модели не рассматриваются и потому на рисунке не показаны. В блоке возможных деятельностей не представлены также те компонен­ты системы, для запуска и работы которых доста­точно информационного или стимульного входа. Лю­бая из показанных структур может действовать лишь при условии притока внимания. Оптимальная и бе­зошибочная работа той или иной структуры предпо­лагает определенное количество внимания. При не­достаточном вкладе усилия результаты деятельнос­ти на выходе (широкая стрелка “Ответы”) всей сис­темы ухудшаются.

Внимание или умственное усилие, необходимое для эффективной работы данной структуры, опре­деляется ее организацией. Пояснить это можно, срав­нив структуры переработки информации с бытовы­ми электроприборами. Каждый прибор рассчитан на какую-то мощность, то есть на потребление опреде­ленного количества электроэнергии в единицу вре­мени. Это количество определяется назначением и конструкцией прибора. Например, для утюга – дли­ной спирали, металлом, из которого она сделана, толщиной стенок, площадью его рабочей поверхно­сти и т.д. Мы втыкаем вилку в розетку, и утюг нагре­вается до температуры, необходимой для глажения белья. Заметим, что потребление необходимой энер­гии не контролируется пользователем и происходит автоматически. То же можно сказать о более слож­ных приборах – типа радиоприемника или телеви­зора, а применительно к модели Д. Канемана — о структурах переработки информации. Человеку дос­таточно захотеть, поставить определенную цель, при­ступить к действию (в данной аналогии — включить прибор), и необходимое усилие будет приложено.

Разные структуры потребляют различное коли­чество внимания. Кроме того, потребление каждой из них от момента к моменту меняется. Текущая оцен­ка суммарного запроса одновременно работающих структур производится блоком, названным “Оценка необходимой мощности”. Автор подчеркивает, что действительный расход внимания определяется не сознательным намерением, а трудностью задачи или сложностью механизмов ее решения. Д. Канеман предлагает перемножить а уме 83 на 27, а затем. представив, что от результата зависит жизнь, удер­жать в памяти 7, 2, 5 и 9 в течение 10 с. Проведя ; этот опыт на себе, можно почувствовать, что лаже “под угрозой смерти” человек, удерживая 4 цифры, не прикладывает усилия больше, чем при спокой­ном перемножении двузначных чисел. Итак, действительный расход усилия, который в данном при­мере коррелирует с его субъективным пережива­нием, определяется трудностью самой задачи, а не произволом субъекта.

Обратимся к блоку, показанному в верхней части рисунка. Д.Канеман считает, что внимание тесно связано с обшей активацией (arousal). Из­менение активации в определенном диапазоне со­провождается соответствующим изменением уров­ня доступной мощности или усилия. Взаимосвязь внимания и активация показана внутри блока вол­нистой линией. Общее количество усилия, потен­циально доступного для системы переработки ин­формации, ограничено. Графически это ограни­чение изображено горизонтальной сплошной ли­нией, разделяющей области физиологической активации и доступной мощности. Данные многочисленных исследований говорят о том, что уровень активации зависит от ряда факторов: эмоционального состоя­ния человека (тревожности, страха, гне­ва), интенсивности стимуляции, мотор­ной напряженности, сексуального воз­буждения, приема наркотиков и др. На схеме эта зависимость показана верти­кальной стрелкой, идущей сверху к бло­ку активации. Эти влияния, внешние по отношению к системе в целом, при нор­мальных условиях деятельности играют второстепенную роль. Главной детерминантой изменения активации и уровней доступной и потребляемой мощности яв­ляется запрос с блока оценки необходи­мой мощности. Центральным, как по своему значению, так и по месту в схеме является блок политики распределения. Функции этого механизма заключаются в отборе структур деятельности, к которым направляется умственное усилие, и его дозировании. Работа блока зависит от четырех факторов. Политика распределения регулируется постоянными диспозициями (первый фактор) субъекта по связи (по­казана стрелкой), отражающей закономерности непро­извольного внимания. Например, усилие обязательно распределяется к структурам восприятия внезапных, движущихся стимулов и собственного имени. Второй фактор (текущие намерения субъекта) определяет про­извольное обращение внимания (показано стрелкой). Так, при инструкции слушать голос, идущий справа, или в случае просьбы посмотреть на рыжего мужчи­ну, усилие будет распределено на структуры, служа­щие для достижения именно этих целей. Правила по­литики распределения, соответствующие первому и второму факторам, показаны на схеме двумя овалами в левой части рисунка.

Третий фактор политики распределения — влия­ние блока оценки требований необходимой мощнос­ти (требований задачи), показанного справа внизу ри­сунка. Согласно этому правилу, снабжение усилием одной из двух одновременно выполняемых деятельностей может быть прекращено, если суммарный зап­рос превышает предел доступной мощности. Напри­мер, даже опытный водитель, выезжая на оживлен­ный перекресток, перестанет слушать своего пассажи­ра. Последней детерминантой политики распределения является уровень физиологической активации. Это вли­яние на схеме изображено стрелкой, идущей сверху вниз с блока активации.

Эффекты активации Д.Канеман обсуждает особо, привлекая эмпирический материал, обобщением ко­торого выступает известный закон Йеркса – Додсона (см. напр., Фресс, 1975). Закон Йеркса-Додсона пред­ставляет собой эмпирически установленную и неоднок­ратно подтвержденную на материале разных задач, ре­шаемых испытуемыми (людьми и животными) зави­симость продуктивности деятельности от уровня ак­тивации. Схематически он показан на рис. 2, где при­ведены два графика в координатах продуктивности де­ятельности (вертикальная ось) и активации (горизонтальная ось). Нижняя кривая построена для сложной или трудной задачи, а верхняя – для задачи простой или легкой.

Рис. 2. Закон Йеркса – Додсона (Kahneman, 1973. Р. 34. Fig. 3-2)

Как видно из рисунка, для той и другой задачи существует свой оптимальный уровень активации, при котором продуктивность максимальна, причем опти­мальное значение активации для простой задачи ле­жит правее, то есть больше, чем для задачи сложной. Закон Йеркса-Додсона позволяет предсказать и оце­нить влияние продолжительного шума, бессоницы, знания о результатах деятельности, типологических особенностей испытуемых (экстраверты — интроверты) на продуктивность решения задач разной трудно­сти. Так, сильный фоновый шум, приводящий к уве­личению уровня активации, может в случае сложной задачи ухудшить деятельность, а легкой — улучшить. Увеличение активации выше оптимума трудной зада­чи приближает к оптимуму легкой задачи. Ухудшение деятельности обычно наблюдается и при снижении активации вследствие, например, лишения сна или утомления. При уменьшении активации ниже опти­мального уровня происходит, как видно из графи­ков, падение качества деятельности, особенно резкое для трудной задачи. При помощи закона Йеркса—Додсона интерпретируют результаты совместного действия вышеуказанных факторов. Так, на материале сложных задач показано, что сильный шум отчасти компенсиру­ет ухудшение деятельности, вызванное бессонницей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий