Детский интернет: московский опыт Печать E-mail
Стремление властей Москвы упорядочить детский контент в Сети и самим организовать его, выразившееся в создании детского портала, безусловно, похвально. Однако анализ последствий требует учета самых разных факторов. Портал Исследования и разработки – R&D.CNews представляет далеко небесспорный, и поэтому тем более интересный «оптимистичный» взгляд на воздействие сетевого контента на формирующуюся душу ребенка. Поводом явилось создание Правительством Москвы сайта, посвященного исключительно детям. Чиновники - детямИнициатором создания сайта с детским контентом www.deti.mos.ru выступило Правительство Москвы, которое, в связи с последними инициативами Президента, проявило искренний интерес к этой чрезвычайно важной теме. Получился весьма интересный сайт, разделенный на три части. Первая посвящена малышам. Здесь можно найти развивающие игры, аудио-сказки, мультфильмы, песни и многое другое. Вторая часть сайта посвящена школьникам. Подрастающее поколение сможет найти многие материалы, которые помогут им в учебе, различные интересные и образовательные программы. Третья часть портала будет полезна родителям: здоровье и воспитание детей, психология взаимоотношений и образование. Безусловно, намерения властей Москвы можно однозначно оценить как благие. Не исключено, однако, что чиновники слишком шаблонно подходят к сложному, многогранному и неоднозначному в своих аспектах процессу воздействия виртуальной среды на детское сознание. Прежде всего стоит отметить, что современный интернет является глобальным источником информации различных форматов. Как известно, в интернете вы можете почитать новостную ленту - аналог ежедневных печатных изданий, прослушать радио, музыку, посмотреть видео-записи, пообщаться с интересными вам людьми через мессенджер или воспользоваться IP-телефонией. Информация в Интернете может передаваться как аудио, так и потоковым видео – аналогом телевидения. При этом интернет выгодно отличается от телевидения мгновенным доступом к самым актуальным новостям и аналитике. Еще одним положительным отличием Интернета от других средств массовой информации является сильная вовлеченность человека. Под этим следует понимать не addiction (хотя и она играет определенную роль), но активное участие аудитории в деятельности СМИ. Аудитория Сети перестает быть огромной пассивной массой – она становится активным участником процесса коммуникации. Именно интернет снимает для пользователей субъект-объектные противоречия, столь любимые постструктурализмом и постомодернизмом. Все это весьма революционно, однако насколько сильно интернет влияет на детей? Теория Пиаже и практика СетиНа мой взгляд – незначительно. Прежде всего, это относится к детям на ранних стадиях когнитивного развития (Жан Пиаже) в возрасте до 7 лет (сенсорно-моторная стадия — от рождения до двух лет и предоперационная стадия — от 2 до 7 лет). На сенсорно-моторной стадии социализация заключается в освоении последовательности сенсорно-моторных действий. По мере того как ребенок с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха и обоняния вступает в контакт с вещами, обладающими различными свойствами и по-разному связанными с другими предметами, центр мира для него перемещается с него самого и его собственного тела на другие объекты. Ребенка интересует самая простая моторная деятельность: например, взять предмет в руки, откинуться на подушку, подуть на свой палец. Мышление, если оно вообще имеет место на данной стадии, выступает в роли непосредственного связующего звена между ребенком и материальным миром, с помощью которого формируются реакции на поступающие из внешнего мира раздражители. Предоперационная стадия — период обретения речи, когда ребенок учится общаться с миром не только с помощью моторной деятельности и прямого взаимодействия с окружающей средой, но и манипулируя символами. Начинается символическая игра, или интернализированная имитация. Покорение символа — главная задача предоперационного периода. Считается, что ребенок в возрасте до 7 лет не воспринимает различные метафоры, а также слова сложных форм. Кроме того, ребенок на этой стадии не осознает сложные логические цепочки. К примеру, если ребенку известно, что на данном портале выложен какой-то мультфильм, находящийся в третьей или четвертой закладке, высока вероятность, что 95% детей его просто не найдут.Интернет и дети: угроза преувеличена?На этой стадии когнитивного развития ребенок может удовлетворять через Интернет потребности в общении, если кто-нибудь из более взрослых поможет ему настроить какой-нибудь мессенджер, а также задавать элементарные запросы в поисковых системах. По последним данным, около 25% детей в возрасте 4-5 лет активно пользуются интернетом, при этом в большинстве случаев (около 62%) они находятся у компьютеров одни. Данный аспект особенно важен, т.к. Интернет, предоставляя широчайшие пласты разнообразной информации, не контролирует аспекты безопасности ребенка в этих условиях. Здесь мы касаемся весьма важной проблемы, которая уже заинтересовала многих зарубежных социологов – хаотичность интернет-пространства и сложность детерминирования каналов влияния. Безусловно, в возрасте до 7 лет дети не могут в полной степени осознать всю специфику и объемы представленной в Интернете информации. С другой стороны, именно это спасает ребенка от энтропии, т.е. бесконечного потока информации, которую невозможно воспринять, особенно исходя из специфики детского сознания (до 7 лет). На конкретно-операционной стадии (от 7 до 11—12 лет) у детей появляются некоторые способности к логическим рассуждениям. Ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу (различая одновременную принадлежность объектов к различным уровням иерархической классификации). Это дает возможность понять отношение части к целому, целого к частям и отношений между частями одного целого. Именно на этом этапе дети в полной мере способны следить за сюжетом детских мультфильмов. Кроме того, ребенок в этом возрасте способен более эффективно осуществлять поиск в Интернете (в частности по группе объектов, схожих по каким-либо характеристикам). Приведем более детальный пример: на телеэкране или на экране компьютера ребенок получает набор перемешанных синих и красных квадратов и черных и белых кругов. Если он понимает отношения принадлежности к классам, то обнаруживает, что в наборе существует два основных класса (квадраты и круги), каждый из которых имеет два подкласса (квадраты бывают синие и красные, а круги — черные и белые). Между фигурами устанавливается иерархия, верхний уровень которой определяется формой, а нижний — цветом. Это позволяет ребенку заключить, что любой квадрат может быть либо синим, либо красным; что количество синих квадратов меньше, чем общее количество квадратов; что общее количество квадратов больше, чем количество красных квадратов; что если убрать красные квадраты, то останутся только синие и т. д. На стадии конкретных операций ребенок способен также создавать иерархии классов. Классифицируя животных — например, кошек и собак, — он может отнести их к разным классам, а затем разделить класс собак на подклассы по породам (например, бульдоги и сеттеры), по цвету или размерам. Он начинает понимать, что различные объекты можно объединять в группы по размеру, в алфавитном порядке или по возрасту и что любой объект может одновременно принадлежать к нескольким классам. Ребенок может быть в одно и то же время мальчиком, четвероклассником, спортсменом и рыжим, т.е. здесь появляется сразу несколько возможных граней идентификации и дальнейшего развития благодаря ролевым моделям поведения. Последняя стадия когнитивного развития, или формально-операционная стадия, начинается в раннем подростковом возрасте. Пиаже подразделял стадию формальных операций на подэтапы: III-A — почти полное овладение формальными операциями (от 11—12 до 14—15 лет) и III-Б — полное овладение формальными операциями (старше 14—15 лет). Граница между подэтапами в возрасте 14—15 лет означает, что в это время происходят неравновесные процессы перестройки мышления, которые приводят к более высокому уровню равновесия и интеллектуальной организации в старшем подростковом возрасте. На этом этапе ребенок способен критично воспринимать большинство источников информации и самостоятельно их интерпретировать. Кроме того, именно в этом возрасте дети детально выбирают те сайты, которые они посещают на регулярной основе. Рассматривая влияние Интернета через стадии когнитивного развития Пиаже, можно с уверенностью сказать, что новые средства массовой информации ускоряют процесс развития ребенка, но не оказывают прямое влияние на его установки и систему ценностей. Т.к. система ценностей формируется до 12 лет, а детское восприятие информации через Интернет сильно ограничено, основными агентами социализации здесь продолжают оставаться родители, родственники, учителя и сверстники. Интернет, как и другие СМИ, предлагает исключительно информационный поток, не более того. Но и не менее.http://www.rnd.cnews.ru/liberal_arts/reviews/index_science.shtml?2007/06/21/255893
 
След. »
Подключиться к кабельному телевидению