Мотивация пользователей интернета

Арестова О.

Н.,Бабанин Л.

Н., Bойскунский А.

Е. окончание Цели пользователей Интернета  Были получены следующие результаты. Во избежание дублирования вопросов при исследовании мотивов и целей деятельности пользователя вопрос о целях был исключен из опросников 1995 и 1996 годов. Таблица 2.

Цели работы в Интернете (в % от общего числа респондентов) Цели пользователей19931994Деловые контакты8691 **Отдых и развлечения3146 **Бизнес5028 **Сетевые служебные функции1531 **Личное общение4831 *Участие в профессиональных телеконференциях6347 **Удовлетворение любопытстванет данных47* Разница достоверна, p =0,05,** Разница достоверна,p =0,01Опросы показали, что значительная часть респондентов считает компьютерные сети необходимым средством обмена различного рода информацией (программной, деловой, коммерческой, научной). Примерно половина опрошенных в качестве цели работы в компьютерных сетях указывает личное общение. Почти половина пользователей находит возможным удовлетворение потребности в отдыхе и развлечении посредством компьютерной коммуникации (данные 1994 г.).

Сравнение представленных в таблице результатов 1993 и 1994 годов дает возможность проследить целевую динамику в деятельности пользователя. Она состоит в усилении межличностной составляющей сетевого общения при некотором уменьшении влияния деловой. Более актуальными становятся цели рекреации, отдыха. Усиливается и познавательная активность. Она может иметь различную направленность – профессиональный интерес (изучение новых программ, сервисных возможностей), коммуникативно- личностная направленность ( знакомство с чужим мнением, дискуссии на свободные темы). В то же время меньшее значение стало уделяться целям, направленным на бизнес и на участие респондентов в профессиональных телеконференциях.

Направленность интересов пользователей Интернета Таблица 3. Популярность телеконференций (в % от общего числа респондентов) Тематика телеконференций1993199419951996Коммерческие50343340Научные21403234Хобби и юмор41495658Программистские69656163По искусству, литературе и культуре-221625Политические-101415Религиозные-101415Организационные и служебные47494340Для свободных обсуждений-363536Наиболее популярными телеконференциями устойчиво остаются программистские телеконференции. В 1995-1996 годах вплотную приблизились к ним по популярности телеконференции по хобби и юмору. Наименее популярными являются политические и религиозные телеконференции.

Анализ динамики интересов пользователей по годам показал устойчивое падение интереса к следующим видам телеконференций: коммерческим, программистским и организационным (служебным). Пользовательский интерес возрос к телеконференциям по хобби и юмору. Относительно стабильны интересы пользователей в области следующих телеконференций: научных ,политических, внетематических для свободных обсуждений, по искусству, литературе и культуре.

Психологические последствия работы в ИнтернетеТаблица 4. Психологические последствия работы в Интернете (в % от общего числа респондентов) Последствия работы в Интернете19951996Развитие игры и импровизации3845Пополнение знаний6445Развитие личности4041Утрата привлекательности обычного общения69Успех в жизни2126Чувство включенности в глобальный информацоннный процесс5760Потеря времени и отвлечение от реальных дел2327Увлечение Интернетом в ущерб другим делам4541Таблица 4 показывает, что увеличилось количество пользователей, отмечающих развитие игры и импровизации; больше пользователей говорит о том, что обычное общение утрачивает свою привлекательность; улучшилось мнение об Интернете как о средстве достижения жизненного успеха; большее количество пользователей отмечает чувство включенности в глобальный информационный процесс. Несколько больше пользователей жалуются на потерю времени при работе в Интернете и отвлечение от реальных дел.

Существенно меньше пользователей говорят об Интернете как о средстве пополнения знаний. Таким образом, выявленная динамика сочетает в себе как негативные, так и позитивные последствия. Негативные последствия связаны прежде всего с тем, что Интернет отвлекает от реальных дел и общения, требуя слишком много времени. Позитивные последствия связаны с развитием игры, творчества, импровизации, достижением жизненного успеха и включением в мировой информационный процесс.

Обсуждение результатов На основании данных таблицы 1 составлена эмпирическая классификация типов мотивации пользователей Интернета, представляющая собой уточненную предварительную классификацию. Выделяются следующие типы мотивации: Деловая мотивация. Отмечается 91% респондентов как элемент деловой мотивации при работе в Интернете. Познавательная мотивация. Наличие этого мотива отмечают 81% респондентов, что говорит о наличии познавательной направленности в деятельности пользователей Интернета. Познавательная активность пользователей может быть направлена на различные аспекты сетевой коммуникации. Можно выделить деловую, профессиональную познавательную направленность, а также познавательную активность, связанную с межличностной коммуникацией неделового, свободного, личностного характера. Мотивация cотрудничества. Анализ внутренних корреляций между ответами на вопрос о мотивах деятельности пользователя показал, что речь идет о мотивации, сложной по своему психологическому строению. Мотивация сотрудничества, проявляющаяся как стремление помочь другим пользователям часто является способом увеличения собственного авторитета, достижения признания компетентности и мастерства. Это подтверждается сочетанием данного мотива с мотивом аффилиации, выражающемся в чувстве причастности к интеллектуальной и информационной элите современного общества. У респондентов, отмечающих наличие мотива сотрудничества, присутствует и мотив самоутверждения. Можно предположить, что мотивация сотрудничества связана с особой формой мотива самоутверждения. По профессиональной принадлежности в группе относительно много сетевиков и программистов. Мотивация самореализации (52% респондентов). Пользователи, отмечающие наличие такой мотивации, рассматривают Интернет как способ проявления и развития собственных интеллектуальных и творческих возможностей. Респонденты с мотивацией самореализации отмечают наличие в своей работе мотива аффилиации, мотива самоутверждения и коммуникативного мотива. По-видимому, можно говорить о едином комплексе социально ориентированных мотивов, в состав которого входят мотивы, связанные с различными аспектами делового и межличностного общения. Среди них – мотив сотрудничества, мотив аффилиации, мотив самореализации, мотив самутверждения и коммуникативный мотив. Для респондентов с мотивом самореализации характерно следующее мнение о личностных последствиях работы в Интернете. Они считают, что работа в Интернетет имеет элемент игры и импровизации, способствует развитию личности, способствует жизненному успеху, сопровождается чувством включенности в глобальный информационный процесс. Рекреационный мотив. Его наличие отмечает 39% респондентов Основная сфера их интересов – телеконференции по темам хобби и юмор, а также внетематические телеконференции. Наряду с рекреацией отмечается наличие мотивов самореализации, аффилиации, самоутверждения, познавательный и коммуникативный мотивы. Мотивация аффилиации (41% респондентов). Мотивация аффилиации проявляется в стремлении пользователей найти в Интернете референтную группу, принять ее ценности, найти свое место в этой группе. Этот вид мотивации имеет комплексный характер, что подтверждается связью такой мотивации с мотивом сотрудничества, мотивом самореализации, самоутверждения, познавательным мотивом, рекреационным мотивом и собственно коммуникативным мотивом. Данный вид мотивации включает в себя различные аспекты социального взаимодействия: профессиональные, глобально-личностные и ситуативно-эмоциональные. Коммуникативная мотивация (26%). Респонденты данной группы утверждают, что Интернет позволяет преодолевать коммуникативный дефицит, возникающий в обыденной жизни. Интересы респондентов лежат в cфере внетематических телеконференции и телеконференций по хобби и юмору. Мотив коммуникации сочетается со всем блоком мотивов социально-коммуникативного характера, а также с рекреационным мотивом. При оценке личностных последствий работы в Интернете респонденты данной группы отмечают, что: – Интернет способствует развитию личности, – общение в Интернете ведет к тому, что обычное общение утрачивает привлекательность, – при работе в Интернете возникает чувство включенности в глобальный информационный процесс, – увлеченность Интернетом отвлекает от других дел. По-видимому, можно говорить об особой группе пользователей, в мотивационных диспозициях которых над деловыми, профессиональными, познавательными интересами преобладают неформальные, личностные, собственно коммуникативные моменты.

Выводы В результате психологической интерпретации эмпирических данных было показано, что в основе деятельности пользователей Интернета лежат следующие виды мотивов: деловая мотивация познавательная мотивация мотивация сотрудничества мотивация самореализации pекреационная и игровая мотивация аффилиативная мотивация мотивация самоутверждения коммуникативная мотивация Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск референтной группы, аффилиативные тенденции, социальное самовыражение и так далее.

Среди пользователей Интернета можно выделить различные типы в зависимости от типа ведущей мотивации. Одну группу составляют респонденты с выраженной коммуникативной мотивацией. Эти пользователи, по сути, увлечены Интернетом настолько, что предпочитают обычному общению работу в Интернете. Их интересы в значительной степени связаны с неформальным общением посредством Интернета, поиском общения с интересными людьми.

Другую группу составляют пользователи, мотивация которых связана с различными вариантами личностного самоутверждения (аффилиация, самооценка, достижения статуса и авторитета, компетентная помощь, социальное самовыражение). Этих пользователей характеризует более деловой подход к Интернету, они осознают его ограничения как формы общения. Работа в Интернете, по сути, является не личностной целью, а средством самоутверждения и достижения профессиональных, деловых целей. Причем средством универсальным, т.к. с его помощью возможно самоутверждение в различных сферах – личностной, познавательной, социальной, профессиональной.

Полученные результаты говорят о том, что Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Эти данные говорят об уменьшении веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, рекреационного направления, мотивы личного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий