ИНТЕРНЕТ: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ

окончание

Познавательная деятельность в Интернете

Коммуникативная деятельность в Интернете

Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна.

Существуют следующие основные виды общения в сети:

1. Общение в режиме реального времени (т.н. .чат.):

– с одним собеседником (выбирается определенный канал для такого общения) ….

– с большим количеством людей одновременно

2. Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой:

– с одним собеседником (электронная почта) ….

– со многими людьми – участниками телеконференции (ньюсгруппы).

Кроме того, основанием. для классификации видов общения в Интернете могут служить такие параметры, как:

– открытость сообщества для всех желающих вступить в общение или закрытость его для посторонних,

– наличие или отсутствие контроля за деятельностью участников, причем частными случаями контроля могут быть модерирование, негласное проникновение в закрытый для посторонних канал общения, .подслушивание. (lurking),

– ограничение вербальными текстами или мультимедийность. Классификация могла бы быть проведена и по параметру .степень анонимности при общении в Интернете., однако сделать это непросто, ибо в настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе. (Жичкина, Белинская, 1999).

Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, немалой притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, .инвертируется. пол, истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, квалификации, компетентности, имеющихся знаниях, умениях, навыках и т.п., вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества, в том числе одобряемые лишь в узком социуме/идиокультуре/андерграунде (напр., киберпанков, музыкальных фанатов, фрикеров, игроков в компьютерные игры и т.д.).

С психологической точки зрения, подобная активность может быть охарактеризована, правда, с некоторыми оговорками – как позитивная. Действительно, при этом расширяется психологический опыт, развивается социальная компетентность, реализуются такие существенные потребности, как желание, с одной стороны, выделиться из толпы, быть замеченным и узнаваемым, а с другой стороны, присоединиться к референтной группе (идиокультуре), спрятаться и раствориться в ней, разделив групповые ценности и почувствовав себя защищенным.

Большое значение имеют факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения: наверное, никогда еще в истории не было столь широко доступно опосредствованное общение и никогда еще в такое общение не вступали в столь юном возрасте, как это практикуется в настоящее время. Новизна естественным образом привлекает молодежь, которая, по-видимому,. наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения.

Кроме того, подростки, как и люди более старшего возраста, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (напр., заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (скажем, аутизм).

При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано. С параметром анонимности тесно связаны такие психологические свойства, как идентичность и самопрезентация, активно изучаемые в настоящее время. Исследуются, в частности, психологические последствия появления множества самопрезентаций у одного субъекта . среди них могут быть предположительно названы и отрицательные (виртуальный аналог множественной личности).

Актуальные аспекты самопрезентации субъекта в Интернете рассмотрены в помещенных в данном сборнике статьях В.Фриндте и Т.Келера, а также Дж.Семпси. Отечественные авторы отмечают, что игры с идентичностью. в Интернете могут пониматься и как соотношение социальной роли человека и self., и как структурное разнообразие различных Я-составляющих., и как влияние Я-концепции на возможный спектр стратегий самопрезентации.; как бы то ни было, самопрезентация в сети и реальная идентичность способны оказывать влияние друг на друга (Жичкина, Белинская, 1999). …….

Возможность экспериментирования с собственной идентичностью и .проигрывания. разных ролей может рассматриваться как своеобразный психологический тренинг (Turkle, 1995). В условиях мультимедийного общения открываются любопытные возможности самопрезентации. К примеру, подмечено, что для передачи негативных. сообщений (отказов, отрицательных отзывов и т.п.) люди. предпочитают. .информационно-бедные. формы опосредствованной коммуникации (факс, письмо, телеграмму и др.) и .обезличенные.. контакты, в то время как для непосредственного и/или .информационно-насыщенного. общения резервируются преимущественно позитивные образы (Бабаева, Войскунский, 1998). По аналогии можно предполагать, что мультимедийное самопрезентирование будет носить не только случайный и противоречивый характер, как это нередко случается, но и подчиняться индивидуально понимаемому принципу .дополнительности., т.е. обдуманного выстраивания и фиксации дополняющих друг друга образов самого себя.

К позитивным аспектам личностного развития при общении посредством Интернета могут быть отнесены перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипулятивных действий, своего рода .сгущения. и компактности коммуникативного хронотопа (т.е. единства пространства/времени) при общении в реальном времени, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями (Арестова и др., 1996).

Дополнительные возможности открывает реализованный, к примеру, в портале Palace (www.thepalace.com ) или Cycosmos (www.cycosmos.de) способ визуализации. общения с другими посетителями портала посредством разнообразных аватаров. (avatars) и .опор. (props). Аватары представляют собой визуальные изображения, которые можно выбрать или самостоятельно сконструировать в качестве своего представителя это может быть герой мультфильма, условный персонаж, животное, собственная фотография и др. Опоры представляют собой объекты, которыми пользуются в опосредствованном общении – например, аватары передают их друг другу.

Аватары в определенной степени способствуют выражению эмоций в ходе беседы, а акт выбора конкретного аватара либо отказа от ранее выбранного и конструирования нового аватара помогает демонстрировать характерные (либо только желаемые) черты собственной личности (Лепский, Рапуто, 1999). Основной же негативной стороной коммуникативного применения Интернета можно считать т.н. .нарко-зависимость. от Интернета, или Интернет-аддикцию: подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности (Янг, 2000). Само по себе наименование .зависимость от Интернета. выглядит спорным (Griffiths, 1999; Grohol, 1995), если подходить к нему со строгими медико-психологическими критериями. Так, оно не представлено в официальных перечнях заболеваний, не вполне ясны и критерии, отличающие этот феномен от других человеческих увлечений (как-то: коллекционирование, страсть к покупкам, графоманство, сидение перед телевизором, гипертрофированная забота о собственном здоровье и др.), не менее сильно выраженных, однако обычно не признаваемых патологическими видами зависимости.

Тем не менее. представление о .зависимости от Интернета., или Интернет-аддикции в достаточной степени утвердилось и в популярной, и в специальной литературе, что дает определенные основания использовать данное понятие, пусть это и не. вполне корректно с терминологической точки зрения. Интернет-аддикцию нередко полагают прямым следствием высокой степени анонимности в ходе работы в Интернете. В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости от Интернета. относят не только зависимость от социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета (Янг, 2000; Young, 1998; Greenfield, 1999).

Однако наиболее значительный объем исследовательской и консультативной работы в этой области выполнен на основе анализа зависимости от опосредствованного Интернетом общения. Так, K.S.Young (1998) приводит. пример 17-летней отличницы Дженнифер, которая, войдя в сообщество посетителей чат-комнаты, начала делиться с ними своими страхами и опасениями. Уже через год у Дженнифер снизились оценки, она стала проводить меньше времени с семьей и друзьями; появились жалобы на плохое здоровье. Или Эдна, 48-летняя секретарь, не сумевшая справиться с влечением к общению в чатах даже после обращения к врачу и потерявшая работу после того, как начальство обнаружило, что половину рабочего времени она занята посторонним (не-деловым) общением (Янг, 2000). Такого рода примеры могут быть, как представляется, во множестве обнаружены и среди завсегдатаев Рунета. Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности. Едва ли эта односторонняя точка зрения безусловно справедлива: как отмечалось, о психологической зависимости можно в данном случае говорить лишь условно. Более сбалансированная точка зрения представлена в помещенных в данном сборнике статьях А.

Е.Войскунского и К.Мюррея. В монографии К.Сурратт утверждается, что в большинстве случаев общение посредством Интернета представляет собой просто-напросто обычное человеческое общение с поддержкой на уровне высоких технологий, и говорить о зависимости от Интернета было бы равнозначно утверждению, что люди зависят от общения между собой . последнее утверждение совершенно справедливо и не может считаться патологией (Surratt, 1999).

Психологические исследования Интернет-зависимости начались совсем недавно. Заметны разногласия в определении самого понятия Интернет-зависимости и отличии этого феномена от других человеческих увлечений. В настоящее время происходит активное накопление данных, изучение психологических и собственно клинических особенностей данного феномена, формулирование практических рекомендаций по терапии Интернет-аддиктов, а также выработка контрдоводов теми, кто не склонен признавать зависимость от Интернета явной патологией. Если Интернет-аддикцию понимать как крайность в сфере коммуникативных применений Интернета, то надо признать, что такого рода крайность способствует негативным личностным трансформациям.

Выводы ……..

В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности пользователей новых информационных технологий, и в частности Интернета.. Проблемы такого рода являются актуальными: они интенсивно обсуждаются в популярных изданиях; в последнее время появились профессиональные исследования. С позиций теории развития высших психических функций, развитой Л.С.Выготским и его последователями, постановка вопроса о глобальных преобразованиях личности под влиянием усложняющихся орудий деятельности представляется закономерным развитием ранее проведенных исследований, в которых анализировалось преобразование конкретных психических процессов и видов деятельности. Данное положение обосновано нами в ранее опубликованной статье (Бабаева, Войскунский, 1998); там же предложены и проанализированы некоторые психологические механизмы, обеспечивающие личностные трансформации (как-то: аналогия, реверсия, экзуция и др.).. ………

Немногочисленные и разрозненные исследовательские данные, имеющиеся в настоящее время, позволяют судить о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого информационными технологиями на личность. Приведенные примеры дают основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет и многочисленные сетевые услуги могут быть использованы и для .ухода. в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют, и в качестве своеобразной творческой лаборатории, позволяющей приобрести новый психологический опыт. Высказано допущение, согласно которому следует различать целенаправленные и спонтанные трансформации личности. В последнем случае личностные преобразования происходят спонтанно и неосознанно. В случае нередких в настоящее время попыток целенаправленного преобразования личности под влиянием применения Интернета и других разновидностей информационных технологий можно предполагать, что такие попытки характеризуются качествами произвольности и намеренности. По-видимому, с полным на то правом может быть поставлен вопрос об актуализации потребности в преобразовании собственной личности и об активности субъекта в попытках удовлетворения данной потребности. …….

Широко распространено убеждение о негативном воздействии информационных технологий на личностное развитие. Подобная точка зрения, как показано в статье, не имеет адекватного эмпирического обоснования. Тем самым сделана попытка последовательно провести мысль об амбивалентности последствий увлечения конкретными видами деятельности, опосредствованными применением Интернета. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета: познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Все они, как показано, могут действительно способствовать трансформациям личности, причем во множестве случаев . позитивным трансформациям, в иных случаях эти трансформации должны быть признаны амбивалентными, и лишь в определенных крайних ситуациях они способны привести к негативному преобразованию личности. В этом плане применение новых информационных технологий не отличаются от иных видов деятельности, в ходе осуществления которых также возможна определенная маргинализация личности. Следует сделать вывод, что перспективы личностного роста посредством. применения Интернета должны стать предметом основательных исследований психологов.

Литература

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. (1996). Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология. . 4, с. 14-20.

2. Артемьева Е.Ю. (1999) Основы психологии субъективной семантики. М.,- Наука, Смысл. с.267-272

3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1998). Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, Т. 19, . 1, с. 89-100.

4. Батурин Ю.М.(1987) Право и политика в компьютерном круге. – М..

5. Н.Б.Березанская, О.К.Тихомиров, Райков В.Л. (1975) // Психологические исследования творческой деятельности.

6. Букин Д., Букин М. (1997а) .Хакеры. О тех, кто делает это.// Рынок ценных бумаг, .23.

7. Букин Д., Букин М. (1997б) .Underground киберпространства.// Рынок ценных бумаг, .18.

8. Бэнкс М.(1998) Психи и маньяки в Интернете.- СПб.: Символ-плюс.-с.12-39.

9. Вейценбаум Дж. (1982). Возможности вычислительных машин: от суждений к вычислениям.-. М.: Радио и связь. – 368 с.

10. Визнер Дж.Б. (1976) Перспективы .информационной тирании.// Кибернетика сегодня: проблемы и суждения. Сборник.М., – Знание. С. 39-46.

11.Войскунский А.Е. (1997) Групповая игровая деятельность в Интернете// Психологический журнал, т. 20, . 1, с. 126-132.

12. Выготский Л.С. (1983) Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.3 – М.: Педагогика. – с.133-163.

13. Долныкова А.А., Чудова А.Н. (1997). Психологические особенности суперпрограммистов // Психологический журнал, т.18, .1

14. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. (1999) Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета (http://flogiston.df.ru/projects/articles/strategy.shtml)

15. Иванов Д.В. (1999). Критическая теория и виртуализация общества // Социс, . 1, с. 32-40.

16. Карсанова Е. (1999) Хакеры за справедливость // Московские новости .

8, 1999 ( HTTP: http://www.mn.ru/1999/08/32.html .(28 апреля 1999).

17. Коул М. (1997).Культурно-историческая психология.- М.: Когито-центр.

18. Лейбов Р. (1999). Братья наши хакеры. Gazeta.RU (электронное издание) .028, 033 (08.04.99, 15.04.

99). HTTP: http://www.gazeta.ru/nl/08-04-1999_hackers_Printed.htm ,. and: http://www.gazeta.ru/nl/15-04-1999_hackers2_Printed.htm ..(28 апреля 1999).

19. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. (1999). Моделирование и поддержка сообществ в Интернете (препринт). – М.: Институт психологии РАН. – с.44-50..

20. Маркоф Дж., Хефнер К.(1996). Хакеры.- Киев: Полиграфкнига.

21. Маслов О.Р., Пронина Е.Е.(1998) Психика и реальность: типология виртуальности.// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.-М.: Росс. Ассоц. Искусств. Интеллекта, с. 211-225.

22. Моисеенков И.(1996).. Оно// Компьютерра, .43.

23. Молчанов Б.М. (1993) Что такое хакер? // КомпьютерПресс, .8

24. Носик А. (1999). Ответный удар // Московские новости, .8, 1999. (HTTP: http://www.mn.ru/1999/08/32.html ..(28 апреля 1999).

25. Носов Н.А. (1995) Психологические виртуальные реальности.- М.: Институт человека РАН. – 195 с.

26. Розин В.М.(1997). Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека // Информационно-психологическая безопасность.- М.: Институт системного анализа РАН, с. 35-43.

27. Рэймонд Э.С. (1996). Новый словарь хакера. . М.: ЦентрКом.

28. Смыслова О.В.(1998). Психологические последствия применения информационных технологий: Дипломная работа/ МГУ, факультет психологии.

29. Столл К.(1996). Яйцо кукушки, или преследуя шпиона в компьютерном лабиринте.- М.

30. Субботский Е.В. (1998) Индивидуальное сознание как система реальностей // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева / Под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. – М.: Смысл, с. 125-160…

31. Тихомиров О.К. (1993). Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психологический журнал, .1

32. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. (1986). Психологический анализ трудовой деятельности, опосредствованной компьютерами// Психологический журнал, .5

33. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П.(1989) Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности// Психологический журнал, .2

34. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В.(1991). Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, . 3.

35. Форман Н., Вилсон П. (1998) Можно ли смоделировать реальность? Использование в психологии 3-х мерной среды, генерированной при помощи компьютера //Ментальная репрезентация: динамика и структура.- М.: Институт психологии РАН.

36. Хармон Э.(1996). Место действия – Санкт-Петербург // Пик технологии, сентябрь

37. Хейзинга Й. (1992). Homo ludens. . М.: Изд-во .Прогресс-Академия..

38. Чудов Г.С. (1998). MUD . современная форма виртуальной реальности // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. . М., с. 295-305.

39. Шапкин С.А. (1999). Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, том 20, .1, с. 86-102

40. Шмелев А.Г.(1988) Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка.- М.

41. Шнейдерман Б.(1992) Человеческие ценности и будущие технологии (Декларация ответственности) // Психологический журнал,. .3

42. Эльконин Д.Б. (1978). Психология игры. . М.: Педагогика.

43. Янг К.С. (2000). Диагноз . интернет-зависимость // Мир Internet, . 2, с. 24-29.

44. Barlow J.P. (1996) Cyberspace Independence Declaration/ URL: http://www.samizdat.com

45. Boodhoo, N. (1999). NATO gets spammed. Yugoslav users disrupt alliance  s Web site. URL: http://www.pcworld.com/pcwtoday/article/0,1510,10358,00.html .(23 April 1999).

46. Diederich, T. (1999). NATO Web site hit by Yugoslav hackers. URL: http://www.computerworld.com/home/news:nsf/all/9904014nato .(25 апреля 1999).

47. .Greenfield D.N. (1999). Virtual addiction: Help for netheads, cyberfreakes,. and those who love them. . Oakland: New Harbinger Publ.

48. Griffiths M. (1999). Internet addiction: does it really exist? // Gackenbach G. (ed.). Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications. . San Diego, CA: Academic Press, pp. 61-75.

49. Grohol J. (1995). Unprofessional practices: On .Internet addiction disorder.. [WWW Document]. URL http://psychcentral.com/new2.htm

50. Jordan T., Taylor P.A sociology of hackers. URL: http://www.softworld.am/inet98/2d/2d_1.htm. (октябрь 1999).

51. Meyer G.R.. The social organization of computer underground/ available at http://www.network.com/~silicon/void.html. б/г

52. Raimond E.S. .How to become a hacker. URL: http://earthspace.net/esr/faqs/hacker-howto.html б/ г

53. Sackman H. (1971) Mass Information Utilities and Social Excellence. . Princeton e.a.: Averbeech Publ.

54. Surgeon B. (1996).. Хакеры // Компьютерра,

55. Surratt C. (1999). Netaholics? The creation of a pathology. . Commack, NY: Nova Science Publ.

56. Turkle, Sh. (1984). The Second Self: Computers and the Human Spirit. N.Y.: Simon and Schuster.

57. Turkle Sh. (1995). Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. – N.Y.: A Touchstone Book.

58. Voiskounsky A. E., Babaeva J. D., Smyslova O. V. Attitudes. towards computer hacking in Russia // Cybercrime. Law Enforcement, Security and Surveillance in the Information Age, Thomas, D., Loader, B. D.:. Routledge (в печати).

59. Young K.S.. (1998). Caught in the Net: How to Recognize the Signs оf Internet Addiction – and a Winning Strategy for Recovery. NY e.a.: John Wiley & Sons.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий