ЧЕТВЁРТЫЙ ЗАКОН традиционной, но уходящей в прошлое Философии Борьбы — закон спирального развития. Веками умами людей владела идея круговорота в мироздании.
Согласно диалектического понимания, развитие – это “не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков”.“Тут, – пишет А.
Г.
Спиркин, – причудливым образом сочетается поступательное движение с движением по кругу. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройденным ступеням, когда в новой форме как бы повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Но это уже не простое возвращение к первоначальной форме, а качественно новый уровень развития. История представляет собой витки расширяющейся спирали – движение “вширь” и “вверх”. Каждый последующий цикл развития не повторяет старого, а представляет собой новый, более высокий уровень”.
Объективными критериями такого развития считались совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы, а также нарастание темпов развития.
Но представляет ли собой процесс развития только расширяющуюся спираль и только с нарастанием темпов развития?Тот момент, что всё в мире развивается по спирали не вызывает сомнения. Важно лишь уточнить форму этой спирали, а исходя из этого и суть самого процесса развития.
Развитие всего в Природе идёт, на самом деле, не просто по расширяющейся спирали, гладко и ровно, не только с нарастанием темпов развития, а спирально-циклически и спирально-импульсно, пульсируя, со спадами и подъёмами, процессуально и скачкообразно. Это более точная картина процесса развития.
Вселенная не просто расширяется, как считали раньше многие учёные, а периодически расширяется-сжимается.
Это утверждение соответствует новейшей теории Пола Стейнхарда и Нила Турока о циклической Вселенной. Свою теорию они представили буквально весной 2002 года (журнал “Эксперт”, 13.05.02 (325), статья “Хватит надувать мироздание”). Согласно этой теории, история Вселенной состоит из бесконечного числа циклических повторов – периоды её расширения сменяются на периоды сжатия. Поэтому “никакого “начала начал” у Вселенной не было: Большой взрыв вовсе не был точкой отсчёта (как это принято считать многими), пространство и время существуют вечно”. Следовательно, до Большого взрыва (после которого пошло расширение Вселенной) Вселенная сжималась. Продолжительность каждой такой фазы – от “большого взрыва” до “большого хлопка” (коллапса) и обратно – составляет несколько триллионов (а возможно, и десятки триллионов) лет.
Дополнением такого взгляда являются сведения, приведённые в книге Я.
Мольчака, В.
Удалова, В.
Зубовича “Глобальні катастрофи: Вчора, Сьогодні, Завтра” (Луцьк, 1998), где учтено существование кроме нашей Вселенной Мегагалактики и других Мегагалактик с противоположными свойствами; учтено и взаимодействие между ними по законам Единства“ всего со всем”, спиральности и цикличности.
Обобщая сказанное, четвёртым законом Философии Единства назовём закон Спирально-Импульсного, Цикличного Развития, несколько уточнив прежнюю формулировку.
Расширяющуюся-сжимающуюся спираль можно представить в виде “солитона” (в переводе с анг. означает “уединённая волна”).
Это понятие взято из физики. Впервые было введено в обиход примерно 160 лет назад Джоном Скоттом Расселом. Тогда оно не получило широкого распространения, но на сегодняшний день в среде учёных оно очень быстрыми темпами завоёвывает свои позиции.
Солитон – это волна, способная транслировать динамически уравновешенные состояния жидкости на многие сотни километров практически без энергетических потерь.
Волна эта необычная. Она имеет свойства луча и может отражаться от препятствий с сохранением информации о них. В последнее время учёные выяснили, что нервные импульсы в человеческом организме являются солитонами.
Учёные считают, что “первичными при оплодотворении яйца (программой, которая реализует развитие клеток) являются солитоно-голографические, или спинарно-торсионные потоки живого вещества”.
Элементарные частицы – солитоны.
Наши слова и наши мысли – это тоже солитоны.
Результаты научных исследований, полученные в разных областях знаний, дают достаточно оснований считать организм человека солитоном более высокого уровня динамической сбалансированности, чем незатухающая волна в жидкости, так как он способен не просто отражать в себе и транслировать передаваемое состояние, а ещё более его уравновешивать и стабилизировать, равно как и развивать.
Человек является природным средством трансляции культуры из прошлого в будущее через осознание и понимание настоящего. Слово есть средство передачи культуры в виде состояния организма от одного человека к другому. Слова — это, по сути, отражённые в сознании состояния человеческого организма. Разговаривая друг с другом, мы фактически обмениваемся более или менее осознанными состояниями своего организма. Организм человека, таким образом, является, по сути, транслятором (солитоном) пережитых человеком состояний из прошлого в будущее или от человека к человеку.
Накапливая позитивные (универсальные) и негативные знания, человек способен использовать опыт прошлых поколений для самостабилизации, что делает его всё более и более устойчивым и неуязвимым.
Процесс накопления позитивных знаний имеет критическую точку, после которой сумма приобретённых универсальных знаний и опыта становится достаточной для активизации в организме человека процесса качественного изменения его способностей анализировать информацию и синтезировать новые знания, минуя стадию практического опыта.
Качественное изменение способностей синтезировать новые знания из старых ускоряет процесс выработки оптимальных решений в разных жизненных ситуациях и делает положение человека в обществе ещё более стабильным и значительным.
Человек, качественно изменивший свои способности синтезировать новые знания, становится солитоном более высокого порядка, т.е. интенсивно саморазвивающимся регионом.
В человеческом обществе, как и в живом организме, после накопления достаточного количества знаний тоже может быть активизирован процесс качественного изменения коллективных способностей анализировать информацию о результатах своей деятельности и синтезировать новые знания о наиболее приемлемых путях её развития. Коллектив, способный синтезировать новые знания, также становится солитоном более высокого порядка, т.е. интенсивно саморазвивающимся регионом.
Границы общественного региона определяются уровнем развития его системы отношений. Чем выше уровень рациональности системы общественных отношений региона, тем дальше ему выгодно транслировать свою культуру взамен на продукты и ресурсы.
Обычно регионом называют территорию какого-нибудь района земли. Но это не противоречит настоящему подходу, а дополняет его, так как эта территория обычно заселена людьми, которых можно представить в виде саморазвивающегося организма – солитона, стремящегося стать регионом.
Давайте возьмём срез солитона и наложим на него известный срез истории – общественно-экономические формации от первобытнообщинного строя до коммунистического (кто бы что ни говорил, а это высший этап развития человеческого общества) и рассмотрим их с точки зрения развития эффективности мыследеятельности человечества, с точки зрения развития сознания.
Каждому уровню общественно-экономической формации соответствует свой уровень сознания и общего развития. Это можно проследить как в историческом плане развития (в вертикальном разрезе), так и в сиюминутном плане (горизонтальном, поперечном разрезе). То есть, если взять сегодняшний день как срез солитона, то можно чётко увидеть присутствие всех уровней сознания или мышления: от первобытнообщинного по духу, до коммунистического по духу.
Исходя из общественно-исторических формаций, можно говорить о первобытнообщинном уровне сознания, рабовладельческом, феодальном, монархическом, капиталистическом, социалистическом и коммунистическом уровнях сознания.
На первобытнообщинном уровне сознания доминирует развитие физиологической сферы жизнедеятельности человека. Человек на этом уровне приобретает “мудрое тело”, которое и помогает в борьбе за физическое выживание и одновременно закаляется в ней. На этом уровне сознания нормально убить человека – члена соседнего племени, например, врага – и ты будешь героем; чем больше скальпов ты снял – тем больший ты герой. Кровавые жертвоприношения – норма. Дух борьбы, дух воина развивается.
Затем кто-то понял, что эффективнее врага не убивать, а использовать как рабочую силу. На рабовладельческом уровне уже сохраняют жизнь пленному человеку, но она полностью принадлежит другому. Труд раба на все 100% принадлежит рабовладельцу. Осуществляется переход к сельскохозяйственному укладу жизни. Проявляется резкое расслоение общества на рабов и рабовладельцев, между которыми идёт жесткая борьба.
На этом уровне доминирует развитие эмоционально-чувственной сферы. Человек накапливает знания в области чувств через борьбу.
Осознание неэффективности рабского труда послужило базой для перехода на другой, ещё более высокий уровень развития сознания – феодальный. На этом уровне доминанта связана с деятельностью мозга. Идёт развитие мыслительных, интеллектуальных способностей, что ведёт к активному развитию наук и познанию внешнего мира.
На феодальном уровне мышления человек осознал пользу собственности. Кто-то первым понял, что на себя любой человек работает намного лучше и эффективнее, и, забирая десятину вместо ста процентов (как при рабстве), можно получать гораздо больше. То есть, отнимая меньше, можно получать больше. Чтобы получать – нужно давать. Заметьте, это было понятно передовым людям ещё на феодальном уровне. Древние римляне тоже это понимали, именно там десятина была введена. Проанализируйте сегодняшнюю налоговую систему разных стран и сделайте вывод, на каком уровне сознания находятся те, кто пишут и издают сегодняшние законы. Проанализируйте мышление своих близких и знакомых.
Затем феодальная раздробленность привела к необходимости объединения на монархическом уровне. Нужна была сильная централизованная власть, способная сплотить вокруг себя отдельные княжества. Что касается Руси, то вспомните “Слово о Полку Игоревом”, призывы к единству. В первую очередь это единство нужно было для борьбы с внешним врагом – татаро-монгольским игом. В данном случае внешний враг сыграл роль стимулятора, заставившего объединиться разрозненных князей с их дружинами. То есть в историческом плане внешний враг сыграл огромную положительную роль в том смысле, что показал силу единства, заставил пока объединиться изнутри русcкий народ. Не зря в народе говорится: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”.
Заметьте, на монархическом уровне нужно было объединить физические усилия многих людей, то есть опять доминирует физиология, как при первобытнообщинном строе, но уже не индивидуальная, а коллективная. А на индивидуальном уровне физиология, чувства и интеллектуальная деятельность приходят в равновесие. Для перехода к монархии нужны были физиологические технологии.
На капиталистическом уровне объединяют капиталы, и происходит кардинальный переход: от сельскохозяйственного уклада жизни к производственному; происходит резкая смена всяческих устоев жизни, устанавливавшихся веками.
На социалистическом уровне должны научиться соединять знания и умения (со-ци-ум – соединённая мера ума).
В первую очередь на этом уровне должны научиться определять соотношение вклад/оклад в соответствии с уровнем развития способностей. Нужно научиться приводить к единому знаменателю разные представления о вкладе и окладе. (Именно соотношение вклад/оклад характеризует понятие социальной справедливости.) Только тогда можно будет говорить о формировании социализма как социума другого, более высокого уровня организованности, с учётом социальной справедливости.
На коммунистическом уровне научатся соединять мысли и чувства, использовать мыследействие, мыслекоммуникацию и психическую энергию (энергию чувств), осознав их материальность и действенность. Необходимы будут технологии “включения” коллективного мышления. Это качественно другой уровень коммуникаций, основанный на взаимопонимании друг друга с использованием единой платформы понятий и чувств другого уровня (с доминирующим чувством Любви). Махатмы Индии говорят: “Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением её”.
Для перехода на капиталистический уровень и накопления капиталов нужны были материальные технологии. Для развития материальных технологий нужно было развитие науки. Для развития науки нужна была письменность и книгопечатание. А в самом начале “было слово”. Хотя ещё раньше был звук. А звук был проявлением чувств.
Вслед за материальными технологиями для перехода к другому уровню социальных отношений нужны социальные технологии.
Для перехода на коммунистический уровень нужны интеллектуальные технологии, изменяющие уровень коммуникаций между людьми. Согласно представлений Н.
М.
Амосова, интеллект – это “модели и критерии”. Моделью развития является солитон, а критерием служит потребность человека или человечества в чём-то. Критерий – это измеримое качество субъекта.
Наличие моделей и критериев, поданных в определённой интеллектуальной технологии, позволяет максимально быстро находить взаимопонимание между людьми разных уровней развития и налаживать высокий уровень коммуникаций. Без наличия единой платформы понятий построить коммунистическое общество невозможно.
Дальше, очевидно, нужны энергетические технологии для перехода на следующий, более тонкий уровень, но уже с другой нравственностью и моралью, другой духовностью. До этого нужно дорасти.
Когда говорят о коммунизме или социализме как уровнях развития в прошедшем времени и в отрицательном духе, то хочется сказать, что этих уровней ещё не было, мы до них ещё не доросли, а лишь начинаем дорастать. А революция, которую совершил Ленин, была несвоевременна. Идеи светлые, однако для их исполнения избраны неправильный путь и время. Образно говоря, низкому “красному” уровню сознания хотели привить высокие идеи “фиолетовой зоны”. “Шариковых” с их “собачьими сердцами” хотели сделать людьми. А это противоестественно и чревато многими негативными последствиями и страданиями. Нельзя нарушать природные законы и процессы. Покорить природу – это значит познать её и идти в ногу с ней, а не наоборот. Не случайно говорится: “Всему своё время”. К.
Маркс правильно говорил, что мало, чтобы мысль тянулась к народу; нужно ещё дождаться, когда народ потянется к мысли. Этот процесс обоюдный, двухсторонний.
Так на солитон мы наложили иерархию человеческого сознания.
О своеобразной иерархии сознания говорил также Гурджиев. Его идеи прекрасно изложил П.
Д.
Успенский в книге “В поисках чудесного”.
Он писал: “…вместо слова “человек” употребляются семь слов, а именно: человек номер один, человек номер два, человек номер три, человек номер четыре, человек номер пять, человек номер шесть и человек номер семь. С этими семью понятиями люди, говоря о человеке, уже смогут понимать друг друга”.“Человек номер семь – это такой человек, который достиг полного развития, возможного для человека, который обладает всем, чем может обладать человек, то есть волей, сознанием, постоянным и неизменным Я, индивидуальностью, бессмертием, а также многими иными свойствами, которые мы в своей слепоте и в своём невежестве приписываем себе. Лишь тогда, когда мы до известной степени понимаем человека номер семь и его свойства, мы можем понять и те постепенные переходы, которыми к нему приближаемся, то есть понимаем процесс возможного для нас развития”.“Человек номер шесть стоит очень близко к человеку номер семь. Его отличает от человека номер семь только то обстоятельство, что некоторые из его качеств ещё не стали постоянными”.“Человек номер пять также является недостижимым для нас стандартом, так как это человек, достигший единства”.“Человек номер пять уже достиг кристаллизации; он не может измениться так, как изменяется человек номер один, номер два или три. Но нужно отметить, что человек номер пять может появиться в результате как правильной, так и неправильной работы. Он может стать номером пятым из номера четвёртого; но он может стать номером пятым, не побывав номером четвёртым. В этом случае он не способен развиваться далее, стать номером шестым и седьмым. Чтобы сделаться номером шестым, он должен вновь расплавить свою выкристаллизовавшуюся сущность, намеренно утратить своё бытие в качестве человека номер пять. Этого можно достичь только путём ужасных страданий”.“Человек номер четыре – это промежуточная стадия”.“Человек номер четыре не рождается готовым. Он рождён как номер один, два или три и становится номером четыре только в результате определённого рода усилий. Человек номер четыре – это всегда продукт школьной работы. Он не может ни родиться, ни развиться случайно, в результате ординарных влияний, воспитания, образования и тому подобного; человек номер четыре уже стоит на уровне, отличном от уровня номер один, два и три; он имеет постоянный центр тяжести, состоящий из его идей, его оценки работы, его отношения к школе. Вдобавок его психические центры уже начали приходить в равновесие; в нём один из центров не может иметь такого преобладания над другими, как это бывает у людей первых трёх категорий. Он уже начинает познавать себя, начинает понимать, куда идёт”.“Человек номер один, два и три – это люди, образующие механическое человечество и пребывающие на том же уровне, на каком родились”.“Человек номер один – это человек, у которого центр тяжести психической жизни лежит в двигательном центре. Это человек физического тела, у которого двигательная и инстинктивная функции имеют перевес над эмоциональной и мыслительной функциями”.“Человек номер два – это человек на том же уровне развития, но его эмоциональный центр совпадает с центром тяжести психической жизни. Это человек, у которого эмоциональная функция имеет перевес над всеми прочими, человек чувств, эмоций”.“Человек номер три означает человека на том же уровне развития; но унего центр тяжести психической жизни лежит в интеллектуальном центре, то есть мыслительная функция получает преобладание над двигательной, инстинктивной и эмоциональной функциями; это человек рассудка, который ко всему подходит с точки зрения теорий и умственных соображений”.“Каждый человек рождается как человек номер один, номер два или номер три”.“Деление человека на семь категорий, или семь номеров, объясняет тысячи явлений, которые иначе понять невозможно. Это деление даёт верное понятие об относительности в приложении к человеку. Вещи могут быть одними или другими в зависимости от рода того человека, с точки зрения которого они воспринимаются или по отношению к которому они берутся”.“В соответствии с этим все внутренние и внешние проявления человека, всё, что принадлежит человеку, всё, что им создано, также делится на семь категорий”.“Теперь можно сказать, что существует знание номер один, основанное на подражании или инстинктах, заученное, втиснутое в человека, сообщённое ему долгими упражнениями. Человек номер один, если он таков в полном смысле слова, заучивает всё наподобие попугая или обезьяны”.“Знание человека номер два – это просто знание того, что ему нравится; а того, что ему не нравится, он не знает. Всегда и во всём он желает чего-то приятного. Если же это больной человек, он будет, напротив, знать только то, что ему неприятно, что его отталкивает, пробуждает в нём страх, ужас, отвращение”.“Знание человека номер три – это знание, основанное на субъективно-логическом мышлении, на словах, на буквальном понимании. Это знание книжного червя и схоласта. Человек номер три, например, подсчитал, сколько раз каждая буква арабского алфавита повторяется в Коране Мухаммада, и обосновал на этом целую систему толкования Корана”.“Знание человека номер четыре представляет собой род знания, весьма отличный от предыдущих. Это знание, исходящее от человека номер пять, который в свою очередь получает его от человека номер шесть; а к тому оно поступает от человека номер семь. Но, конечно, человек номер четыре усваивает из этого знания только то, что он может усвоить сообразно своим силам. По сравнению с человеком номер один, два и три человек номер четыре начал уже освобождаться от субъективных элементов в своём знании, начал движение по пути к объективному знанию”.“Знание человека номер пять – это целостное, неделимое знание. Он имеет одно неделимое Я, и всё его знание принадлежит этому Я. Он не может иметь одно “я”, которое будет желать чего-то такого, что неизвестно другому “я”. То что он знает, знает всё его существо в целом. Его знание ближе к объективному знанию, чем знание человека номер четыре”.“Знание человека номер шесть – это полное знание, какое только возможно для человека; но его ещё можно утратить.
Знание человека номер семь – это его собственное знание, которое невозможно от него отобрать; это объективное и целиком практическое знание Всего”.“Совершенно так же обстоит дело и с бытием. Есть бытие человека номер один, который живёт инстинктами и ощущениями; есть бытие человека номер два, так сказать, бытие сентиментального, эмоционального человека; есть бытие человека номер три, бытие рационалиста, человека теоретического ума, и так далее. Совершенно ясно, почему знание не должно быть далёким от бытия. Человек номер один, два или три – и причиной тому его бытие – не воспринимает знание человека номер четыре, пять и выше. И что бы вы ему ни дали, он станет объяснять это на свой лад, принижая любую идею до того уровня, на котором находится сам”.“Тот же порядок деления на семь категорий следует применять ко всему, что относится к человеку. Есть искусство номер один, то есть искусство человека номер один, подражательное и копирующее, грубо примитивное и чувственное, такое как музыка и пляски первобытных народов, лубочная живопись. Есть искусство номер два – сентиментальное искусство; есть искусство номер три, интеллектуальное и надуманное; должны существовать также искусство номер четыре, пять и так далее”.“В таком же соответствии стоят друг к другу разные виды религий. Существует религия человека номер один, то есть религия обрядов, внешних форм, жертвоприношений и церемоний, обладающих внешним великолепием и блеском или, наоборот, мрачным, жестоким и диким характером и т.п. Есть религия человека номер два: религия веры, любви, обожания, импульса, энтузиазма, которая очень скоро превращается в религию преследований, угнетения, истребления “еретиков” и “язычников”. Есть религия человека номер три – интеллектуальная, теоретическая религия, религия доказательств и доводов, основанных на логических выкладках, соображениях и толкованиях. Религии номер один, два и три – это единственные религии, которые мы знаем; все известные религии и секты принадлежат к одной из этих трёх категорий. Что такое религия человека номер четыре или человека номер пять, мы не знаем – и не сможем узнать, пока остаёмся в своём нынешнем состоянии”.