Философия Единства (Философия Любви)

Из второго закона логично выплывает ТРЕТИЙ ЗАКОН Философии Борьбы — закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений. Этот закон также требует уточнения (разновидности дополнения). В процессе развития человеческой мысли долгое время чередовались две противоречивые концепции соотношения количества и качества:“1) основу всех явлений действительности составляют количественные отношения, а их внешние выражения – качественные различия и изменения – имеют второстепенное значение;2) основу всех явлений действительности составляют их качественные характеристики, а их количественные характеристики играют второстепенную роль”.

В античном обществе, например, существовали обе эти концепции: пифагорейцы, Платон, Демокрит и их последователи придерживались первой; Аристотель – второй. В средние века восторжествовала вторая концепция – “качества”. Научная революция XVI – XVII вв. благоприятствовала торжеству опять-таки первой концепции. Философская мысль конца XVIII в. и особенно начала XIX в., анализируя современные ей научные достижения, выступала против взгляда, сводящего все качественные различия и изменения к количественным.“Гегель показал несостоятельность, односторонность абсолютизации качественной или количественной определённостей явлений, поскольку та и другая суть взаимообусловленные, неотделимые друг от друга противоположности. Он открыл диалектический закон: непрерывные количественные изменения, достигая определённого предела, именуемого мерой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого существовавший до того объект исчезает и возникает новый, ранее не существовавший, а на смену прежнему качеству приходит новое; это качественное изменение порождает изменение прежних количественных параметров и изменений”.“Диалектическому закону, устанавливающему, что количественные изменения приводят к скачкообразному качественному изменению только по достижении меры, подчиняется и развитие человеческой мысли” и развитие человеческого общества.

Ф.

Энгельс в “Диалектике природы” пишет, что “качественные изменения – точно определённым для каждого отдельного случая способом – могут происходить лишь путём количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)”.

Например, “если мы представим себе, что любое неживое тело делят на всё меньшие частицы, то сперва не наступит никакого качественного изменения. Но это деление имеет свой предел: когда нам удаётся, как в случае испарения, получить в свободном состоянии отдельные молекулы, то хотя мы и можем в большинстве случаев продолжать и дальше делить эти последние, но лишь при полном изменении качества. Молекула распадётся на свои отдельные атомы, у которых совершенно иные свойства, чем у неё. Если мы имеем дело с молекулами, состоящими из различных химических элементов, то вместо сложной молекулы появляются атомы или молекулы самих этих элементов; если же речь идёт о молекулах элементов, то появляются свободные атомы, обнаруживающие совершенно отличные по качеству действия: свободные атомы образующегося кислорода играючи производят то, чего никогда не сделают связанные в молекулы атомы атмосферного кислорода”.“Но уже и молекула качественно отлична от той массы физического тела, к которой она принадлежит. Она может совершать движения независимо от этой массы и в то время как эта масса кажется находящейся в покое; молекула может, например, совершать тепловые колебания; она может благодаря изменению положения и связи с соседними молекулами перевести тело в другое аллотропическое или агрегатное состояние и т.д.”.“Таким образом, – пишет далее Энгельс – мы видим, что чисто количественная операция деления имеет границу, где она переходит в качественное различие: масса состоит из одних молекул, но она представляет собой нечто по существу отличное от молекулы, как и последняя в свою очередь есть нечто отличное от атома. На этом-то отличии и основывается обособление механики как науки о небесных и земных массах от физики как механики молекул и от химии как физики атомов”.

На этих примерах хорошо просматривается и закон эмержентности систем – несводимости свойств целого к свойствам его частей.

Как видим, прежний диалектический материализм ценен тем, что он обратил внимание на единство и взаимосвязь количественных и качественных характеристик. И очень важный акцент сделал на понятиях “мера” и “скачок”.

Здесь всё верно, мы лишь несколько уточним понятия “мера” и “скачок”, добавив к ним соответственно понятия “достаточность” и “доминанта”.“Мера выступает как “третий член”, связующий качество и количество в единое целое”.“Мера, – пишет А.

Г.

Спиркин, – это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики”, а то и существенные характеристики меняет на кардинально отличные, противоположные.

Но тут же А.

Г.

Спиркин пишет: “Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения.

С нашей точки зрения, этот процесс не противоречив, а закономерен. Он есть именно единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия… как процесс трансформации одного вещества, существа или состояния в другое.

С позиции частичного подхода, количество и качество видятся действительно как противоречивые противоположности и процесс становления нового идёт путём отрицания старого со множеством потерь и регрессивным направлением.

С позиции целостно-системного подхода, отрицания нет, противоречий нет, есть процесс прогрессивного развития, состоящий из циклических этапов скачкообразного перехода одного состояния в другое, смены одного качества другим за счёт достижения определённой количественной меры – достаточного количества чего-то в чём-то. Тогда логичнее (с философских позиций) говорить не о конечности всего в мире, а о бесконечной цикличности развития всего в мире.

Так, говоря о мере, удобно ввести понятие достаточности: всего в жизни должно быть в меру – то есть в достаточном количестве. В меру нужно кушать, в меру нужно пить, в меру давать физические или интеллектуальные нагрузки и т.д. При этом, конечно, у каждого или во всём есть своя мера, достаточная для получения нужного результата. При нарушении закона меры (достаточности), возникают различные проблемы: то ли со здоровьем, то ли “крыша едет” от чрезмерных умственных нагрузок, или, как ещё говорят, “мозги могут свариться”. Ожирение и пьянство – следствие нарушения закона меры. Все болезни организма возникают либо из-за избытка в нём чего-то, либо из-за недостатка, как говорили великие врачеватели прошлого. Витаминов также в организме может быть недостаток, а может быть избыток, и это повлечёт за собой нарушение определённых функций.

Человек больше привык к мысли, что ему чего-то не хватает. И мало кто задумывается над тем, что у него может быть избыток чего-то.

В плане материального достатка то же самое. Все стремятся иметь больше и больше, забывая о достаточности. Важно не просто иметь много чего-то, а очень важно иметь достаточно того, что вам нужно, не зацикливаясь на чём-то одном. Большая часть населения на сегодня, к сожалению, зациклена лишь на материальном достатке, забывая о других сторонах Действительности. О материальном нельзя забывать, оно нам необходимо, покуда мы существуем в плотном физическом теле, но на нём не надо зацикливаться. Его должно быть д о с т а т о ч н о. Поэтому задача государства создавать такие законы, и тем самым условия, при которых человек мог бы развиваться достаточно гармонично и мог бы достаточно много зарабатывать. Здоровы граждане государства – здорово и само государство, состоящее из этих же граждан. Чем больше человек сам себя в состоянии обеспечить и удовлетворить, тем меньше на себя обязанностей придётся брать государству.

Понятия “меры” и “достаточности” присутствуют всегда и везде.

Человеку нужны разные чувства, но в определённой мере: и чувство страха, и скромности, и гордости, любви и ненависти и т.д. Но чрезмерная гордость – это уже гордыня. Всё, что чрезмерно – плохо. Чрезмерный страх, чрезмерная скромность, чрезмерная сомнительность, чрезмерная самоуверенность и т.д. Но человек без чувства страха – всё равно, что машина без тормозов. Со-мнение – соединённое мнение. Не сомневающийся человек – это человек, не способный прислушаться к мнению другого человека. Но всё время слушать чужое мнение и не иметь своего – тоже плохо. Чересчур самоуверенный человек также вызывает негативные эмоции. Слепо верующий человек – фанатик. Сколько фанатиков тупо совершает террористических актов или кончает жизнь самоубийством во имя какой-то, на их взгляд, высокой идеи! Нужно совместить веру с сомнением: где-то засомневаться, а где-то уверенно идти вперёд. И так во всём. Нужно соотносить противоположности в меру “золотой середины”. Чрезмерно – это когда слишком много чего-то, но ведь может быть и слишком мало чего-то. Это другая крайность. Слишком мало смелости, слишком мало доброты и т.д. Крайности есть не только в чувствах.

Крайности есть в предметном мире и в духовном мире. Крайности есть в физиологической и интеллектуальной сферах, в материальной и социальной сферах.

Крайности всегда чреваты последствиями. К.

Поппер показал, что такие тоталитарные идеологии, как “коммунизм” (тот строй, который был в Советском Союзе назван коммунизмом, а не реальный коммунизм, до которого ещё предстоит дорасти) и фашизм, имеют по крайней мере один общий элемент: они претендуют на знание конечной истины. Поскольку же конечная истина есть за пределами постижения человечества, такие идеологии должны приходить к насилию, чтобы навязать определённые взгляды. Поппер противопоставил этим тоталитарным идеологиям другой взгляд на общество, который признаёт, что никто не имеет монополии на истину; разные люди имеют разные взгляды и разные интересы, и поэтому существует потребность в институциях, которые обеспечивали бы всем этим людям возможность мирно жить вместе. Эти институции защищали бы права граждан и гарантировали бы свободу выбора и свободу высказывания. Поппер назвал эту форму социального устройства “открытым обществом”.

То есть “тот коммунизм” и фашизм являются крайностями, социальными крайностями, а истина всегда находится ближе к середине.

Состояние, близкое к середине, всегда комфортнее, приятнее, спокойнее. Фактически, это равнодушное (от “ровность души”) состояние. При этом не нужно путать равнодушие с безразличием.

Кстати, тот действительный коммунизм, до которого ещё предстоит дорасти, во многом соответствует понятию “открытое общество”, но с применением Философии Единства.

Как видите, мера – универсальное понятие. Понятие меры подразумевает критическое состояние, при котором количества чего-то в чём-то достаточно для перехода в другое качество. Достаточным может быть и количество и качество.

Чтобы стать хорошим специалистом в чём-то, нужно получить достаточное количество определённых знаний и достаточно хорошего качества. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно достаточное количество необходимых для этого веществ: солнечной энергии, влаги, микроэлементов в почве и т.д. Качество этих веществ и качество посевного материала также должно быть достаточно высоким. И количество и качество одинаково влияют на конечный результат. Чтобы родить здорового ребёнка, также нужно и достаточное количество, и достаточно хорошее качество необходимых веществ, и т.д. Чем лучше качество вещества, тем меньшее количество его требуется.

Чтобы человек осознал что-то, необходимо либо несколько раз ему это повторить (достаточное количество раз для этого человека и в этот момент времени), либо качественно объяснить с первого раза (то есть с учётом его уровня развития и сиюминутного состояния). При достаточности знаний осознание происходит скачкообразно, молниеносно, мгновенно, в виде озарения, прозрения, инсайта.

Говоря о скачке в развитии, как правило, недостаточно учитывали закон доминанты.

Трансформация одной материи и энергии в другую материю и энергию происходит путём скачка (быстрого превращения) количества в качество при определённой доминанте тех элементов, которые больше соответствуют цели или потребности.

На этот момент в своё время обращал внимание Аристотель. Он говорил о том, что природа предмета зависит от того, чего в нём больше (это и есть смысл доминанты).

Именно закон доминанты лежит в основе “скачка”, как отмечает также академик В.

Л.

Удалов.

Закон доминанты проявляется всегда и везде, то есть носит всеобщий характер. У каждого человека есть своя доминирующая черта характера, доминирующая способность или предрасположенность к чему-либо. У каждого есть свой доминирующий знак Зодиака (под которым он родился), своё растение (цветок или дерево), своё животное (в год которого он родился) и т.д. Каждый выбирает своего супруга или суженую по какой-то индивидуальной, не всегда осознанной доминанте.

В институтах/университетах студентам начитывают разные предметы, но чтобы выпустить специалистов-математиков, например, дают чуть большее количество лекций/семинаров по математическим наукам. Чтобы выпустить специалистов-филологов, больше начитывают предметов филологического направления и т.д. То есть по доминирующему предмету дают большее количество часов.

Любое лекарственное растение имеет целый спектр целебных свойств, но одно из свойств является главным, доминирующим (ромашка, например, по доминанте своей является противовоспалительной; хвощ – мочегонным; бессмертник – желчегонным; валериана – успокоительным средством и т.д.). Из нескольких лекарственных средств одного рода действия какое-то одно является самым сильным, т.е доминирующим среди подобных (например, желчегонными являются многие растения: и бессмертник, и листья берёзы, и кориандр и др.; но бессмертник является самым сильным из них, т.е. доминирующим в этом ряду; успокоительным средством являются и валериана и липа, и багульник, но валериана – доминирует над ними).

Ряд примеров можно продолжать до бесконечности из разных сфер человеческой деятельности. Математическое “золотое сечение”, кстати, тоже отображает закон доминанты.

Тогда логичнее говорить о доминанте определённого качества на определённом этапе развития или в определённой ситуации.

Следовательно, третий закон можно сформулировать так: закон взаимоперехода количества и качества посредством достаточности и доминанты, так как для получения необходимого результата нужно достаточное количество определённого вещества или знания при доминанте того, которое больше соответствует цели или потребности, и это вещество или знания должны быть определённого качества.

То есть нужно и количество и качество, но и то и другое нужны в соответствии с законом достаточности и доминанты.

Доминанта больше связана с качеством; достаточность больше связана с количеством. Необходимый результат получается при достаточности определённого количества и доминанте определённого качества.

На одном этапе развития доминирует одно качество, на другом – другое. Всё остальное описывает каким путём идёт смена одного качества – другим: путём количественного дополнения до критического состояния, дающего скачкообразно новое качество.

На одном этапе развития доминирует Философия Борьбы (как определённое качество мышления), на другом – Философия Единства (как высшее качество мышления). На одном – доминирует отрицание, на другом – взаимодополнение и взаимопонимание. На одном этапе развития материя, бытие превалирует над сознанием, на другом – сознание над материей, бытием. Хотя и материя, и сознание всегда едины. Любая материя своеобразно сознательна (уровень сознания везде разный); сознание – всегда материально (уровень или плотность материи также везде различны).

Так в Философии Единства решается основной вопрос философии о том, что первично, что вторично: материя или сознание. Именно закон доминанты помогает его решить: на определённом этапе развития первична материя; на другом – сознание. Здесь “зашит” качественно другой подход или взгляд на мир. Именно от качества мышления зависит наше мировоззрение. Либо мы видим противоречивые противоположности; либо мы видим две составные и взаимодействующие части одного целого. На разных этапах развития и в разных состояниях мы по-разному смотрим на мир. Всё имеет место быть, но в одной ситуации первично нечто одно, в другой – другое. Жизнь – это процесс, движение, развитие и всё нужно воспринимать с этих позиций. Правда, с учётом всеобщего закона Доминанты логичнее ставить вопрос не о том, что первично, а о том, что доминирует на определённом этапе развития. Хотя в Абсолюте всё едино.

На одном этапе количество доминирует над качеством; на другом – качество над количеством. (Правда, здесь опять-таки нужно учесть закон меры. Идеальная доминанта выражается понятием “золотая середина”.

Вот несколько примеров для более образного восприятия третьего закона философии.

Например, если в средние века нужно было много орудий и большое (количественно) войско, то на сегодняшний день достаточно одного идиота с красной кнопкой: и может не быть ни победителей, ни побеждённых. Развитие идёт от доминанты количественной к доминанте качественной.

Возьмём пример из природной жизни: чем мельче животное, или рыбёшка, тем большее количество их рождается и тем короче период их созревания, когда они начинают сами производить потомство. Тут действует закон выживания и сохранения вида: ведь нужно учитывать тот факт, что они служат пищей для более крупных видов. Чем крупнее вид, тем меньше детёнышей рождается, но более длительным оказывается период их вскармливания и воспитания.

Примерно то же можно проследить и в социуме: чем более развита страна, тем ниже там рождаемость, но качество жизни и образованности выше; чем ниже уровень развития страны, тем выше рождаемость, но и смертность выше, а уровень жизни и образованности ниже. Это связано ещё и с тем, что в высокоразвитых странах нужно меньшее количество грубой рабочей силы, а в малоразвитых – наоборот.

То есть по мере нашего развития количество интересует нас всё меньше, а качество всё больше. Да и само качество при переходе с уровня на уровень развития меняется. Меняется доминанта.

Говоря другими словами, в природе есть иерархия качественно отличных друг от друга уровней развития сознания: от более низкого, до более высокого. Переход с одного уровня развития сознания на другой осуществляется путём накопления достаточного количества энергии, знаний, умений, опыта или других каких-то необходимых качеств, что приводит к определённому скачку в сознании, то есть в данном случае озарению, прозрению, инсайту. Для того, чтобы озарение произошло, необходим подготовительный, накопительный период. Качество включает в себя количество. Без необходимого и достаточного количества чего-то в чём-то и без определённой доминанты не бывает перехода от одного качества к другому. Поэтому КАЧЕСТВО – АБСОЛЮТНО, КОЛИЧЕСТВО – ОТНОСИТЕЛЬНО, по аналогии с первым и вторым законами. Как говорят Махатмы Индии: “Не предмет нашей мысли имеет наиболее важное значение, но качество нашего мышления”. Исходя из этого, можно было бы сформулировать третий закон так: “закон доминирующего Качества при достаточности Количества”. Но по аналогии с двумя первыми законами оставим просто закон КАЧЕСТВА.

А достаточность и доминанта являются рычагами перехода от качества к качеству.

Для более полного понимания сути Философии Единства и процесса развития Природы (как и мышления, и человеческого общества в частности) остаётся рассмотреть четвёртый закон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий