Философия Единства (Философия Любви)

“Реальность едина! Она представляет собой неделимую целостность, лежащую в основе всей Вселенной, в основе материи и сознания… Модель целостного Мира информирует нас о том, что мы являемся частью неделимой реальности. Девид Бом Рассмотрим ВТОРОЙ ЗАКОН Философии Борьбы — закон отрицания отрицания.

Диалектический материализм говорит о конечности всего в мире и об отрицании как двигателе развития: лето сменяет весну, осень – лето, а зимой всё гибнет.“В бесконечной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого, – пишет А.

Г.

Спиркин, – невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Во всём существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и в результате приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицания отрицания. И так до бесконечности. В этом постоянном отрицании и реализуется диалектический процесс становления качественной определённости явлений, смена узловых линий мер развития через противоречие. Например, юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Вместе с тем всё это – различные стадии жизни одного и того же человека. В этом процессе осуществляется почти неуловимое переплетение нового со старым… Таким образом, с точки зрения диалектического материализма, между новым и старым есть и сходство (общее), и различие, и сосуществование, и борьба, взаимоотрицание и взаимопереход”.“Отрицание как простое уничтожение одного другим носит чисто негативный, деструктивный характер”. “Отрицание поэтому есть вместе с тем и утверждение, удержание: уничтожая существующее, оно сохраняет положительное в снятом виде. Это удержание, единство отрицания и преемственности в развитии составляет важную черту диалектики отрицания как универсального принципа всего сущего”.

Впервые сформулировал закон отрицания отрицания, назвав смену одних этапов развития другими отрицанием, великий диалектик-идеалист прошлого Гегель.

Он так иллюстрировал эту мысль: “Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

Почти все рассуждения, на наш взгляд, верны. Но именно почти. Замените лишь одно слово – “отрицание” – на “дополнение”, и всё станет на свои места. Получим другой, верный Природе взгляд на те же процессы.

Чувствуете, как много зависит от правильного названия вещей. Всего лишь одно слово может править умами людей многие годы и столетия.

Нельзя согласиться с утверждением, что “без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития”. Развитие возможно и без отрицания, но это воспринимается лишь более высоким уровнем сознания. Старое не отрицается (в этом слове коренится механицизм и поверхностность), оно закономерно сменяется новым. Идёт трансформация старого в новое. При этом из старого конечно же берётся всё положительное или необходимое и дополняется чем-то новым, ещё более важным, существенным.

Давайте внимательнее присмотримся к примерам, приводимым великими мыслителями прошлого. Ведь “как вы лодку назовёте, так она и поплывёт”. От того, как понимаем вещи, так их и называем, и наоборот.

То есть “отрицательная” логика рассуждений имеет место быть хотя бы потому, что её кто-то придерживается. С нею можно не соглашаться, её можно не принимать во внимание, но отрицать её – нонсенс. Это взгляд “снизу”, при котором всё новое отрицает старое. Раньше как говорили: из зерна, брошенного в землю, прорастает колос, который отрицает своим появлением зерно, из которого оно выросло; сын отрицает отца, дочь отрицает мать; и т.д. Конечно, можно и так сказать. Но можно сказать и по-другому: всё новое, если оно прогрессивно, дополняет старое, вырастает из него, является его закономерным и своевременным следствием на пути прогрессивного развития.

Проросший колос есть, по сути, не отрицание, а качественно новое продолжение общего процесса циклического развития культуры зерна. Новое зерно дополняет, развивает старое. Оно выросло из старого. Старое дало ему жизнь, и предшествующему надо отдать дань уважения. Новое взяло из старого необходимые питательные вещества и дополнило их влагой и минеральными веществами, взятыми посредством корешков из земли, солнечной энергией и т.д. Произошла трансформация, видоизменение старого вещества в новое, старой материи и энергии в новую материю и энергию за счёт дополнения одного количества элементов другими (здесь просматривается действие и третьего закона: взаимодействие количества и качества.)С таким же успехом можно без особой натяжки сказать, что почка дополняет цветок, цветок дополняет почку и сам дополняется плодом и т.д. Аналогично отец дополняет деда, а сын дополняет отца; мать дополняет дочь, а дочь дополняет мать. Ведь у отца есть что-то от деда, а у внука – что-то от отца и что-то от деда. Конечно, у внука обязательно есть и нечто своё, чего нет ни у отца, ни у деда, что, собственно, и делает его индивидуальностью, смысл которой — не огульно отрицать, а дополнять, не отвергать, а продолжать своих предшественников, то есть развивать и развиваться.

В Абсолюте нет отрицания новым старого, нет проблемы отцов и детей. Они возникают вопреки Природе из-за примитивности человеческого мышления, ограниченности сознания, нетерпимости, непонимания друг друга или сути происходящих процессов, а следовательно, и неправильных толкований, определений. Ведь и новое поколение должно учиться у старого, и старое – у нового (действует союз “и-и”). Это взаимный процесс, реализующий закон взаимного воздействия, не нарушающий всеобщего принципа взаимной связи “всего со всем”.

Относительно этих процессов становится более уместным понятие “дополнение” вместо понятия “отрицание”, так как мы рассматриваем процесс развития организма как непрерывный и цикличный. В контексте данных рассуждений, понятие “дополнение” — более широкое, чем понятие “отрицание”, так как “дополнение” включает в себя “отрицание” как предварительный этап развития человеческого сознания. Отсюда вывод: ДОПОЛНЕНИЕ является АБСОЛЮТНЫМ, а ОТРИЦАНИЕ – ОТНОСИТЕЛЬНЫМ. Поэтому логично сменить второй закон “отрицания отрицания” на закон “дополнения дополнения” или просто – на закон ДОПОЛНЕНИЯ. К тому же этот закон логично выплывает из уже рассмотренного первого. А первый базируется на втором.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий