Головная боль и мигрень

Способность давать выход напряжению и конфликтам через голову ОпределениеPschyrembel (1989) различает:- самостоятельные формы головной боли (мигрень, вазомоторная головная боль); – головная боль при заболеваниях отдельных органов; – головная боль при общих заболеваниях (инфекции, отравления и т.д.); психогенная головная боль.

СимптоматикаГоловная боль при напряжении чаще начинается постепенно, обычно бывает двусторонней и локализуется в затылке. Как правило, она ощущается постоянно, как сдавливающая, будто «обруч вокруг головы». Головная боль при напряжении может продолжаться сутками и часто сопровождается различными другими симптомами.

Приступ мигрени почти всегда начинается неожиданно, достигает своего максимума через один или несколько часов и может длиться до 12 ч. С самого начала боль обычно односторонняя. От височной области она постепенно распространяется на половину черепа или на весь череп. Боль может быть пульсирующей, в виде ударов и сверлящей. Она может усиливаться визуальным или акустическим раздражителем. В промежутках между приступами пациент здоров. Заболевание связывается со спазмами крупных артерий головы.

Транскультурный аспект и эпидемиология— Мы располагаем данными о частоте головных болей у населения США; около 8 % страдают классической или привычной мигренью и/или Cephalaea vasomotorica.— Согласно Heyck (1964), головная боль Клустера, называемая также эритопрозопалгией или гистаминовой головной болью, встречается в США значительно чаще, чем в европейских странах. У турецких женщин, живущих в Германии, головная боль стоит на первом месте; они страдают головной болью чаще не только по сравнению с группой всех застрахованных, но и в сравнении со всеми другими иностранками в Германии.— В зависимости от школы медики считают мигрень либо наследственным, либо психосоматическим заболеванием.— По мнению Brautigam и Christian (1973), головные боли можно назвать недугом 20 % здоровых людей, причем женщины среди них встречаются несколько чаще. Люди, живущие в дискомфортных условиях, например при супружеских конфликтах, страдают головными болями значительно чаще, особенно этому подвержены лица в возрасте от 30 до60 лет.

Обзор литературыТипичный пациент с головными болями, как показал в своих классических трудах Wolff (1948), — это обязательный, добросовестный, аккуратный, неуклонно стремящийся к достижениям и успеху человек, который, тем не менее, терпит крушение, почти достигнув своей цели. Высокую интеллектуальность пациентов с головными болями отмечают почти все авторы, указывая при этом на слаборазвитую эмоциональную сферу; Loch (1965) говорит, что, «вероятно, нужно уметь мыслить на относительно высоком уровне», чтобы «стать пациентом, страдающим головными болями».

По мнению Diener (1989), сегодня «перед наблюдателем предстает мозаика, складывающаяся из изменений мозгового кровообращения (Lauritzen и Olesen, 1984), изменений нейромедиаторов и чувствительности рецепторов, колебаний активности центральных структур вроде гипоталамуса и Locus со-eruleus, и изменений тромбоцитов, что еще не дает возможности увидеть целостную картину (Lance, 1985; Moskowitz, 1984; Pierce, 1984). Этим объясняется и тот факт, что не существует идеальной терапии мигрени.

Пословицы и народная мудростьЛомать голову; задеть за живое; потерять голову; вскружить голову кому-либо; быть без головы; это может доставить ему головную боль; иметь нимб вокруг головы; ломать мозги; голова раскалывается; рисковать головой; разбить голову о еще не снесенное яйцо.

Притча: «Напрасные заботы о долгах»Один человек решил, что у него есть долги. Эта мысль с тех пор не оставляла его ни на минуту. Его мучила тоска, и он хотел свети счеты с жизнью. Он поделился этим со своим лучшим другом. Тот терпеливо выслушал все его заботы. Наконец, он заговорил о совсем другом. Это поразило страдальца. Его друг стал рассуждать не о его проблемах, а о том, что у него есть еще богатство, деньги, друзья, которые готовы ему помочь. Вдруг этот человек посмотрел на свою ситуацию совсем другими глазами. Когда он перестал уделять своим напрасным заботам о долгах столько энергии, а стал смотреть на них с точки зрения реального положения дел, у него появилось достаточно сил и возможностей, чтобы решить свою проблему.

Аспекты самопомощи: развитие головных болей и мигрени с точки зрения позитивной психотерапииСпастические головные боли, прежде всего, связывают с чрезмерными нагрузками на мышцы в области затылка, плечевого пояса и головы. То же самое относится к вазомоторным головным болям и мигрени. Но почему человек постоянно «подставляет свой лоб», «держит ухо востро», «стискивает зубы», «закусывает губу», бывает «твердолобым» и т.д.? Головные боли возникают вследствие изменений в сосудистом аппарате головы. Спастическое сужение сосудистого русла — так считают ученые сегодня — коррелирует с постоянным напряжением двигательного аппарата, а то и другое посредством вегетативной нервной системы тесно связано с душевным состоянием. При сильных эмоциях, длительных психических нагрузках и конфликтах очень легко могут возникнуть головные боли, если человек по своей конституции обладает очень лабильной, реактивной сосудистой системой.

Какое психологическое значение имеют головные боли? Голова в прямом и переносном смысле является «высшей» частью тела и отличается локализацией в ней особых органов (мозга и органа чувств).

Пациент с головными болями находится в двойственном положении. С одной стороны, он стремится серьезно и активно работать головой, а с другой — эта самая голова из-за болей являет собой удручающее препятствие. Происходит неосознаваемое символическое отражение подавляемых чувств. Если голова человека все время испытывает давление (давление деятельности), то она как-никак должна начать болеть. Кроме того, головная боль является способом для разгрузки. Если, например, гнев или разочарование проявляются в головной боли, то телесную симптоматику обычно легче принять пациенту и его окружающим, чем психическую.

Часто пациенты с головными болями — выходцы из семей, где очень высоко ценятся разум и достижения. Родители нередко были сами людьми деятельными и не могли уделить своим детям ни достаточно тепла, ни времени и терпения, отводя мало внимания даже собственным телу и чувствам, а также общению — или на Востоке, наоборот, очень много контактов — и вопросам о смысле жизни и вере. Дети усваивают концепцию, что они живут не ради себя, а, прежде всего для своей рациональной деятельности. Они все больше идентифицируются с концепцией достижений родителей и привыкают к давлению извне. Неспособные расслабиться или получать удовольствие, они сами теперь подставляют свою голову под это давление, выбирая себе такие цели, которых они не в силах достичь. Отношения с другими людьми, также часто строятся в зависимости от того, насколько это выгодно для работы. В вопросах о мировоззрении, религии и будущем постоянно приходится сталкиваться с пессимистическими взглядами, что является следствием «интеллектуального негативизма».

Характерными концепциями для лиц с головными болями являются: «У меня нет времени», «Прежде всего, работа», «Я все сделаю сам», «Я не делаю наполовину» и «Нужно же хоть чуть-чуть думать головой». У этих пациентов доминируют вторичные способности усердие/деятельность, точность и добросовестность, аккуратность и обязательность. Следует перестраивать, напротив, искренность и откровенность, контакты, терпение, время, вера, надежда и любовь…

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при головных болях и мигрениОписание случая: «У меня просто голова идет кругом»С предельной точностью, минута в минуту, в дверь моей приемной позвонила больная 53 лет. При первом интервью она выглядела очень подавленной и часто плакала:С февраля 1988 г. я перестала засыпать без снотворных. Около трех лет днем и ночью я страдаю сильными головными болями. Сюда же присоединяются страх, смертельная усталость, душевные страдания и сексуальные нарушения. Моя тревожность меня угнетает, я раздражена и взвинчена, я не могу выполнять предъявляемые мне требования. Моя невнимательность постоянно растет. Три года назад мы вместе с дочерью и зятем построили вместе 20-квартирный дом для сдачи площади внаем. Мой зять при поддержке моей дочери совершил растрату — почти полмиллиона марок — что теперь мы с мужем вынуждены выплачивать из своих сбережений. В ближайшее время мы должны еще раз уплатить большую сумму, нам нельзя болеть! После этих событий контакты с дочерью и внуком прекратились, мы больше их не видим. Я стараюсь смириться с этим, но у меня не получается. Я ощущаю себя подавленной, и у меня бывают сердцебиения. В июне 1988 г. мой муж попал в больницу. Стало совсем плохо, у меня просто голова идет кругом.

Актуальная конфликтная ситуация с болезнью и госпитализацией мужа, достигнув своего апогея, привела к постоянному эмоциональному перенапряжению, которое больная в течение 3 лет контролировала из последних сил и возможностей. Из-за болезни мужа была поставлена под вопрос возможность возмещения долга. Около трех лет пациентка находилась «меж двух огней» (муж — дочь). Она старалась восстановить равновесие в семье и найти возможность контакта с дочерью.

Пациентка всегда жила для семьи и своего дела, не особо заботясь о своем круге общения, так что ее нынешняя социальная изоляция привела к безнадежным взглядам на будущее. С тех пор как дочь, поддержав своего мужа, уехала вместе с ним и ни разу не объявлялась дома, прошло два года, теперь она вдруг появилась с желанием вновь быть со своей семьей. В то время как пациентка хотела принять дочь, ее муж и трое других детей сильно возражали против этого. «Что я должна делать, что говорить? Внутри я хочу рыдать, внешне я должна смеяться. Я просто не могу больше».

В ответ на мою позитивную интерпретацию о том, что в последние годы ей пришлось столько пережить, что она будто потеряла от этого голову, была задета за живое, и это привело ее к таким головным болям, пациентка сказала: «Конечно, это неудивительно при том хаосе, в котором повинен мой зять!» В семье, где пациентка выросла, чрезвычайно важную роль играли актуальные способности вежливость/честность, аккуратность, трудолюбие, обязательность и бережливость. Неискреннее и расточительное поведение зятя вызвало «хаос» на работе, в семье и планах на будущее. В рамках ключевого конфликта учтивость/прямота пациентка была готова пожертвовать собой ради семьи, чтобы избежать «катастрофы». Она, однако, не осознавала, что ее собственные потребности будут навязчиво пробивать себе дорогу при помощи симптомов. Для развития расстройств существенную роль сыграли психосоциальные факторы. Они заключались в эмоциональном перенапряжении и страхе перед неудачами, страхе не суметь все преодолеть и организовать. В этой связи обсуждалась также актуальная способность пример для подражания. Важным защитным механизмом, оказавшим микротравматическое влияние, стали психосоциальные нормы бережливость и аккуратность:«Порядок для моего мужа всегда пишется с маленькой буквы, так же как и для его матери и отчасти для его братьев и сестер, которые в отличие от меня мало придерживаются порядка. Насколько я могу судить о себе, я очень аккуратна, почти педантична и точна, что у нас является причиной конфликтов. Мы два совсем разных человека, если не сказать полностью противоположных, разнополярных».

Актуальная способность «Аккуратность»Понятие и развитие: способность организовывать и расчленять свое восприятие и все окружающее. Она направлена на различные системы отношений: разумный порядок вещей, традиционный порядок, интуитивный, полный фантазий, романтический порядок, внешний и внутренний порядок. Даже у неаккуратного ребенка есть свой порядок и свое осмысление порядка. Аккуратности учатся на примере родителей, ближайшего окружения, проходя через поощрения и наказания. Кажущаяся неаккуратность ребенка — это ступень в его попытках организовать свой мир. Основной функцией аккуратности является дифференцирование. Через него приобретается определенное отношение и доверие к вещам.

Как об этом спрашивают: Кто из Вас больше ценит порядок? Есть ли у вас и были ли проблемы из-за неаккуратности (с кем)? Следите ли Вы за тем, чтобы Ваша квартира (спальня жилая комната, гараж, сад), Ваше рабочее место всегда были в идеальном порядке? При беспорядке Вы чувствуете себя ужасно или находите, что немножко беспорядка — это как раз то, что нужно (ситуация)? Кто из Ваших родителей в большей степени следил за порядком? Что случалось, если Вы в детстве не убирали свою комнату?Синонимы и расстройства: наводить порядок, вкривь и вкось, хаотичный, неясный. Педантичность, навязчивый контроль, внутренняя напряженность, защищенность, агрессия, конфликты отцов и детей, профессиональные трудности, желудочные и кишечные расстройства.

Особенности поведения: Уже небольшая классификация, перестановки (макропорядок) зачастую создают необходимый вид. Ящик для вещей, которые в данный момент не нужны, предотвращает хаос в комнате. Все на своем месте. Находить вещи там, где их положили (микропорядок). Ребенок нуждается в своем собственном порядке, прежде всего в процессе игры. Если Вы что-то берете у своего партнера, скажите ему об этом. Вы сохраните себе и ему время и нервы. Думали ли Вы когда-нибудь взять пару дней отпуска, чтобы навести порядок?Целью терапии была переработка неактивных сфер (расширение сферы Тело-Я, межличностные контакты и воображение, фантазия). Параллельно с этим проводился анализ акцентированных сфер на протяжении жизненного пути. Пациентка осознала, что одной финансовой стабильности недостаточно для планирования будущего. Притча «Напрасные хлопоты из-за долгов» сыграла для нее роль зеркала. Она могла бы рассчитывать на других людей, которые были готовы ей помочь. Муж, дочь и остальные дети также были привлечены к психотерапии. Если раньше она все брала на себя и сама должна была принимать решения, теперь она могла обсудить все свои проблемы с партнером и всей своей семьей. Головные боли в результате постепенно перестали ее беспокоить. Пациентка способна понять смысл этих расстройств и в состоянии справляться с неожиданностями. До настоящего момента проведено 18 встреч.

Источник: http://www.dreamkids.ru/students/lessons/lessons_text/pozitivnaya/golovnaya_bol.htm

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий