Психология письменной речи или Размышления на фоне Библии

Все мы, даже стойкие атеисты, верим во что-то. Кто во всемирный разум, кто в науку, кто в правительство. И это естественно, так как там где нет знания, что-то должно быть. И это и есть вера. Года три назад меня заинтересовал вопрос структуры самой древней книги – Библии. Интерес простой – какова должна быть структура письменного изложения философских концептуальных идей, что эта структура, структура изложения, долгие годы оказывает влияние на многие поколения людей, и помогает им воспринимать эти идеи? Этот вопрос я и задал своему отцу, который последние годы своей жизни серьезно интересовался религией. Его ответ я полностью воспроизвожу ниже. Надеюсь, что многих его взгляд заинтересует.

 

Светлой памяти моего отца Юрия Афанасьевича Паламонова посвящаю эту публикацию:Размышления на фоне Библии.

Ты, Игорь, возложил на меня трудную задачу: в коротком изложении объять необъятное. Но, я всё-таки попробую, насколько хватит моего таланта и знаний.

Иногда, а может быть даже и не иногда, а просто часто приходится задумываться, как трудно нам порой находить общий язык друг с другом. У каждого свои привязанности и увлечения, пристрастия и суждения. Слово, вдохновляющее одного, оставляет иных безучастными. Но, есть книги, несущие слова не разъединяющие, а сближающие. И такая книга – Библия. По-русски это слово обозначает просто "книги". Сегодня тебе хочется узнать, что же такое Библия…? Так я тебе прямо скажу: – "Даже если ты никогда не держал эту книгу в руках, многое в ней тебе покажется давно знакомым". Я думаю, что и без слов понятно, знакомое всем утверждение, "Библия – книга книг", ибо она включает в себя память веков, назидания и предостережения выдающихся людей, а также тысячелетнюю мудрость многих поколений землян. Библия словно родник, давший начало не одной, а множеству полноводных рек. Есть в ней и некая тайна.

Любой рудник или золотая жила, в конце концов, истощаются, отдав богатства строителям. И самый полный колодец иссякнет, если из него беспрерывно черпать воду. Но вот уже много столетий подряд десятки, сотни тысяч людей обращаются к Библии, вчитываются в каждую её строку, задумываются над её смыслом. Однако, приходит следующее поколение и обнаруживает сокровища Библии ничуть не оскудевшими и всякий раз открывают их для себя заново, будто это не одна и та же книга, а огромная, нескончаемая библиотека, на многие полки которой ещё никто не заглядывал.

Библия щедра: она готова дать каждому то, в чём он нуждается, ибо она предназначена всем – и тому, кто ищет смысл жизни, и жаждущему утешения, и снедаемому любознательностью, и тому, кто чтит её как Священное Писание, несущее верующим Слово Господне.

Библия – это не только пророчества великих людей древности, но это и мудрые высказывания, которые не худо бы использовать и в современной жизни, и чем чаще их применять, тем лучше будет жить.

Молодому человеку, вступающему в жизнь, Библия принесёт не только радость познания, но и красоту слова.

Тексты Библии создавались не годами, и, даже, не столетиями, а за более чем тысячелетие до Рождества Христова. Христианская Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Книги Ветхого Завета писались на древнееврейском языке, книги же Нового Завета написаны на греческом языке уже в первом веке по Рождеству Христову. От сотворения мира и до Рождества Христова все тексты Писания, так часто называют Библию, относятся к Ветхому Завету, а все последующие тексты, до Воскресения Христова – это уже Новый Завет.

Святитель Иоанн Златоуст, в своё время писал: "Священное писание для каждого из нас должно быть учебною книгою и первой настольною на всю жизнь". Или в другом месте он же пишет: "Что телесная пища для поддержания наших сил, то же чтение Писания для души". В Ветхом Завете есть книги канонические и неканонические. Основное различие между ними в том, что книги канонические более древние, написаны, по некоторым исследовательским источникам, в пятнадцатом – пятом веках до Рождества Христова, а книги неканонические, то есть не вошедшие в канон, иначе говоря, в собрание священных книг, написаны позже, в 4-1 веке до Р.

Х. 

Ветхозаветный канон создавался постепенно. Первым же собирателем священных книг воедино считают Ездру, одного из старших Ветхозаветных пророков (5 век до Р.

Х.). Если конкретно вдаваться в историю, то Ветхозаветный канон примерно между третьим веком до Р.

Х. и первым веком после Р.

Х. приобрёл тот вид, который существует в современной, так называемой масоретской Библии. Она содержит лишь Ветхий Завет, и масореты, хранители преданий, закончили работу над ней лишь в 8 веке по Р.

Х..

В Ветхом Завете 39 книг, которые разделены на три отдела: закон, пророки и писания. Закон (по-еврейски тора) содержит Пятикнижие Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Пророки делятся на первых или старших, которым принадлежат книги Иисуса Навина, Судей, две книги Самуила (в нашей Библии это 1 и 2 Царств) и две книги Царей (наши 3 и 4 Царств; в христианской Церкви книги старших пророков, а также Руфь, Есфирь, Ездры, Неемии и Паралипоменон, которые принято считать историческими книгами), и на последних или младших, которые в свою очередь подразделяются на великих пророков и малых. Книги трёх великих пророков: Исаия, Иеремия, Иезекииль; двенадцати малых: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Писания составляют: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия и Летописи (1 и 2 Паралипоменон).

Библейская энциклопедия несколько иначе трактует содержание Библии и делит его на четыре разряда: Законоположительный, составляющий главное основание Ветхого Завета, именно пять книг, написанных Моисеем. Исторический, содержащий по преимуществу историю благочестия, как-то книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, книга Неемии и Есфирь. Учительный, содержащий учение о благочестии, как-то: книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы. Пророческий, содержащий пророчества о будущем, а главное об Иисусе Христе, как-то книги больших пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати прочих меньших.

После возвращения евреев из плена вавилонского, то есть после пятого века до Рождества Христова, было составлено и написано ещё несколько книг на еврейском и греческом языках. В канон еврейских священных книг их уже не включили, но они вошли, как полезные и назидательные, в Септуагинту, т.е. греческий перевод Библии.

Блаженный Августин писал: " Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою, так и не освящённый лучом Божественных Писаний принуждён непрестанно погрешать во многом, потому что бродит в глубокой тьме".

Греческий перевод Библии был сделан в 3-2 вв. до Р.

Х. для александрийских евреев-эллинистов и иудеев рассеяния, т.е. живущих вне Палестины, которые уже забывали родной язык и говорили по-гречески. Древнее предание говорит о 70-ти (или 72-х) толковниках, которые переводили священные книги с еврейского языка на греческий, поэтому и перевод этот называется "переводом семидесяти" или по-гречески "Септуагинта". Естественно он в некоторых деталях отличается от масоретского текста, так как масореты и переводчики на греческий пользовались разными списками (рукописями) древнего текста.

Что же касается библейских книг на латинском языке, то они, были известны уже в конце 2 века по Р.

Х.. Блаженный Иероним перевёл их заново в конце 4 – начале 5 в., и этот перевод, известный под названием "Вульгата", получил широкое распространение в Католической Церкви.

Перевод священных книг на славянский язык начат был святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в 9 веке. Современная славянская Библия представляет собой перепечатку Елизаветинского издания 1751-1756 гг., в котором текст Ветхого Завета был выверен по греческой Библии.

На русский язык Библия переведена в середине 19 века. Канонические книги переводились с еврейского масоретского текста с дополнениями и вариантами из Септуагинты, а неканонические – с греческого, за исключением Третьей книги Ездры, переведённой с латинского, так как этой книги нет ни в еврейской ни в греческой Библии. Русская православная Библия, как и славянская, содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета.

Что касается Нового Завета, то книг Нового Завета 27, которые можно характеризовать следующим образом. Законоположительными между ними, т.е. преимущественно составляющими основание Нового Завета, по всей справедливости можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Между Новозаветными книгами есть и историческая, именно – книга Деяний Святых Апостолов. Учительных книг Нового Завета двадцать одна, именно: семь соборных посланий, одно Апостола Иакова, два Петровых, три Иоанновых, а также одно Иудино и четырнадцать посланий Апостола Павла. Пророческою книгою в числе книг Нового Завета служит Апокалипсис или Откровение Святого Иоанна Богослова.

О содержании Библии можно говорить много и никогда, сколько бы мы не затратили времени, мы не можем быть вполне уверены, что вспомнили все, о чём в ней говорится.

Любой из нас, странствуя от младенчества к старости, то и дело выходит на перепутья, большие и малые, и нет на них зачастую надписей, оберегающих от неверного шага. Каждый сам делает свой выбор и пожинает его плоды – радостные либо горькие. Но о чём бы ни шла речь – о поступках, способных перевернуть судьбу, или о делах вроде бы совсем пустых, избирать, в конечном счете, приходится между правдой и ложью, добром и злом. На человека, и только на него, было возложено право и бремя подобного выбора.

И это всё есть в Библии, жизненные примеры, нравоучения. Каждое слово Библии заставляет человека задуматься и хотя бы на мгновение остановить свой бег. Мы всё время куда-то спешим, торопимся жить, а Библия это остановившиеся века.

Стоит только открыть первую страницу Ветхого завета, и мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». И мы это представляем воочию, нам хочется пощупать и небо, и землю. Но, ведь мир материален и, в нашем понятии, материальные вещи делаются…

Открываем словарь Даля, и обнаруживаем, что в нём, нет, слова делать, а под словом творить, читаем: «Творить, что давать бытие, сотворять, созидать.… Один Бог творит. Творить умом, созидать научно или художественно».

И мы, читая это слово, сразу понимаем, что для Бога это творческий процесс. Недаром в настоящее время принято считать, что день Бога равняется нашему тысячелетию.

Со словом творить приходят на ум многие поговорки.

  • Не всё то творится, что говорится.
  • Подражателей много, а творцов нет.
  • Творческий дар, немногим дан.
  • Делателей много, а творцов единицы.

Сложность творческого процесса всегда удивляет и восхищает. Как догадывались древние пророки, и где брали идеи, чтобы вести за собой народ? Где брали слова, которые действенны и поныне? Вот простой пример: пророк Моисей поднялся на гору Синай и вернулся с двумя скрижалями (каменными досками), на которых были записаны законы еврейскому народу, сомневаться в действенности которых не приходится и поныне.

Мы, и наши современники не можем анализировать творческие процессы людей особенно дальней вековой давности. А вот проследить период хотя бы двух веков мы можем.

И в этой связи невольно вспоминается появление закона всемирного тяготения Ньютона, таблицы Менделеева; открытия физиков: Архимеда, Ландау, Иоффе, Сахарова. Творчество художников: Джорджоне, Иванова, Тициана, Рублёва, Левитана, Рафаэля. Незабываемые творения скульпторов: Микеланджело, Гудона, Фальконе, Родена, Маццуола. Гениальность творений поэтов: Гёте, Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Батюшкова и др. Сложное творчество писателей: Шекспира, Толстого, Достоевского, Гоголя.

Возможно это общение с параллельным миром, о существовании которого мы пока только догадываемся? Возможно…. И пока многое непонятно, над чем и приходится задумываться.

И вот, как бы в противопоставление слову «творить», мы читаем в Библии, там, где Бог позвал Адама, спрятавшегося в кустах, стыдясь своей наготы: «… И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»…. Здесь фигурирует слово «сделал». И сразу становится понятным, что для Бога это простой процесс, сиюминутный. Взял и сделал….

Философская составляющая буквально пронизывает все книги Святого Писания. К примеру, в книге «Премудрости Соломона» мы читаем: «Дух Господа наполняет вселенную и, как всё объемлющий, знает всякое слово», или «Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований». Эти слова не ведут к прямому действию, а зовут к раздумьям.

Вспомни знаменитые слова Екклесиаста: «Суета сует, – всё суета»; они прошли через века, и дошли до наших дней. Или вот ещё его слова: «Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием»; «Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать».

В те, бесконечно далёкие времена, о которых повествует Библия, желали люди, чтобы добро и правда господствовали в мире. Но как утвердить их власть? Можно спеленать человека строгими законами и запретами (а их не счесть в Ветхом Завете) и под страхом жестокой расплаты повелеть ему остерегаться злого умысла и деяний. Стоит обратить внимание, как сурово и беспощадно карает ветхозаветный Бог отступивших от его воли и даже просто оступившихся! (Изгнание Адама и Евы из Рая, Всемирный потоп, Вавилонская башня и др.) Силой принуждает он человека к добру (Истребление Содома и спасение Лота). Да и люди тоже утверждают добро насильно (Избиение первенцев в Египте). Пророки и цари, иудейские во имя блага своего народа, не колеблясь, уничтожают иноплеменников, а те берутся за оружие ради собственного преуспевания (Наказание левита Корея и его сообщников, наказание змеями, поражение аморрейского войска, сокрушение филистимлян ослиной челюстью). Мир разделён на чужаков и сородичей, врагов и друзей, тех, кто достоин милосердия и кому в нём отказано. Никто не знает и не хочет знать иного способа примирения, кроме безжалостной формулы сведения счетов: «Око за око, зуб за зуб». Одно зло уничтожается другим, но торжествует не добро, а ещё большее зло.

Добро не приходит само собой – за него сражаются. Только сражаться можно по-разному….«Царствие Божие внутри нас», – пояснял своим ученикам Иисус Христос, о жизни и деятельности которого повествует Новый Завет. Одни считали и считают его Сыном Божьим, другие – проповедником, некогда скитавшимся по Иудее, третьи – мифом, а то и просто вымыслом. Учение его оспаривали и отвергали, принимали безоговорочно и переиначивали, но, пожалуй, никто не усомнился в одном: оно несёт в себе мудрость бескорыстной доброты.

Когда неудачи гонятся по пятам, а окружающие равнодушно взирают на наши невзгоды, мы сетуем на жестокосердных людей, а Библия учит, прежде чем требовать доброты и участия от других – не заглянуть ли в себя, много ли милосердия и добра в нас самих. Когда, раздражаясь, мы готовы едко высмеять или оскорбить досадившего нам, следует вспомнить слова Христа: «Не судите, и не судимы будете».

Слово «ближний» часто встречается в Новом Завете. Кого обозначает оно? Только ли родителей, друзей и близких родственников? Библия трактует, как тот человек, который сделал нам нечто доброе, оказал помощь большую или малую, – он и есть наш ближний. Доброта и участие роднят прочнее кровных уз. И нелишне здесь вспомнить Нагорную проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Каждый возводит свою жизнь собственными руками, по своему разумению и желанию. Можно окружит себя грудами золота, а можно – людьми, ставшими нам ближними. «Не хлебом единым жив человек», – убеждал Иисус. Его учение не повелевает, не приказывает, – оно лишь распахивает перед нами врата, за которыми простирается нелёгкий и долгий путь к добру и любви. Недаром Новый Завет разговаривает с нами языком иносказательным, языком притч, и каждому приходится самому докапываться до истины. Притчи Иисуса Христа, прочитанные хоть один раз, незабываются на всю жизнь – это притчи: «О милосердном Самарянине», «О работниках и винограднике», «О потерянной овце», «О драхмах», «О сеятеле», и др.

И если ты докопался до истины, она будет вечно принадлежать тебе, ибо станет твоим собственным открытием, а не услужливой подсказкой, тотчас же вылетающей из памяти. «Ищите и найдёте»!

Не стоит спешить и перескакивать через ступени в познании Библии, для каждого всё впереди. Чем стала для каждого из нас Библия – богооткровенным Священным Писанием или просто Великой Книгой. Это не так уж важно. Гораздо важнее, чтобы она помогла каждому из нас уверовать в людей, в себя и в свой талант творить добро…. Создавать благие условия и верить, что ты нужен людям…

Автор: Паламонов Юрий Афанасьевич

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий