Психология денег Печать E-mail
Свобода Это наиболее приемлемый и наиболее распространенный смысл, приписываемый деньгам. Деньги дают время, которое можно посвятить своим интересам и склонностям, и освобождают человека от повседневной рутины и ограничений, которые связаны с наемным трудом. Существует два типа поклонников автономии Покупатель свободы. Для них деньги означают освобождение от правил, обязательств и даже просьб, которые ограничивают их самостоятельность и независимость. Они стремятся к свободе, а не к любви; на самом деле они подавляют и поэтому боятся своего влечения к зависимости. Они мечтают о таких отношениях, в которых оба человека одновременно чувствовали бы свободу и духовное единение. Однако на деле они часто оказываются безответственными и ненадежными, вызывая у своих партнеров обиду и гнев. Борец за свободу. Они отвергают деньги и материальные ценности за порабощение людей. Часто они становятся политическими радикалами, хиппи или технократами. Они обладают пассивно-агрессивным характером и пытаются разобраться в своих внутренних конфликтах и спутанных ценностях. Дружба и товарищество являются для них главной наградой в борьбе против денег. Их идеализм является попыткой защититься от эмоций. Часто они становятся жертвами религиозных сект или террористических организаций. Голдберг и Льюис (1978 ) выделили 10 психологических факторов, которые могут привести к серьезным проблемам в денежной сфере: заблуждения игрока: неумение вовремя останавливаться и надежда отыграться; жадность: союзник манипуляторов и мошенников; страх: заставляет отказываться от разумного риска ; зависть: отвлекает человека, ограничивает его возможности и является пустой тратой психической энергии; гнев: может расстроить деловые отношения и помешать сделке; самооценка: мнение, что человек неспособен стать богатым; удовлетворенность: довольство своей участью; честность: неспособность жертвовать определенными принципами ради выгоды; сострадание: эмоциональная мягкость, отзывчивость и забота о ближних могут приводить к неверным экономическим решениям; сентиментальность: приверженность традициям, заставляющим людей не ценить богатство и не стремиться к нему. Психотерапевты полагают, что поведение и установки по отношению к деньгам не являются чем-то изолированным, а составляют неотъемлемую часть личности в целом. Люди, склонные отказываться от денег, могут также отказываться от любви, благодарности или информации, предлагаемых другими. Люди, которые беспокоятся о своем финансовом положении, возможно, испытывают зависть или страх зависимости. Деньги могут концентрировать на себе фантазии, страхи и желания, а также быть объектом вытеснения, искажения и защиты. Деньги могут быть связаны с оружием, страстью, восхищением, свободой, властью и авторитетом, восторгом и возбуждением, выживанием и безопасностью, сексуальной потенцией, победой и наградой. Они могут восприниматься как орудие нападения или щит, транквилизатор или стимулятор, талисман или приворотное зелье, лакомое блюдо или пушистое одеяло. То, что мы носим деньги в кармане, тратим их или откладываем, наполняет нас чувствами гордости, сексуальной привлекательности, неуязвимости, и, возможно, даже бессмертия. Наоборот, нехватка денег может вызывать у нас ощущения пустоты, заброшенности, унижения, неполноценности, тревоги, гнева и зависти (Matthews, 1991 , P. 24). Мэтьюз (1991) полагает, основываясь на клинической практике, что поведение и установки по отношению к деньгам являются следствием эмоциональной динамики раннего детства; взаимоотношений с родителями, друзьями, учителями и соседями; культурных и религиозных традиций; а также современных технологий и влияния СМИ. Функции денег, перечисляемые Мэтьюз , многообразны: деньги могут использоваться для выражения недоверия и подозрения; для создания внутрисемейных союзов и исключения других членов семьи; они могут порождать манипуляцию; служить проекциями эмоций и обвинений. Деньги часто используются как инструмент контроля; как средство создания неестественной зависимости; как искупление родительской вины; в качестве замены искреннего извинения; как выражение проблемы границ, когда члены семьи не могут сформулировать, где кончается один и начинается другой.Многие денежные расстройства, по наблюдениям Мэтьюз, уходят корнями в семейные расстройства. Родители выражают с помощью денег свои чувства по отношению к детям, поощряя их хорошие привычки и школьные успехи. Семейные послания относительно денег обычно бывают одновременно открытыми и скрытыми, и часто оказываются непоследовательными и запутанными. Некоторые дети отвечают на родительские послания прямо противоположным поведением, что справедливо и в отношении денег. У сверхосторожных родителей могут вырасти расточительные и неосмотрительные дети. Другие дети пытаются превзойти родителей в финансовом отношении. Некоторые кажутся совершенно безразличными к деньгам и как бы не от мира сего. Их отношение к деньгам подразумевает, что они их не заслуживают. Естественно, что тот, кто полагает, что не заслуживает справедливой оплаты за свой труд, ее и не получает. Многие модели финансового поведения предписываются культурными стереотипами и ценностями. Они диктуют, кого считать богатым, а кого бедным; как зарабатывать деньги и на что тратить свободные средства; кто является финансовым героем и антигероем. Средства массовой информации укрепляют принятые в обществе денежные ценности и привычки с помощью рекламы, развлекательных программ и благотворительных марафонов. Несмотря на то, что большинство исследований в области денежных расстройств основано на клинических случаях довольно тяжелых патологий, многие нормальные люди могут испытывать те же проблемы в более легкой форме. Каждый из нас знает чрезмерно экономных или даже скупых людей, во всем себе отказывающих, так же как неосторожных и расточительных, постоянно залезающих в долги. Литература по денежной патологии показывает, что деньги могут символизировать потребности в безопасности, свободе, власти и любви. Однако они не могут до конца удовлетворить эти потребности. И поскольку многие люди полагают, что их неудачи в удовлетворении этих потребностей вызваны недостатком денег, они удваивают усилия, чтобы заработать еще больше. Так замкнутый круг, в котором они находятся, постепенно сжимается, и легкая патология имеет тенденцию переходить в тяжелую. Богатство и счастье Обычное обывательское любопытство заставляет многих интересоваться вопросами, кто входит в группу самых богатых людей, как они стали богатыми и на что тратят свое богатство. В новейшей истории Англии выделяются три элитарные группы: наследственная аристократия, владеющая титулами и Землей; финансисты и владельцы крупных компаний; и средние предприниматели. К 1914 г. эти три группы слились и образовали единый класс крупных собственников ( Rubinstein, 1987). Наследство является важным фактором, определяющим принадлежность к богатым. Две трети представителей британской экономической элиты унаследовали суммы от 250.000 фунтов и выше. Однако путь наверх не закрыт для тех, кто не имеет начального капитала. Исследования социальной мобильности показывают, что 7 % людей, родившихся в низшем социальном классе, заканчивают свою жизнь представителями высшего класса (Goldthorpe ET. Al., 1987). Кто же эти счастливцы? Один из факторов, определяющих успех - это интеллект, однако он действует не прямо, а через возможность получить хорошее образование. В Великобритании образование играет, чуть ли не решающую роль в продвижении по социальной лестнице: большинство президентов компаний, крупных государственных чиновников, епископов и вице-канцлеров учились в престижных школах типа Итона и Харроу, в Оксфорде или Кембридже, в Тринити-колледже. Мотивация является не менее важным фактором обогащения, чем интеллект. Фарнэм (1987) ввел термин этика богатства для описания мотивационной направленности, состоящей из трех факторов: финансовой независимости, статуса богатства (унаследованные деньги вызывают большее уважение) и удовлетворенности богатством (возможность избежать финансовых проблем). Предприниматели, которые чаще всего попадают в группу очень богатых, имеют очень высокую мотивацию достижения и установки, характерные для протестантской трудовой этики (McClelland ET Al., 1953). Более подробное изучение отдельных случаев позволяет выделить преобладающие у них личностные черты: нонконформизм, упорство, недоверие к авторитетам, нежелание работать в коллективе. Обычно они происходят из семей, в которых их недостаточно ценили, или из маргинальных социальных групп, что дает им сильный импульс к завоеванию новой идентичности (Kets de Vries, 1977). Еще один путь к достижению богатства - это профессиональные успехи или управленческая карьера. Некоторые топ-менеджеры получают огромное жалование, но для того, чтобы попасть в группу самых богатых, они должны еще удачно вкладывать заработанные деньги. Есть и другие способы обогащения. Игроки в лотерею добиваются этого с помощью удачи; популярные исполнители - завоевывая любовь молодежи ; спортсмены, изобретатели, писатели - с помощью своего таланта; охотники за приданым - с помощью своего сексуального обаяния; а коррумпированные чиновники и политики - используя свое служебное положение. Исследования очень богатых людей в Великобритании показали, что они образуют замкнутую социальную группу, связанную родственными узами и браками, в которую очень трудно проникнуть со стороны. Члены группы отправляют детей в одни и те же закрытые школы и колледжи, где они знакомятся друг с другом и заводят связи. Эта группа придерживается одного и того же жизненного стиля, с обедами и балами, с дорогими спортивными развлечениями (охота, поло) и ежегодными ритуалами (типа скачек в Эскоте). Положение богатых американцев очень похоже. Верхушка самых богатых (0, 5 %) принадлежат к закрытым клубам, университетским братствам и общинам, посещают одни и те же светские мероприятия (Kerbo, 1983). Каково влияние богатства на человеческую жизнь? Делает ли оно людей более счастливыми или здоровыми? Многочисленные исследования показывают, что между доходами и благополучием нет прямой связи (Headey, 1993). Однако это не верно в отношении самых бедных и самых богатых: четкая связь между доходами и благополучием наблюдается у тех, чьи годовые доходы ниже $ 15 .000 и выше $ 100.000 (Diener ET Al., 1993). Эти данные подтверждаются исследованием 49 американцев, зарабатывающих более $ 10 миллионов в год; они чувствуют себя счастливыми 77 % времени, тогда как у представителей контрольной группы ощущение счастья длится примерно 62 % времени (Diener ET Al., 1988). Если удовлетворенность мультимиллионеров своим положением не нуждается в каких-либо комментариях, то отсутствие корреляции между доходами и благополучием в средней группе требует объяснения. Было выдвинуто несколько гипотез, объясняющих этот факт. Адаптация: хотя любой человек радуется, когда его доходы возрастают, он очень быстро привыкает к этому, и положительный эффект сходит на нет. Сравнение: люди относят себя к богатым или состоятельным на основе сравнения с другими. Однако с возрастанием доходов они обычно переходят в более дорогой сектор рынка, где всегда найдется кто-то более богатый, чем они. Альтернативы: как говорят экономисты, предельная полезность денег снижается с увеличением их количества, и человек начинает больше дорожить другими ценностями, например, свободой или искренней дружбой. Беспокойство: возрастание доходов приводит к тому, что основная часть забот смещается от финансовых вопросов к менее контролируемым элементам жизни (например, саморазвитию). Возможно, деньги связаны с чувством контроля над своей судьбой. В более бедных странах, таких, как Индия и Бразилия, наблюдается более строгая зависимость между доходом и благополучием. Однако существуют также исключения из общего правила. Множество бедных людей совершенно счастливы и удовлетворены своей судьбой. Они ничего не делают для того, чтобы изменить свое положение. Это объясняется адаптацией и выученной беспомощностью, вызванной долгим опытом бессилия что-либо изменить в своей ситуации (Olson & Schober, 1993). С другой стороны, богатые тоже плачут, что неудивительно, поскольку помимо денег есть другие, более важные источники счастья. Интересные исследования были проведены среди людей, выигравших в различные лотереи. Большинство из тех, кто выиграл крупные суммы, почувствовали себя не намного счастливее (Smith & Razzel, 1975). Эти исследования подтверждают гипотезу адаптации: люди очень быстро привыкают к новым условиям, и их удовлетворенность жизнью возвращается к исходному уровню. К тому же многие из победителей лотерей столкнулись с серьезными проблемами: 70 % из них бросили работу и лишились удовлетворения от своего труда и общения с коллегами; некоторые переехали в боле комфортабельные дома и столкнулись там со снобизмом и презрением соседей; некоторые поссорились со своими близкими и друзьями, которые надеялись разделить с ними выигрыш. У многих возникли проблемы в определении собственной идентичности: только 28 % уверенно назвали социальный класс, к которому они принадлежат. Интервью с победителями Национальной лотереи иногда появляются в английских газетах. Фарнэм (1997) обратил внимание на довольно печальное интервью с женщиной 24 лет, выигравшей 1.375. 000 фунтов. Ее жизнь изменилась очень незначительно: она по-прежнему осталась безработной; приобрела машину, но не научилась водить; накупила кучу одежды и повесила ее в шкаф; она не любит дорогую пищу и предпочитает рыбные палочки. Ее жизнь по-прежнему пуста и безрадостна. Почему же влияние богатства на благополучие столь незначительно? Один из ответов состоит в том, что существуют другие, более существенные источники счастья. Австралийские исследователи ( Headey & Wearing, 1992) выделили несколько факторов, имеющих положительную корреляцию с удовлетворенностью жизнью и отрицательную с показателями тревожности и депрессии. Сферы удовлетворения Удовлетворенность жизньюТревожностьДепрессияДосуг 42 -29 -29Семья 39 -29 -32Работа 38 -27 -36Качество жизни 38 -18 -26Друзья 37 -15 -12Сексуальная жизнь 34 -19 -33Здоровье 25 -23 -14Как видно из этой таблицы, наиболее важный источник счастья – досуг, относительно слабо связан с наличием денег. Большинство видов досуга почти бесплатны, общение с друзьями, прогулки, хобби, публичные библиотеки и занятия спортом, телевидение и радио. Некоторые формы досуга требуют денег, особенно путешествия, ужины в ресторанах, посещение театров, некоторые виды спорта. Социальные отношения - семья и друзья, приносят подлинное удовлетворение только в том случае, когда дружба и любовь не покупаются за деньги. Работа является одним из главных источников денег для большинства, но этим не исчерпывается приносимое ею удовлетворение. Исследования внутренней мотивации трудовой деятельности (Blauner, 1960) показывают, что люди ценят в своей работе возможность добиваться успеха, совершенствовать свои навыки и способности, сотрудничать с коллегами, помогать людям, улучшать существующее положение дел. Заключение Переход России к рыночной экономике можно в общих чертах считать состоявшимся. Одним из последствий этого перехода является то, что в жизни каждого жителя бывшего СССР деньги заняли гораздо более важное место, чем 15 лет назад. Скорее всего, куда более важное, чем для жителей экономически развитых Западных стран. Хотя кросс-культурные исследования зависимости психологического благополучия от дохода на душу населения, проведенные в 55 странах, не включали российские данные (Diener ET Al., 1995), можно смело предположить, что Россия оказалась бы в них рядом с Индией и Бразилией, где между доходами и счастьем наблюдается линейная зависимость. Жестокая реальность переживаемого нашей страной экономического кризиса подтверждает выводы западных психологов: поговорка «Не в деньгах счастье» справедлива только для благополучных стран. Поучителен для нас и другой результат: наиболее безразличными к деньгам являются в развитых Западных странах представители среднего класса. Это означает, что в России, стране с отсутствующим средним классом и все более возрастающим разрывом между имущими и неимущими социальными слоями, денежная одержимость и другие психологические проблемы, связанные с деньгами, распространены повсеместно. И вслед за открытием таких болезней века, как депрессия, нам, по-видимому, предстоит открыть для себя разнообразные формы денежного безумия, некоторые из которых кратко были описаны в данном обзоре. Разумеется, данная статья не претендует на полноту охвата заявленной темы. Ее цель, скорее, в том, чтобы пробудить интерес к подобным исследованиям,
 
« Пред.   След. »
Подключиться к кабельному телевидению