Психология денег Печать E-mail
Азартные игры Ответ на вопрос, почему люди играют в азартные игры, для большинства кажется очевидным: чтобы выиграть легкие деньги и для развлечения. Однако психоаналитики утверждают, что некоторые люди, наоборот, играют, чтобы проиграть. И клинические случаи действительно подтверждают эту парадоксальную точку зрения. Согласно Ференци (Ferenczi, 1926), каждому, кто когда-либо играл в казино или на бирже , знакомо чувство абсолютной уверенности в успехе, которое является отзвуком инфантильного всемогущества. Ференци считал, что младенцы воспринимают себя не как слабых и беспомощных, а как властные и могущественные создания, чьи потребности удовлетворяются полностью подчиняющимися им взрослыми, не имеющими самостоятельного значения в мире. Столь нереалистическая самооценка складывается у них потому, что у них нет способа заметить свою подлинную слабость, зависимость и беспомощность. Со временем они сталкиваются с реальностью; отрицательные переживания открывают перед ними правду жизни. Зрелость означает понимание не только своих возможностей, но и их ограниченности. Большинство из нас теряет чувство всемогущества к детсадовскому возрасту, но время от времени оно вновь оживает, особенно если нам чего-то очень хочется и мы убеждены, что можем это получить. В этом и состоит страсть игрока: он вводит себя в состояние иллюзорного знания, как будто он действительно видит номера, которые должны выпасть. За этой упорной, вопреки всякой вероятности, надеждой на успех скрывается стремление к проигрышу (Wiseman, 1974). Разумеется, не все игроки - невротики. Миллионы людей регулярно посещают бега, участвуют в лотереях, проводят время за карточным столом или у игровых автоматов. Это позволяет им испытать волнующие чувства риска и азарта и ненадолго создает у них иллюзию, что они могут достичь в жизни чего-то большего, чем имеют. Хотя существует огромное число работ по психопатологии игроков, очень немногие авторы интересовались психологией нормальных игроков, не одержимых страстью к игре . Впервые случай патологической страсти к игре был рассмотрен Фрейдом в эссе о Достоевском (Freud, 1928). Он связывал страсть к игре, как и другие навязчивые симптомы, с Эдиповым комплексом. Основой психоаналитического толкования одержимости игрой является идея о том, что игроком движет бессознательное желание проиграть, почувствовать себя жертвой несправедливости и пережить раскаяние и угрызения совести. Истоки такого поведения лежат в детстве: в нарушении взаимоотношений ребенка с родителями. Игра может быть способом вернуть материнскую любовь, средством наказать себя за недозволенные чувства по отношению к матери или средством тестирования действительности. Помимо психоаналитических, существуют другие теории, объясняющие поведение игроков их личностными особенностями. Так, Гофман (Goffman , 1961) рассматривает игру как суррогат рискованных ситуаций, исчезнувших из повседневной жизни. Он показал, что люди , профессии которых связаны с очень высоким или очень малым риском, выбирают рискованные игры. Те же, чья профессиональная деятельность сопряжена со средним риском, предпочитают не рисковать в игре. Эти данные подтверждаются и исследованиями Лозковски (Lozkowski, 1977), показавшими, что рискованные игры предпочитают экстраверты и люди, которым не хватает внешней сенсорной стимуляции. Помимо психологических факторов, поведение игрока может быть детерминировано демографическими, социокультурными и ситуационными факторами. Уокер ( Walker, 1995) попытался объединить все эти факторы в единый список. По его мнению, предрасположенность человека к игре определяется следующими обстоятельствами. Культура может одобрять или даже предписывать разные формы игры. Референтные группы, с которыми человек себя идентифицирует, могут практиковать определенное игровое поведение. Социальное научение: способы, которыми новички обучаются правилам и результатам игры. Личность: индивидуальные различия могут влиять на определенные последствия игры. Кризис и стресс: игра может использоваться как компенсационный механизм. Досуг: игра может быть важным аспектом времяпрепровождения на отдыхе. Социальное подкрепление: социальные контакты и обстановка, в которой проходит игра. Потребность в физиологическом возбуждении: игра может служить стимулирующим средством, используемым человеком для регуляции нервного возбуждения. Познание: игровой опыт может использоваться в целях изучения и понимания действительности. Деньги и душевное здоровье Деньги окружены огромным количеством парадоксов, лжи, нелепостей и лицемерия. На взгляд постороннего наблюдателя, западный человек кажется весьма непоследовательным в отношении денег. Он убежден, что получает то, за что платит, но только и думает о том, как бы кого-нибудь надуть при сделке. Жадность к деньгам считается греховной и отталкивающей, но богатство повсеместно вызывает уважение. Деньги являются прямым индикатором значимости человека. Те, кто стремится к ним, часто подвергаются унижению и запугиванию со стороны тех, кто их имеет. Лицемерие по отношению к деньгам распространено повсюду, их публично презирают, но тайно вожделеют; их рассматривают как чуть ли не самую важную вещь на свете, но при этом говорят о них, как о незначительной мелочи. Трудно оценить, насколько в западном обществе распространены психологические расстройства, связанные с деньгами. Статистики подобных расстройств не существует. Исключительные случаи бывают настолько яркими и запоминающимися, что их частота может переоцениваться. С другой стороны, поскольку исследования в этой табуированной области крайне редки, подлинная распространенность серьезных денежных неврозов может на самом деле недооцениваться.Ответы на опросник здорового отношения к деньгам (Money - sanity subscale, Furnham, 1996) показывают, что хотя подавляющее большинство респондентов считает свое отношение к деньгам вполне здоровым, примерно треть ответивших признают у себя наличие тех или иных симптомов денежной патологии.ВопросыОтветы даВы постоянно удивляетесь, куда деваются ваши деньги в конце месяца 0,42Вы тратите деньги на других, но вам трудно тратить их на себя 0,35Когда вы просите денег, вас наполняет чувство тревоги или вины 0,35Вы покупаете вещи, когда чувствуете тревогу, скуку, печаль или гнев 0,34Вы беспокоитесь о том, сможете ли заплатить по счетам в конце месяца 0,33Вы все время думаете о своем финансовом положении 0,31Вы сожалеете о том, что вам приходится все время тратить или отдавать деньги 0,3Вы не любите говорить с другими о деньгах, особенно о своих доходах 0,28Вам неприятно покупать вещи за полную стоимость 0,26Вы придерживаете часть денег 0,22Вы покупаете вещи, которые вам не нужны, если цена очень выгодная 0,19Вы тратите много времени на покупки 0,19Вы стесняетесь расспрашивать о практических денежных вопросах 0,17Игра на деньги приводит вас в сильное возбуждение 0,15Вы проводите бессонные ночи, пытаясь найти способ сэкономить побольше, хотя у вас уже есть сбережения 0,14Вы отказываетесь принимать деньги всерьез 0,14Вы пытаетесь сэкономить на мелочах 0,14Вы регулярно занимаете деньги 0,12Вы часто играете на деньги и заключаете пари 0,04Вы используете деньги, чтобы управлять или манипулировать людьми 0,04Антропологи, социальные психологи и социологи предлагают несколько объяснений патологии, связанной с деньгами. Переживания раннего детства: пережитые в детстве бедность, период экономического кризиса или явные (по сравнению с окружающими) экономические трудности становятся для некоторых стимулом к накоплению больших капиталов. Межгрупповое соперничество: представление о жалости богатых к бедным и о зависти и ненависти бедных к богатым порождает множество межгрупповых конфликтов. Угроза безопасности, статусу и репутации может служить мощным источником психологической тревоги и попыток контролировать ее с помощью денег. Религия и этика: чувство вины за свое богатство и личной ответственности за судьбу бедняков составляет ядро христианской религии. Самоосуждение, раскаяние и чувство вины часто детерминируют странное поведение людей, которые воспитаны в убеждении, что слишком большие деньги, приобретаемые легким путем и выставляемые напоказ, свидетельствуют о греховности человека. Однако единственной психологической теорией, четко объясняющей индивидуальные различия в отношении к деньгам, остается психоанализ. Психоанализ денег В работе «Характер и анальный эротизм» Фрейд впервые обратил внимание на то, что отношение взрослого человека к деньгам может определяться особенностями его детской сексуальности (Freud, 1908). Счастье, писал он, есть отсроченное исполнение инфантильного желания. Вот почему богатство приносит так мало счастья: деньги не могут быть желанием младенца. Впоследствии Ференци (Ferenczi, 1926), развивая идеи Фрейда, описал онтогенетические стадии развития этого влечения от удовольствия, получаемого от грязи и экскрементов, до любви к деньгам. Фрейд (1908) выделял три основные черты характера людей, фиксированных на анальной стадии: аккуратность, скупость и упрямство, которые он связывал также с чистоплотностью, надежностью, добросовестностью, вспыльчивостью и мстительностью. Эмпирические исследования (O Neill ET Al., 1992) подтвердили, что люди с анальным характером, обладающие упрямством, аккуратностью и скупостью, больше ценят туалетный юмор, чем люди иного склада. Согласно психоаналитической теории, все дети испытывают удовольствие при дефекации. В возрасте около двух лет родители в западных странах начинают приучать детей к горшку, либо, выражая энтузиазм и одобрение при дефекации ребенка, либо наказывая ребенка и угрожая ему, когда он отказывается это сделать. Приучение к горшку совпадает по времени с той стадией развития ребенка, когда он борется за автономию и независимость. Часто приучение к горшку становится источником конфликта между ребенком и родителями. Этот конфликт может усилиться из-за непоследовательного поведения родителей, которые, с одной стороны, ценят фекалии как подарок ребенка, а с другой - считают их грязными, не прикасаются к ним и стараются поскорее выбросить. При этом дети, которых постоянно хвалили за успешное опорожнение желудка, рассматривая это как подарок родителям, вырастая, с удовольствием делают подарки и тратят деньги. Те же, кто отказывался это сделать, страдают впоследствии финансовыми запорами. Таким образом, психоаналитическая теория напрямую связывает травматический опыт приучения к горшку с последующим типом компенсаторного поведения. То, как скупец придерживает деньги, рассматривается как отражение детского отказа от дефекации по требованию родителей. Транжира же, напротив, напоминает ребенка, стремящегося к одобрению родителями его подарков. Некоторые люди считают траты условием получения любви и одобрения, и поэтому склонны тратить деньги, когда чувствуют себя одиноко, тревожно или нуждаются в любви. Эмоциональная основа денежной патологии Психоанализ продемонстрировал, что поведение человека может быть противоположно его подлинным мотивам или желаниям и служить их маскировкой. Так, жалость к бедным может на самом деле скрывать ненависть, социальные предубеждения и чувство тревоги. Бедные всегда олицетворяют для богатых психологическую и экономическую угрозу, и их стараются представить грязными, нечестными и заслуживающими своей участи. Чаще всего с деньгами ассоциируется чувство вины. Оно связано с пуританскими ценностями аскетизма, самоотречения и ангедонии. Пуритане исповедуют греховность потакания своим желаниям, лишних трат и избыточного потребления. Идеал добросовестности, пунктуальности, бережливости и умеренности заставляет людей, воспитанных в рамках этой традиции, чувствовать вину не за накопление, а именно за расходование денег. Пуританизм возражает не против денег вообще или справедливой оплаты за труд, но против денег, полученных слишком легко (выигранных или унаследованных), нечестным путем, а особенно - против слишком легкого расходования денег. Чувство вины по поводу денег может породить у человека депрессию, недоверие и даже отвращение к самому себе. Бессознательно пытаясь редуцировать это чувство вины, человек может развивать у себя различные психосоматические симптомы (Goldberg & Lewis, 1978 ). Психоаналитики приводят клинические случаи страха богатства у пациентов, воспитанных в пуританских традициях. Основа этого страха - это, очевидно, утрата контроля. Деньги контролируют человека; они диктуют, где ему жить и с кем общаться, они ограничивают социальную активность человека не меньше, чем способствуют ей. Пуританская этика сосредоточена на ограничениях и необходимости сохранения таких ресурсов, как время, деньги и даже эмоции. Если денег слишком много, нет особого смысла в строгом контроле над ними. Поэтому богатый человек легко может утратить контроль над собой. А сохранение контроля, как над внешними обстоятельствами, так и над собственными эмоциями, создает иллюзию безопасности. С точки зрения психоанализа, неспособность быстро разбогатевших людей справиться со своим богатством объясняется потерей самодисциплины. Индивид, у которого не развиты навыки самоконтроля и самодисциплины, нуждается во внешних ограничениях, обеспечивающих ему чувство безопасности (Goldberg & Lewis, 1978, P. 75).Большие суммы денег для многих означают возможность тратить их, не задумываясь о будущем, и это бесконтрольное поведение вызывает чувство тревоги. Каким бы парадоксальным это ни казалось, но внезапная по
 
« Пред.   След. »
Подключиться к кабельному телевидению