Информационная поддержка принятия решений пользователем web-сайта

Из-за того, что многие создатели сайтов зарабатывают на баннерной рекламе, распространенным стало мнение о том, что эффективность сайта можно определить продолжительностью взаимодействия пользователя с сайтом, количеством страниц сайта, к которым обратился пользователь. Однако в проектировании пользовательских интерфейсов эффективность не может определяться по количественному признаку, а лишь по качественному. Так, например, эффективность обучения определяется не его продолжительностью, а изменением уровня компетентости обучающегося. Эффективность психотерапии определяется не количеством часов или сеансов, а изменениями структуры личности клиента. Эффективность сайта с позиций учета человеческого фактора следует оценивать по тому, насколько изменилось поведение пользователя не только на самом сайте (хотя это, конечно, важно с точки зрения эргономики), но и в обыденной жизни.

Если сайт посвящен, например, аквариумистике, то признаком его эффективности послужит то, что в результате знакомства с его материалами аквариумист стал более эффективным в своем хобби (вода перестала портиться, рыбы начали размножаться, а водные растения бурно расти). Общий недостаток многих информационных ресурсов состоит в том, что они только предоставляют информацию, но не выводят пользователя на поведенческий уровень. Наверное, каждый пользователь Интернета встречал хотя бы один сайт, рекламирующий какой-либо товар, на котором невозможно было найти информацию о продавце или о процедуре приобретения товара. Это происходит из-за того, что создатели сайта не удерживают в своем воображении модель пользователя , особенности его мотивации, жизненных ценностей и поведения, а также потому, что создатели сайта не потрудились прописать для себя общую бизнес-логику своего проекта: его цели, методы их достижения и критерии оценки эффективности. Результатом взаимодействия с сайтом должно стать принятие пользователем определенного решения. Идеальным будет, если это решение совпадет с задачами создателя информационного ресурса. Обозначим модель принятия решения пользователем в процессе взаимодействия с сайтом.

Необходимость принятия какого-либо решения мотивирована определенной проблемой. С ее прояснения должна начинаться деятельность пользователя на сайте (первый этап принятия решения). Поскольку возможности интерактивного взаимодействия с пользователем достаточно ограничены создатель сайта не может напрямую спросить у пользователя, чего он хочет прояснение проблемы должно осуществляться посредством означивания круга вопросов, которые можно решить на данном сайте или его части (странице) и предоставление пользователю выбора вариантов уточнения проблемы. Очень важно информационно поддержать пользователя. Все неясные или неоднозначные термины и аббревиатуры должны быть расшифрованы здесь же. А также по возможности должны быть приведены ссылки на материал, при помощи которого можно повысить свою компетентность в данной области.

Если на сайте, торгующем велосипедами, пользователь видит лишь перечень моделей (К-25, К-30, К-45), то он будет вынужден изучать все варианты, в то время как эту задачу можно было бы решить, предложив пользователю выбор из списка: детские велосипеды, прогулочные, спортивные, горные, и, например, кратко объяснить, чем отличается прогулочный велосипед от горного. Вторым этапом принятия решения должно быть поэтапное информирование пользователя об особенностях того или иного выбора. Поэтапность здесь важна для того, чтобы пользователь имел возможность остановиться в продвижении по одному из выбранных путей, и, либо обратиться к другой альтернативе, либо уже здесь принять решение. Второй этап должен быть тесно связан с первым. Это означает, что информирование пользователя должно происходить с учетом проблемы, которая мотивирует его поиски. Не стоит тратить время и силы пользователя на сообщение ему не связанных с проблемой характеристик товара, но нужно ясно показать, как именно решает проблему данный товар. Главным правилом эффективной торговли (а в современном обществе отношения строятся в основном на принципах рыночного обмена, поэтому здесь слово товар понимается в самом широком его смысле) является следующее правило: Продажа есть удовлетворение потребностей клиента. Все остальное не есть продажа . Если сайт не удовлетворил потребности своего пользователя значит это плохой, негодный сайт.

Третий этап (собственно принятие решения) должен начинаться не по окончании второго, а развиваться параллельно с ним. На каждом шаге информирования (повышения компетентности пользователя) должно предлагаться совершение тех или иных действий, или принятие тех или иных решений. Если речь идет о действиях, то должен быть описан четкий и ясный алгоритм их совершения; если же о решениях, то должен подводиться промежуточный итог с ясным и лаконичным выводом, который в идеале должен принять пользователь.

Таким образом, информационная поддержка принятия решения представляет собой прояснение проблемы, повышение уровня компетентности в данной проблемной области, и собственно совершение действий по реализации принятого решения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий