Общество воспитывает своих членов как «винтики» производственного механизма. Личные потребности каждого учитываются как усредненные. Отсюда и возникло понятие «я должен», то есть должен делать то, что требуется не мне лично, а обществу. Понятие долга возникло вместе с возникновением человеческого общества. Долг – это выполнение исторически выработанных правил человеческого общежития, рассматривается как конкретизация общих требований морали (от латинского mores — обычаи, нравы, поведение).
Однако с развитием человеческого общества, с развитием специализации и кооперации, и с переходом на рыночные отношения, понятие долга приобрело другую, более конкретную форму. Должен – вынужден, обязан, принужден, повинен.
Все это внесло определенную путаницу в наше сознание. Тем более что понятие морального долга зависит от различных форм толкования нравственной необходимости, то есть каждый трактует его так, как ему, по сути, удобно. Конкретный рыночный долг – это принуждение. Моральный долг, скорее выгода, так как позволяет существовать в обществе себе подобных. Но понятие «общество» в современных условиях настолько обширно и неконкретно, что не известно кому должен, не известно сколько, а уж тем более не известно за что.
Но в нашей генетической памяти настолько сильно запечатлелась выгодность долга перед обществом, и настолько сильное разочарование в ответном долге общества перед человеком, что такое противоречие между генетической памятью и реальностью стало основой современных дисбалансов психики.
Привычная надежда на государство – это надежда на действия людей, которых мы не знаем, а только видим по телевизору, да и видим только то, что они пытаются продемонстрировать, и которые не знают нас, да видимо, и знать не хотят. Поэтому полагаться можно только на тех людей, с которыми взаимодействуешь по жизни, долго знаешь их сам, и которые знают тебя. При этом все понимают, на что они могут рассчитывать во взаимоотношениях. А, ведя процесс увеличения уровня взаимопонимания и согласия, этим обеспечиваешь себе более прогнозируемое будущее.
В этом случае понятие «я должен» приобретает другой смысл – мне выгодно. А раз мне выгодно, то я этого хочу. Совместив все свои «я хочу» с «я могу», можно выстроить сбалансированный жизненный процесс, тем более что в этом случае никому не должен, так как все долги заменены на собственные желания.
Я хочу и могу себя обеспечивать, я хочу и могу себя обслуживать, я хочу и могу сделать так, чтобы меня окружали люди, которые развиваются вместе со мной в сторону большего взаимопонимания и согласия на основе сотрудничества с целью дальнейшего изменения жизни каждого из нас в сторону более прогнозируемого, более легкого, более интересного будущего.
В этом и есть счастье.
– Источник: http://belkon.ru/