Теории любви

Из теории любви Роберта Стернберга : Роберт Стернберг, исследователь из Йельского университета, на протяжении нескольких лет изучал динамику любовных отношений и разработал интересную модель, которая включает в себя три основных элемента любви. Данные элементы можно уподобить трем сторонам треугольника, площадь которого соответствует размерам и стилю любви.

Интимность является эмоциональным элементом и подразумевает близость, взаимную поддержку и партнерство. В процессе развития отношений, по мере того как партнеры сближаются, интимность, как правило, постепенно возрастает, начиная с определенного уровня, достигнутого в начале отношений. В стабильных и гармоничных отношениях интимность не всегда имеет внешнее выражение, однако отчетливо проявляется в кризисных ситуациях, которые пара преодолевает вместе. Страсть является элементом мотивации любви и проявляется в виде желания соединиться с любимым, чем и обусловлено половое возбуждение и стремление к сексуальным отношениям. На первом этапе отношений важность этого аспекта любви постоянно возрастает. Стернберг уподобляет страсть наркотику, который манит людей и сулит наслаждение. Если один из партнеров внезапно прерывает отношения, другой партнер может страдать от депрессии и раздражительности, испытывая душевную боль от расставания. Со временем в процессе длительных отношений страсть стабилизируется, поскольку уже не в состоянии оказывать соответствующую стимуляцию и доставлять такое же наслаждение, как прежде. Это не означает, что страсть теряет значение или исчезает. Страсть просто теряет важное значение как элемент мотивации отношений. Преданность представляет собой конгнитивный аспект любви, как при кратковременных, так и при длительных отношениях. При первых встречах с потенциальным партнером любовные отношения не подразумевают преданности. Однако по мере сближения партнеров взаимная преданность приобретает большее значение. Подобно иным элементам любви, преданность со временем стабилизируется или снижается, если отношения оказываются неудачными. Согласно результатам исследования Стернберга, прогнозировать удачно складывающиеся отношения можно в том случае, если человек видит в своем партнере желаемое отношение к себе. Если один партнер уверен в том, что другой любит его недостаточно сильно, между ними могут возникнуть размолвки и конфликты. Можно сделать определенные сопоставления: страсть – вожделение, интимность – романтическая любовь, преданность – долговременная привязанность. Теория любви Эриха Фромма : Любовь – ответ на проблему человеческого существования. Не могу не удержаться, чтобы тут же не обратить внимание на эту гениальную фразу, вобравшую в себя социально-психологическую проблему смысла жизни и ее решение каждой личностью. Правда, это требует многих уточнений, и вопрос не может сводиться к тому, что смысл жизни – в любви. Любая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования. Вторая гениальная фраза! но так же требующая уточнения. К сожалению, дальше речь пошла про “инстинкты” и библейские аналогии. И все же здравый смысл побеждает 🙂 Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. У младенца “я” уже развито, но еще очень слабо, он не чувствует отделенности, пока мать рядом. От чувства отделенности его оберегает физическое присутствие матери, ее груди, ее тела. Только начиная с той поры, когда в ребенке развивается чувство своей отделенности и индивидуальности, ему становится недостаточно уже присутствия матери, и начинает возрастать потребность иными путями преодолеть отделенность. … Сексуальное удовлетворение может вызвать состояние, подобное производственному или действием определенных наркотиков. Обряды коллективных сексуальных оргий были частью многих примитивных ритуалов. Кажется, что после оргиастического переживания человек может на некоторое время расстаться со страданием, которое во многом проистекает из его отделенности. Постепенно тревожное напряжение опять нарастает и снова спадает благодаря повторному исполнению ритуала. … Формами, которые индивид выбирает в неоргиастической культуре, являются алкоголизм и наркомания. В противоположность тем, кто участвует в социально одобренном действии, такие индивиды страдают от чувства виновности и угрызений совести. Хотя они пытаются бежать от отделенности, находя прибежище в алкоголе и наркотиках, они чувствуют еще большее одиночество после того, как оргиастические переживания заканчиваются, и тогда растет необходимость возвращаться в свое прибежище как можно чаще и интенсивнее. Мало чем отличается от этого прибежища сексуальное оргиастическое решение проблемы. В определенном смысле, это естественная и нормальная форма преодоления отделенности и частичный ответ на проблему изоляции. Но для многих индивидов, чья отделенность не преодолима иными способами, источник сексуального удовлетворения обретает ту функцию, которая делает его не слишком отличимым от алкоголизма и наркомании. Оно становится отчаянной попыткой избежать тревоги, порождаемой отделенностью, и в результате ведет к еще большему увеличению чувства отделенности, поскольку сексуальный акт без любви никогда не может перекинуть мост над пропастью, разделяющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг. … Единение посредством приспособления не бывает сильным и бурным. Оно осуществляется тихо, диктуется шаблоном и именно по этой причи-не часто оказывается недостаточным для усмирения тревоги одиночества. Случаи алкоголизма, наркомании, эротомании и самоубийств в современном западном обществе являются симптомами этой относительной неудачи в приспособлении. Более того, этот выход из проблемы затрагивает, в основном, ум, а не тело, и потому он не идет ни в какое сравнение с оргиастическим решением проблемы. … Третий путь обретения единства состоит в творческой деятельности, в том, чтобы стать артистом или мастером. В любом виде творческой работы творческий человек объединяет себя со своим материалом, репрезентирующим внешний мир. … Желание межличностного слияния – наиболее мощное стремление в человеке. Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению – уничтожению себя и других. Без любви человечество не могло бы просуществовать и дня. … Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. … Любовь – это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать. … Давание – это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. … Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя – а значит любить. … Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному “объекту” любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. … если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то “я люблю тебя”, я должен быть способен сказать “я люблю в тебе все”, “я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя”. АльтруизмНасколько альтруизм окрашивает любовь и является неотъемлемой ее частью, можно судить по статье Альтруизм: Постулат: Альтруизм это – Любовь в действии. Если задуматься над этим, то откроется многое, например, что Любовь и похоть с первого взгляда – не одно и то же и скороспелые браки – почти все построены на влечении, а не на Любви. Что Любовь – не половое чувство, не пищевое (хотя я люблю шашлык) и никакое другое не чувство, а воплощенное Вами во внешнем самое светлое в душе, делающее это внешнее предельно близким Вашему пониманию и приятию. Альтруизм же – проявление этого чувства в непосредственном действии, направленном на то, чтобы причинить добро так, как именно Вы понимаете это добро. Бывает, – срывая прекрасный цветок, чтобы поставить его в хрустальную вазу. Как Любовь случается, несмотря на ненависть, так и альтруизм проявляется необязательно к объекту, кажущемуся прекрасным и в этом – шкала, разделяющая людей, начиная с нуля, кому вообще не даны такие порывы, через тех, кто спасает только красивую девушку и дает милостыню только симпатичной старушке, похожей на идеальный образ бедной учительницы, к тем, кто не способен вообще оставаться равнодушным к любым проявлениях зла и несправедливости (опять-таки так, как он сам это понимает). … Альтруизм исследовали многие на основе огромного исторического материала. Альтруизм произошел от стадности. Стаю объединяет вовсе не иерархия лидерства, а необходимость совместного выживания. Отдельная особь стаи почти не имеет шансов на выживание. В стаю, особей объединяет закрепленное в инстинктах стадное чувство взаимной необходимости. Во многих случаях оно проявляется в безусловной взаимовыручке, которую можно наблюдать даже у зверей, а не только у человека. Проявляется это в виде порыва в определенных обстоятельствах, который всегда осознается просто потому, что находится в фокусе текущего восприятия. Не бывает подсознательного альтруизма, как неосознаваемого поступка. Т.е. ты вдруг очнешься от каких-то своих мыслей и обнаруживаешь, что совершил что-то альтруистическое. Между альтруизмом и ночным недержанием мочи – принципиальная разница в механизмах. РевностьЧувство ревности, имея выраженное эволюционное происхождение, у людей приобретает свою специфику и множество оттенков. В Мужская ревность зависит от женской фертильности Ника Флеминга: Мужчины становятся более ревнивыми и острее ощущают присутствие доминантных самцов в период, когда их жены или подруги находятся на пике фертильности в рамках своего цикла, говорят ученые. Мужчины, партнерши которых близки к овуляции, точнее выделяют в чертах лица постороннего мужчины классические признаки доминантности. Это исследование подтверждает предыдущие данные о том, что в период наибольшей фертильности своего менструального цикла женщины одновременно более склонны заводить сексуальные связи и их сильнее влечет к альфа-самцам. Предположительно, это объясняется с тем, что наличие маскулинных черт связано с высоким уровнем тестостерона, что обещает передачу хороших генов потомству. Роб Беррисс, аспирант биологического факультета Ливерпульского университета, основной автор исследования, говорит: “Сообщества животных, таких как, например, шимпанзе, могут счастливо сосуществовать до тех пор, пока самка не оказывается готовой к спариванию. Тогда два доминантных самца в группе становятся соперниками и начинают борьбу за ее внимание”. Точно так же и у людей сопоставление по признаку доминантности усиливается, когда женщина наиболее фертильна. В http://community.livejournal.com/nauka_i_jizn/90590.html: По данным исследования, опубликованного в журнале Neuropsychobiology, существует пять видов ревности: депрессивный, параноидальный, маниакальный, боязнь развода и гипертрофированный. В шкале стрессов ревность равна ошеломляющему внезапному удару, от которого замирает сердце. Толстеющие мужчины не подозревают, что стали жертвой своей собственной ревности. … Зачастую ревность является отражением вопроса внутреннего равновесия и манеры реагирования человека на внешние раздражители. Профессор Симонелли, как сообщает Inopressa, утверждает: “Существуют легко управляемые ситуации. Например, пара, в которой один из партнеров слишком симпатичный. Если второй партнер достаточно уравновешенный, то он не будет испытывать никакого дискомфорта. В стрессовых ситуациях он будет склонен драматизировать ситуацию и переживать из-за поведения партнера”. Проблема заключается в том, что тот, кто провоцирует ревность, очень часто испытывает легкую благодарность за подобную реакцию партнера. Интересно, что сами ревнивцы изменяют очень часто. Психологи называют такую манеру поведения “проективной ревностью”. Суть ее в том, что ревнивец не желает видеть недостатки в себе и замечает их лишь в других. Проще говоря, ревность прекрасного и доброго негодяя. “Так ведут себя донжуаны, которые меряют по себе и боятся измены, потому что сами изменяют”, – подчеркивает психотерапевт, специализирующаяся на вопросах брака, Джанна Скелотто. В то же самое время нет ничего плохого в легкой ревности. Но если переступить предел, то ситуация выходит из-под контроля. Ревнующий человек становится жертвой сильных, разрушительных эмоций, и ему самое время обратиться к психотерапевту. На вопрос, откуда берется ревность, ученые отвечают: из опасения потерять любимого. Еще о любвиВ http://www.sexplorer.ru/content/view/215/95/ : Во время одного исследования добровольцам показывали фотографии любимых и одновременно сканировали мозг: механизм активизации определенных участков мозга при этом сильно отличался от того, что происходит во время сексуального возбуждения. Вообще, по словам ученых, любовь является таким же мощным двигателем в жизни человека, как, например, голод. Руководитель исследования антрополог Хелен Фишер из Университета Ратджерс в Нью-Брансвике напомнила, что на протяжении всей истории человечества люди создавали стихи и музыку, пели песни, танцевали и даже умирали ради любви, но никак не ради секса! Хотя считается, что для мужчин секс куда важнее любви, это совсем не умаляет их возможности любить: в среднем три из четырех самоубийств из-за несчастной любви совершаются именно мужчинами. В Маскулинность – фемининность как паттерны поведения молодежи Городновой Н. Н.: Категория, которая конструирует отрасль половой дифференциальной и гендерной психологии применяется в гендерных исследованиях для определения культурно-символического содержания “женского” и “мужского” – это категория “маскулинности – фемининности”. Одной из категорий в гендерных исследованиях, которая относится к феномену маскулинности – фемининности есть полоролевое поведение. Оно определяется как специфическое поведение в несексуальной сфере, которое связанно с усвоением женских и мужских норм, ценностей и установок. Несмотря на множество теорий формирования маскулинности и фемининности, в настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то – есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результатом современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая. В психологии преобладала идея о том, что в человеке имеются и женские и мужские элементы, но они не проявляются одновременно. Считается, что идеальных мужчин, где фемининность равна 0, а также идеальных женщин, у которых маскулинность равна 0, в действительности не существует. А. Константинопль высказывает сомнение относительности такой концептуализации маскулинности – фемининности и рассматривает их как независимые величины. Идея независимости маскулинности и фемининности связана с появлением такого понятия как андрогиния. Идея о наличии промежуточных форм между “идеальным мужчиной” и “идеальной женщиной” стала источником новой идеи о том, что маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими структурами. Каждый человек содержит в себе определенное соотношение маскулинных и фемининных черт с высоким уровнем их проявления и определяется как андрогиния. … Фемининность характеризуется экспрессивностью, зависимостью, принятием других. В то время как маскулинность диктует доминирование в отношениях, предполагает агрессивность, эмоциональную холодность, самоуверенность, высокую самооценку. … Данные исследование выявило некоторые отличия в показателях маскулинности и фемининности студентов; в частности, 39% девушек определили у себя маскулинные черты, 32% фемининные, 23% андрогинные и 6% – недифференцированный тип поведения. Маскулинных юношей за полученными данными – 34%, фемининных – 37%, и это беспокоит, поскольку они составляют свою гендерную модель поведения по фемининному типу, 25% – андрогинных и 4% недифференцированный тип. …мы получили данные, которые свидетельствуют о существование ярко выраженных отличий в паттернах поведения у подростков из классов экономического и гуманитарного направления. Результаты показали, что андрогинные показатели во всех группах меньше, подростки и молодежь отдают предпочтительную ориентацию на маскулинную или фемининную модели поведения. Недифференцированный тип определяет наиболее слабый тип поведения личности по сравнению с другими типами и не предусматривает стабильного выбора стратегии поведения в группе. Только андрогинная полоролевая модель поведения дает человеку больше возможностей для выбора стратегий поведения в разных сферах человеческой деятельности, как наиболее эффективной, совершенной и успешной. Сопоставляя с ранее приведенным исследованием: Определение “доминантного” мужчины было дано следующее: “Мужчина, который, судя по его виду, может получить то, чего захочет” становится ясным, что даже выбор профессии резко влияет на приобретение мужских и женских качеств, важных как признаки привлекательности. В Основы сексологии Городновой Н. Н.: Во всякой любви важное место занимает забота о любимом человеке. При отсутствии заботы то, что выглядит как любовь, может оказаться всего лишь одной из форм желания. … И половое влечение, и любовь могут быть страстными и всепоглощающими, а потому отличить одно от другого может оказаться трудным. Ключевым признаком служит то, что лежит за чувством. В чистом нефальсифицированном половом влечении элементы заботы и уважения минимальны; они могут возникнуть позднее, но не составляют основное ядро чувства. Желание познать другого человека определяется лишь в физическом или чувственном, но не в интеллектуальном плане. Эта цель достигается легко. Хотя настоящая любовь может сопровождаться страстной жаждой полового единения, уважение к любимому человеку преобладает. Без уважения и заботы наше влечение к другому человеку может быть всего лишь имитацией любви. Уважение дает нам возможность ценить личность любимой(го) и ее(его) благополучие, препятствуя тем самым использованию их чувств в эгоистических целях. … о том, что происходит, когда в любовных отношениях отсутствуют уважение и забота, высказали Пиль и Бродский (Peele, Brodsky, 1976). Они полагают, что потребность в такого рода отношениях сравнима с теми потребностями, которые могут привести человека к алкоголизму или наркомании. “Любовь” в таких ситуациях на самом деле аналогична зависимости. … Отметим еще несколько особенно интересных тенденций, выявленных психологами. 1. Любовь с первого взгляда во многих случаях на поверку оказывается мифом, который призван оправдать слишком быструю с точки зрения приличий готовность вступить в половую связь (Murstein, 1980), однако иногда любовь действительно возникает таким образом (Solomon, 1981, 1989). 2. Бытующее представление о том, что мужчины предпочитают “недоступных” женщин, просто неверно (Walster et al., 1973). 3. В студенческом возрасте женщины влюбляются чаще, чем мужчины (Dion, Dion, 1973, 1975), но у мужчин это происходит быстрее (Hill, Rubin, Peplau, 1976). 4. Свыше 80% опрошенных студентов обоего пола уверены в том, что не вступят в брак с человеком, которого не будут любить (Bernscheid, 1988). 5. Мужчины дольше переживают разрыв, чем женщины (Walster, Walster, 1978), а женщины чаще прекращают романы, чем мужчины (Hill, Rubin, Peplau, 1976). Несмотря на то, что последние годы интерес к любви как к научной проблеме резко возрос и такие исследования вошли в моду, нам представляется по-прежнему актуальным высказывание одного выдающегося психолога: “Что касается любви, то тут психологи не справились со своей миссией. То немногое, что нам известно о любви, не выходит за рамки простого наблюдения, а то немногое, что мы о ней пишем, гораздо лучше описано поэтами и писателями” (Harlow, 1958). Хочется надеяться, что всеми представленными материалами покров таинственности сорван с любви 🙂 нисколько ее при этом не опошлив, а наоборот, убеждая в важности всех ее компонентов: страсти, романтики и преданности. Кроме того, показана преемственность ее высших проявлений для наполнения жизни смыслом 🙂 Об этом – в подборке материалов О смысле жизни: Наибольший эффект в обретении смысла жизни можно достигнуть только в отношениях с человеком, настолько же стремящемся к этому и понимающему это, в пределе – если это очень близкий, любящий человек. Значит, наивысшую значимость человеческой жизни придает Любовь, которая – Бог его души. И эта Любовь (назовем ее с большой буквы 🙂 чтобы различить с расхоже понимаемым чувством) – не просто влечение, каким бы сильным оно ни было, и не просто радостная эйфория, переполняющая душу, а небезразлично-тревожное, постоянно неудовлетворенное отношение к близкому человеку, то, во что развилось уникальное человеческое свойство – неудовлетворенность существующим, раскрывшая высшие духовные качества и представленная художественными творениями человеческой культуры. Поэтому такая любовь никак не может ограничиваться только личными взаимоотношениями двоих людей. Они оказываются не только духовно связаны друг с другом, но и вместе со всей культурой. Получается довольно неоптимистичная картина: без близких, любящих людей, смысл жизни неполон и ущербен. Но это так и есть. Поэтому его ищут как сокровище, но мало кто может похвастаться, что действительно нашел, а ему это не показалось 🙂 Не пора ли сделать вывод, что в таком случае попытки найти свой смысл жизни – дело безнадежное и махнуть рукой? Это все равно что сделать выбор перестать быть по сути человеком 🙂 И тогда шанса нет вообще, останется лишь развлекаться и самоудовлетворяться, оставаясь одиноким даже в шумном обществе, пока это доступно, пока все смертельно не приестся, пока большая пустота не затмит собой все. Самая основная потребность, которая создала человека, не удовлетворима если она еще есть в человеке. Стоит только ей исчезнуть из генофонда людей, и они перестанут быть людьми, потеряв всякий интерес к переменам, удовлетворяясь имеющимся, постепенно теряя все приобретения и не восполняя их. Заключительный вывод: человек тем ближе к удовлетворенности смыслом своей жизни, чем он ближе к взаимной Любви. Но как же легко обмануться, если толком не понимать, что же это такое! А Любовь – это всегда творчество, это – желание приблизить к своему пониманию, в первую очередь, близкого человека и весь мир его культуры, к которому тот причастен, беспокойное взаимное стремление быть небезынтересным и значимым. Хотя многие предпочитают говорить о “высокодуховности”, о возвышенных формах любви, на деле почти все, в первую очередь, прислушиваются к тому, что подсказывают им врожденные и приобретенные признаки симпатичности, неосознаваемо зажигающие вожделение. Эта моментальная оценка потенциального партнера, буквально по нескольким признакам, моментальное решение о возможности любви, конечно же, не имеет ничего общего ни с какой “высокодуховностью” и не является чем-то непознаваемо священным.

Стоило бы четко осознавать, что это – более примитивный уровень реагирования в выборе партнера, чем то, что достигнуто спецификой человеческого сущестования. Он неудержимо увлекает, но очень скоро оказывается, что такие желанные и чудесные признаки прекрасно уживаются с теми чертами характера, которые никак не способствуют действительно духовной близости интересов, стремлений, задатков.

Проходит от одного дня до пяти лет, вожделение исчезает как туман, и остается пустота и чужой человек, с которым почти ничего не связывает. Было бы удачей, если аванс, данный природой реализовался в действительно духовной близости. Но такое случается очень редко.

Это ни в коем случае не значит, что уровень влечения – нечто низменное и постыдное. Именно на этих чувствах основаны культура и искусство – как элемент культуры. Это то, что связывает нас с природой, пуповина, которую способна прервать только смерть. Говорить об этом как о низменном так же нелепо как объявлять низменным рождение детей. Но многие рожают детей, а только некоторые умеют реально и плодотворно участвовать в их становлении. И высшие уровни любви и высшие проявления культуры – это специфика только человека. Хотя не стоит забывать, что других животных – своя специфика развития, недоступная людям 🙂 как неотъемлемое качество соответствия вида всему окружающему (включая и сам этот вид).

Если понимать, что специфика людей позволяет быть намного выше базовых животных мотиваций вожделения, то вполне возможно начать выбор партнера не с них, а сначала соразмерить возможность духовной близости, стараясь не видеть этих манящих (или отталкивающих) признаков привлекательности. Но нам не просто быть свободными от уровня, определяемого нашей животной сущностью и отказаться от внешне проявляемой привлекательности черт тела и общения. Мало кто решится стать близким безобразной ведьме, даже если она ангел в душе и очень близка по духу. Вот наоборот – чаще всего и происходит 🙂 В этом – печаль Любви.

Источник: http://www.scorcher.ru/art/love/love.php

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий