Что такое любовь Печать E-mail
Способны ли любить негры возвышенно? Конечно! - удивится любой сегодня, хотя еще не так давно в Америке большинство негров людьми не считали, а к их любви относились точно так же, как к любви и преданности собак и лошадей. Сегодня все народы, какими бы своеобразными и непонятными традициями и повадками не обладали их представители, большинство из нас, все же, не может не причислять к людям. Иногда эти традиции и повадки кажутся более чуждыми и непонятными (особенно если привлечь историческую перспективу), чем повадки домашних животных. Есть специалисты, которые свою жизнь посвятили изучению жизни животных. Если спросить их мнение, то окажется, что в этих животных им понятно куда больше, чем то же самое в людях. Человек по давней привычке отделяет себя от других животных, хотя все попытки исследователей найти качественные различия в психике человека и других высших животных не привели к успеху (см. сборник Человек среди животных). Такие явления как речь, исследовательское поведение, творчество, использование орудий, разум, культурная преемственность, альтруизм, абстрактное мышление, религиозное чувство и любовь совершенно достоверно и четко наблюдаются не только у людей. Различия - лишь в их специфике, обусловленной использованием у данного вида. Те, кто считает других животных более ""низменными"", более постыдными, чем человек, когда сравнивает наиболее неказистых представителей человечества с ""грязными"" животными, - делает это по устоявшейся привычке или он - очень невежественный человек. Другие животные не ""лучше"" и не ""хуже"" нас, они просто другие. Каждый вид достаточно сильно отличается от всех других видов, обеспечивая именно его специфику выживания, и некорректно сопоставлять какие же их особенности ""выше"" тех, что имеются у других. И даже те общие черты, что находятся почти у всех высших животных, не могут быть отнесены к ""примитивным"" или ""высокодуховным"" потому, что без того ""примитивного"", что есть у нас, мы существовать не можем, и оно жизненно более необходимо. Мы не может любить только ""как человек"" и при этом быть свободным от любви ""как у животных"". Все это сказано только для того, чтобы по возможности предостеречь от негодования по поводу сравнения любви человека с любовью других животных и прослеживания их общих черт. Такое негодование столь же нелепо как если бы мы не желали видеть, что и у нас и у них течет кровь примерно одного состава и теми же свойствами, совершенно так же организован мозг, и генетическая структура почти идентична (ДНК шимпанзе и человека идентичны на 96%, что говорит о том, что различаться как виды человек и обезъяна начали примерно в 4% общих программ эволюционно обуслоленного развития, т.е. плод человека развивается так же как и обезъяний и только в самой последней стадии возникают видовые различия.). Этим, конечно же, нисколько не отрицается все то духовное и значимое в культуре, что накоплено людьми и проявляется его представителями. Для истинного понимания любви, очень полезно проследить, как она развивалась у животных с усложнением организации нервной системы и какова специфика этого явления у человека. При этом неизбежно, как это всегда прослеживается, человек имеет и использует все то, что ему досталось от предков при развитии вида. И в соответствующих условиях, для которых была развита та или иная особенность, она всегда проявляется. Поэтому воспользуемся для понимания такого явления как любовь тем же методом, который успешно был применен для понимания возникновения и развития психических явлений с обобщением в статье О системной нейрофизиологии . Ознакомиться с этой статьей настолько важно, насколько в этом тексте будут использоваться описываемые там принципы и механизмы. Но это не обязательно делать прямо сейчас :) и стоит пока просто принять сказанное к сведению, чтобы потом иметь возможность, в случае интереса, изучить более глубоко и составить собственное мнение.Как и любое другое психическое явление, любовь развивалась от самой простой системы адаптивных реакций и, на ее основе, возникали все более усложненные специфические дополнения, необходимые для реагирования в более сложных условиях. Такой простейшей системой реакций является половое поведение у простейших. Начиная с жестко наследуемой структуры связей нервной сети, не имеющих личного отношения (например, у насекомых) эта система обеспечивает психику рецепторным восприятием признаков, по которым идентифицируется условия полового поведения и партнер, а так же обеспечивает моторными программами действий, связанных с восприятием. Это и есть база для последующего формирования системы личного отношения в контексте полового поведения. Точно так же как в случае всех других психических явлений. Начиная с птиц (по сложности организации нервной системы), в психике используется специализация, сужение области восприятия и ответных реакций в виде эмоционального контекста поведения, определяющегося личным отношением. Все эмоциональные контексты основываются на двух полюсах отношения: хорошо и плохо, что определяет закрепление или блокировку опыта в данных условиях. Затем этот базовый контекст еще более специализируется в ярко проявляемые эмоции, окрашенные базовым отношением как отрицательные или положительные. Половое поведение в этом плане ничем не отличается и если текущие условия возбуждают эмоциональный контекст полового поведения, то это сужает и направляет все возможные реакции личности. Как и в других случаях, наблюдается голод и страдание от неудовлетворенной потребности, а в случае удовлетворения - радость со специфическими для данной личности положительными ощущениями. Попытка вызвать положительные ощущения искусственно, не обусловленная действительным результатом поведения, характерная для высших животных, приводит к развитию неадекватности поведения (формированию рекций, не обусловленных реальными причинами) и в естественных условиях практически сразу пресекается развитием реальных событий (в качестве отрицательного опыта). У человека же она приводит к привычкам, зависимостям, вплоть до серьезных последствий для психики (См. на примере Осознанные сновидения). Мистические учения, говорящие о чистой Любви, точно так же как о чистой Энергии, чистой Истине, чистом Добре и Зле и т.п., выделяя человеческие абстракции в виде будто бы самостоятельных и независимых сущностей, призывают к самодостаточности такой Любви, вне зависимости от какого бы то ни было, объекта и условий возникновения любви. Само ощущение любви в той форме, что доступна данной личности его жизненным опытом, конечно, можно получить искусственно, не только непосредственным раздражением определенных зон мозга, но и медитативно, психическим усилием. И это будет ощущение (любой мыслимой яркости и силы), но всегда вызванное, стимулированное чем-то, а вовсе не само по себе, и, как и все подобные ощущение в отрыве от какого бы то ни было соответствия действительности, приводят к развитию поведенческой неадекватности, и ни к чему более (т.е. ни к какому ни ""самосовершенствованию"", а совсем наоборот, к утрате тонкого, совершенного баланса поведения с условиями действительности.).В следующих приводимых сатьях и их дополнениях, приводится исходный фактический и обобщающий материал, позволяющий более детально и, в то же время, взаимосвязано, получить представления о таком психическом явлении как любовь. Виды любви, любовь у животныхВ статье Механизмы любви у животных: Мыши-полевки - существа общительные и относятся к тем 3% млекопитающих, которые, по наблюдениям ученых, вступают в моногамные отношения. Ухаживание у степных полевок - захватывающее дух ""действо"", продолжающееся целые сутки. После этого они заключают со своим избранником союз на всю жизнь. Они предпочитают проводить время со своим партнером, часами чистят друг друга и живут в одной норе. Полевки избегают контактов с другими потенциальными партнерами. Самец становится агрессивным сторожем самки. А после рождения детенышей супруги становятся нежными и заботливыми родителями. А вот близкий родственник степной полевки - полевка горная - не проявляет интереса к долговременным отношением с партнером и ограничивается сексом ""на одну ночь"". ... Подробности того, что происходит по ходу ""истории любви"" полевок, поразительны. Когда степные полевки спариваются, выделяются два гормона под названием окситоцин и вазопрессин. Если выделение этих гормонов блокировать, половые отношения между степными полевками становятся такими же мимолетными, как и у их ""распутных"" горных родственников. И, наоборот, если ввести эти гормоны степным полевкам, но не давать им вступать в половые отношения, они по-прежнему будут отдавать предпочтение своим избранникам. ... Как объясняет Лэрри Янг, исследователь проблемы социальных привязанностей Emory University (Атланта, штат Джорджия, США) мозг имеет систему поощрений, предназначенную для того, чтобы заставлять мышей-полевок (а также других животных и людей) делать то, что они должны делать. Без этой системы они забывали бы есть, пить и вступать в половые отношения, что имело бы катастрофические последствия. Животные продолжают этим заниматься потому, что в результате чувствуют себя лучше. ... Хотя спаривание стимулирует у людей, как и у полевок, выделение вазопрессина и окситоцина, роль этих гормонов в мозгу человека пока не очень ясна. Но если наличие у людей основанной на запахе мнемонической системы опознания партнеров (подобной обонятельному образу мышей-полевок) маловероятно, тем не менее есть серьезные основания предполагать, что пара этих гормонов поможет раскрыть некоторые секреты человеческой любви. Так, среди исследованных человекоподобных обезьян более высокий уровень вазопрессина в центрах поощрения мозга у моногамных мартышек был выше, чем у немоногамных макак-резусов. ... Часть мозга, ""пораженная"" любовью, включает области, одна из которых отвечает за инстинктивные чувства, а другие генерируют эйфорию, подобную той, которую вызывают наркотики. Таким образом, состояние мозга влюбленных людей отличается от состояния мозга людей, испытывающих другие сильные эмоции, и скорее напоминает мозг человека, одурманенного наркотиком. Любовь, другими словами, использует механизмы нервной системы, задействованные в процессе наркотической зависимости. ""Мы в буквальном смысле находимся в зависимости от любви"", - отмечает д-р Янг. Как мыши-полевки. Стоит обратить внимание на то, что в данных экспериментах обращалось внимание на состояние именно животной, ""чувственной"" любви, а не та часть любовных переживаний, которая связана с социальными отношениями, к отношению к другой личности даже не в качестве текущего сексуального партнера. Поэтому представляется вероятным, что животные, устанавливающие прочные социальные отношения, поступают так благодаря особому расположению их рецепторов для восприятия вазопрессина и окситоцина. В результате эволюции распределение этих рецепторов варьируется, способствуя появлению социальных и асоциальных видов полевок. Чем больше рецепторов находится в областях, связанных с поощрением, тем большее удовольствие доставляет социальное взаимодействие. Социальные группы и само общество в конечном итоге зависят от этих рецепторов. Но для того чтобы механизм эволюции начал работать, у мышей, как и у людей, должны быть индивидуальные различия. А это имеет интересные последствия. В прошлом году Стивен Фелпс, работающий вместе с д-ром Янгом в Emory University (Атланта, штат Джорджия, США), обнаружил большое разнообразие в распределении рецепторов вазопрессина у отдельных особей степной полевки. Фелпс предполагает, что эти различия способствуют индивидуализации социального поведения, иначе говоря, одни полевки проявляют большую верность своим партнерам, а другие - меньшую. По словам д-ра Янга, ему вместе с коллегами удалось выявить много разновидностей гена рецептора вазопрессина у людей. ""Возможно, когда-нибудь мы будем в состоянии, изучив последовательность генов и последовательность промоторов, изменить генотип человека и связать его со способностью хранить верность"", - мечтает Янг. Уже удалось провести эксперименты по изменению этого генетического материала с поразительными результатами. Ученые могут увеличивать экспрессию соответствующих рецепторов у степных полевок, усиливая тем самым способность животных сохранять верность своему партнеру. В 1999 г. группа исследователей под руководством доктора Янга осуществила пересадку гена рецептора степной мыши в ДНК обычной (менее ""верной"") мыши. Созданная в результате трансгенная мышь стала гораздо более общительной по отношению к особям другого пола. Именно отношение системы значимости, определяет все отмеченные особенности и, если у мышей это происходит как результат видовых особенностей, то у людей система значимости значительно более индивидуальна и в неизмеримо меньшей степени зависит от особенностей вида, хотя в самой своей основе - зависит. Это означает, что констатируется лишь конкретный механизм физиологической реализации социально обусловленной любви (а не полового влечения), но никак не рассматриваются его социальные и личностные мотивы. По мнению ученой из Rutgers University (Нью-Джерси, США) Хелен Фишер, автора новой книги о любви, есть три разновидности этого чувства: вожделение, романтическая любовь и долговременная привязанность. Хотя иногда эти разновидности сосуществуют, в принципе они представляют собой самостоятельные феномены со своим эмоциональными и мотивационными системами и соответствующими ферментами. Эти системы возникли в процессе эволюции с целью обеспечения, соответственно, спаривания, моногамии и воспитания потомства. Вожделение, естественно, вызывает стремление к спариванию. Психолог из Concordia University (Монреаль, Канада) Джим Пфаус говорит, что состояние после полового акта напоминает состояние, вызываемое действием наркотических средств. Образуется крепкий химический ""коктейль"" благодаря повышению уровня серотонина, окситоцина, вазопрессина и эндогенных опиоидов (естественного физиологического эквивалента героина). ""Эти изменения могут выполнять несколько функций - расслабление организма, получение удовольствия - и, возможно, вызывают привязанность именно к тем индивидуальным особенностям партнера, с которыми все это ассоциируется"", - говорит доктор Пфаус. Следующий объект исследований - влечение или состояние влюбленности (которое иногда называют романтической или навязчивой любовью). Это чувство более утонченное, чем простое вожделение, и позволяет людям останавливать свой выбор на определенном партнере. Влечение характеризуется возбуждением и навязчивыми мыслями о предмете страсти. Некоторые ученые утверждают, что это психическое состояние может приобретать нейрохимические характеристики маниакальной фазы депрессии. Правда, результаты исследований доктора Фишер показывают, что фактические особенности поведения влюбленных (такие, как попытки вызвать ответные чувства у предмета обожания) скорее напоминают обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). ... Какой бы чудесной ни казалась романтическая любовь, чувство это непостоянное и не может служить надежной основой для воспитания детей. Но завершающий этап любви - долговременная привязанность - позволяет родителям сотрудничать при выращивании потомства. Это состояние, говорит доктор Фишер, характеризуется чувством умиротворенности, безопасности, социального комфорта и эмоционального единения. Так как названные три системы независимы, они способны функционировать одновременно - с опасными последствиями. Как объясняет доктор Фишер, вы можете чувствовать глубокую привязанность к супругу, с которым вас связывают долговременные отношения, и в то же время испытывать романтические чувства к кому-нибудь другому, ощущая сексуальное влечение безотносительно вашего партнера. Эта независимость означает способность любить одновременно несколько человек, - ситуация, приводящая к ревности, супружеским изменам и разводам. Но при этом благодаря возможности многочисленных половых связей и полигамии такое поведение повышает вероятность появления на свет большего числа детей и тем самым увеличивает будущий генофонд. Как отмечает доктор Фишер, мы созданы не для счастья, а для воспроизводства. В сообщении Лебединная любовь показывается сразу два важных момента: что любовь может быть неразделенной, не изменяя при этом свои свойства и глубины, и то, что вызвать влечение и даже привязанность может то, что обладжает ""волшебным"" набором внешних признаков, даже если это - неодушевленный предмет.Чёрные лебеди, которых нередко называют печальными, обычно находят себе ""возлюбленных"" среди сородичей своего, чёрного цвета и живут с ними в единобрачии. А чёрный лебедь, живущий в окрестностях немецкого города Мюнстера, сильно удивил биологов. Мало того, что он безумно влюбился в белого лебедя, так ещё и предмет его обожания — это двухместный водный велосипед. Каждый день с раннего утра до позднего вечера чёрный лебедь нарезает круги вокруг своей дамы сердца, превосходящей его по размерам, как минимум, в 5 раз. Он наблюдает за ней и охраняет её от других лодок, при приближении которых чёрная птица хохлится и начинает причитать....Роман, как сообщает WDR.de, начался в первых числах мая, через день после того, как лебедь впервые увидел судно. Его поведение указывает на то, что лебедь испытывает привязанность к водному велосипеду. ... Случаи, когда лебеди обознаются и клюют"" на водные велосипеды или другие имитации, встречаются не впервые. В Гамбурге лебедь так же имел возлюбленного из пластмассы, правда, своего цвета. Этим и необычна трагическая история с мюнстерской птицей. В статье Симпатия к незнакомому человеку формируется за доли секунды:Для того, чтобы составить мнение о характере и способностях незнакомца, мозгу человека требуется десятая доля секунды. Это первоначальное впечатление может быть скорректировано только в процессе личного общения, утверждают американские психологи.В ходе эксперимента, проведенного сотрудниками Принстонского университета, 200 добровольцам предлагалось оценить по фотографиям незнакомых людей такие их качества как привлекательность, ответственность, надежность, компетентность или агрессивность. На разглядывание фотографий отводилось от 0.1 до 1 секунды.По данным исследователей, участникам было вполне достаточно минимального интервала времени для того, чтобы составить ясное представление о характере человека на фото. Получив дополнительное время на размышление, участники только укреплялись в выбранных ранее оценках.«Связь между чертами лица и особенностями характера может быть минимальной, однако это не мешает нам оценивать других с первого взгляда», - отмечает один из организаторов исследования Алекс Тодоров.«Мы очень быстро определяем, обладает ли данный человек важными для нас чертами характера, например ответственностью и компетентностью, даже не переговорив с ним. Следовательно, мы проявляем бессознательную склонность к торопливым и необдуманным решениям», - добавляет Тодоров.По словам Тодорова, данные сканирования головного мозга, проведенного испытуемым, свидетельствуют о том, что формирование симпатии к незнакомому человеку происходит почти без участия интеллекта, и что в этом процессе задействованы тот же отдел мозга, который отвечают за ощущение страха. Речь идет о так называемой мозжечковой миндалине – весьма древнем сегменте, сформировавшемся у позвоночных намного раньше префронтальной коры, в которой локализуются центры интеллектуальной активности.Симпатия к незнакомому человеку формируется за доли секунды.Источник www.rekicen.ru по материалам medlinks.ru Про то как мало нужно, чтобы активизировать отзывчивость, обусловленную признаками симпатичности можно прочитать в сообщении Ученые вывели научную технику флирта.В произведениях Чезаре Ломброзо, которые строго научными не назовешь потому, что, несмотря на собранный фактический материал, он подобран тенденциозно, так, чтобы присутствовало только доказывающее предвзятую позицию автора, однако ценно то, что сам материал все же фактический и поэтому его можно использовать, если делать это корректно.В Женщина преступница и проститутка Чезаре Ломброзо: Если не считать насекомых (Ublencus cicatricosus), то о любви можно в собственном смысле говорить только у птиц, так как они являются в зоологической лестнице первыми, у которых наблюдается более или менее продолжительная жизнь парами. Но и здесь самец является более активным членом таких пар. В противоположность другим животным, -- говорит Brehm, -- большинство самцов-птиц проводит всю свою жизнь с одной самкой; полигамия и многократное парование, как это наблюдается у млекопитающих, у них встречается редко. Два супруга, вступив раз в союз, поддерживают таковой в течение всей своей жизни, -- и это исключительный случай, чтобы один из них нарушил его. Но так как у птиц число самцов превышает число самок, то и здесь имеются свои холостяки"" и ""вдовцы"", которые стараются овладеть чужими самками. Поэтому в период парования между самцами происходят часто отчаянные схватки, в которых одни из них защищают неприкосновенность своего супружеского ложа от других, пытающихся его осквернить. Ревность, и порою самая сильная, также не редкость среди птиц. Часто можно видеть, что самки вместе со своим самцом сообща прогоняют слишком дерзко добивающегося взаимности любовника, но нередко бывает и так, что самка благосклонно относится к последнему, предпочитая его своему, так сказать, законному супругу. Наблюдали самок, которые, спустя полчаса после того как их самец был убит, отдавались другим. Самцы, очевидно, более страдают, теряя своих самок, что, быть может, зависит от того, что ""им труднее найти новых"" (Brehm. Жизнь животных, т. III, с. 25). И так далее еще много примеров, которые можно посмотреть в оригинале по приведенной ссылке. Самка северного оленя отдает всегда предпочтение самому сильному самцу (Darwin). Bleakiron утверждает, что он никогда не видел кобылу, которая не отдалась бы любому жеребцу; между тем такие случаи имели место в главной конюшне Wright a. Hunter описывает ту хитрость, какую пришлось употребить, чтобы случить самку зебры с ослом; для этого последнего выкрасили в белые поперечные полосы на манер того, как выглядит зебра. Зебра-самец не так разборчив, и с ним нет надобности принимать таких предосторожностей. Для зебры-самки высшая красота ее самца заключается, очевидно, в полосатости его (Richet. De l amur). О том, что за чувство вожделения у высших животных и людей всегда ответственен определенный набор признаков симпатичности партнера, описано ниже. ...домашняя собака, бывшая некогда, по мнению Grani Allen a, независимым, диким и хищным животным, в настоящее время, после тысячелетней дрессировки, отличается, живя рядом с человеком, такой верностью и привязанностью к нему, что уже давно вошла в поговорку. Собака часто так предана своему господину, что если последний умирает, то она нередко также издыхает, оправдывая таким образом известную поговорку, цитируемую Darwin oм: ""Собака -- единственное существо на земле, которое любит нас больше, чем самое себя"". В сообщении Британские психологи вывели 9 типов любви между мужчиной и женщиной:1. ""Взрослая любовь"". Включает взаимное доверие, признание и поддержку.2. ""Стрела Купидона"". Описывает пары, охваченные слепой страстью (такие как Антоний и Клеопатра).3. Гедонистическая любовь. Когда для человека главное - получать мимолетные наслаждения, тема многих фильмов Голливуда.4. Любовь как единение людей. Характеризует отношения, в основе которых лежат романтические чувства.5. Демифологизированная любовь (любовь без иллюзий). Когда партнеры считают, что для поддержания отношений нужно работать над собой, проявлять терпение и идти на компромисс.6. Любовь как эмоциональное приключение. Ведет к психологической перестройке личности. Примером может служить опыт Бриджит Джонс.Переходные типы7. От ""стрелы Купидона"" до ролевых взаимоотношений, которые возникают под давлением общественных норм - опыт пары из известного английского фильма Дэвида Лина ""Короткая встреча"" (Brief Encounter).8. От ""стрелы Купидона"" до близкой дружбы.9. ""Сообщающиеся сосуды"" - любовь, при которой два человека становятся единым целым (один может закончить фразу другого). Источник: http://www.scorcher.ru/art/love/love.php
 
« Пред.   След. »
Подключиться к кабельному телевидению