Разум принято определять как познавательную деятельность, которая открывает сущность действительности. Однако такое определение скорее подходит к разумной деятельности, чем к понятию разума. Конечно, трудно определить то, что нельзя «пощупать». Но можно попытаться представить себе модель, опираясь на подобие того, что мы знаем. Представим себе большого «осьминога», у которого миллиарды «щупалец». Каждое «щупальце» – это индивидуальное образование, как бы индивидуальный разум. А весь «осьминог» – общий разум. Каждый индивидуальный «отросток-щупальце» – вырастает для того, чтобы понять себя, а по существу понять себя самому «осьминогу». В период роста отдельное «щупальце» приспосабливается к тем условиям, в которых растет, осознает себя во взаимодействии с окружающей его средой и окружающими его «щупальцами». Через эти миллиарды «щупалец» «осьминог» познает самого себя. Фактически, каждое «щупальце» это и есть сам «осьминог», но одновременно каждое «щупальце» индивидуально.
Целью познания является понимание и проявление своих возможностей для дальнейшего более экономичного движения, для продолжения познания. Поэтому функции каждого «щупальца» одинаковы, отличаются только своей конкретностью и положением в пространстве. Поэтому борьба между «щупальцами», с точки зрения общей задачи познания, не имеет смысла. Смысл в борьбе возникает только по причине нехватки пропитания.
Полученная на отдельное «щупальце» информация, мгновенно становится известна всему «осьминогу», а значит и всем «щупальцам». И только по причине того, что отдельное «щупальце» занято борьбой, а значит, выстраивает внутренние и внешние информационные границы, эта информация становится недоступной для данного «щупальца». Следовательно, развитие возможностей разума заключается в том, что, организуя процесс обеспечения себя всем необходимым за счет своего полезного участия в жизни соседних «щупалец», снимаются информационные границы, и информация известная «осьминогу» становится известна данному «щупальцу». Для «осьминога» польза заключается в том, что общая информация, трансформируясь через индивидуальность конкретного «щупальца», становится более глубокой, более точной. Это как съемки многими камерами с разных точек одного и того же объекта.
Опираясь на приведенную модель разума, можно сделать вывод о том, что накапливать знания, а тем более меряться с другими людьми, у кого этих знаний больше, бессмысленно. Имеет смысл помогать окружающим людям, раскрывать возможности разума, это будет прибавлять возможности и знания всем, в том числе и себе самому. Но для этого надо выйти из позиции участника, и посмотреть на все происходящее с позиции наблюдателя, тогда мы сможем увидеть, что все мы на 99 процентов одинаковы. Наблюдатель отличается от участника тем, что не подгоняет и подталкивает действия под планируемый результат, а наблюдает, какой результат может получиться от данной организации действий других людей и своих действий. Такое наблюдение дает возможность понять, что действия других людей, в той или иной степени свойственны и нам самим, в ком-то проявленные больше, а в ком-то меньше. Дает понимание того, что результат зависит от организации действий. Но, находясь в позиции участника, человека занятого «подталкиванием» выполнения запланированного, заметить в себе привычные проявления практически невозможно.
Боязнь оторвать внимание от своих сиюминутных интересов, не дает возможность стать наблюдателем, а боязнь оторваться от контроля действий коллектива окружающих людей, не дает возможность стать созерцателем. Созерцателю свойственно вообще не учитывать при наблюдении ничьих интересов. Если наблюдатель вносит влияние на процесс своим присутствием, ведет наблюдение с целью сбора информации для дальнейшей организации действий, то созерцатель собирает информацию для выработки, уточнения и изменения мировоззрения, то есть понимания общих закономерностей построения мира. Опираясь на вышеописанную модель разума, можно представить себе наблюдателя, как «щупальце» понимающее общность своего строения с другими «щупальцами» и организующего взаимные действия. Созерцателя – как «щупальце», понимающее, что оно является составной частью «осьминога», и ищущего его интересы, а, следовательно, и свои интересы.
Для перехода в позицию наблюдателя, надо понимать и возобновлять понимание достаточности удовлетворения своих основных потребностей, свойственных живому существу, для прогнозируемого обеспечения продления жизни в будущем. Для этого необходимо организовывать и совершенствовать режим своей индивидуальной деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, в том числе во взаимодействии с окружающими людьми, на основе своей полезности для них, таких похожих, но все-таки индивидуальных. Именно сочетание индивидуальностей укрепляет полноту реализации потребностей всех членов коллектива, именно похожесть людей дает возможность понимать, что основные потребности практически одинаковы, а значит, для их реализации приемлемы общие идеи и технологии. Для перехода в позицию созерцателя, необходимо понимать и возобновлять свою полезность по своим жизненным связям, для прогнозируемого увеличения уровня взаимопонимания и согласия по этим связям. Эти действия позволят постепенно освобождать ресурсы, задействованные для контроля внутреннего состояния, контроля удовлетворенности основных жизненных потребностей, контроля действий окружающих людей. Что позволит снимать рефлекторные мышечные напряжения, поддерживаемые для создания информационных границ. Увеличивать уровень внутренней свободы и принимать информацию о наиболее общих принципах построения окружающего мира, себя и окружающих людей.
Затрудняет выход в позиции наблюдателя, а тем более созерцателя, подсознательная подчиненность программам психики, которые реализуют задачу продления жизни на уровне условных и безусловных рефлексов, реализуют задачу сохранения существующего неизменным, в том числе и сохранение жизни неизменной.
Разум позволяет понять, на каких идеях работают эти программы, выработанные эволюцией, понять, что они наработаны методом проб и ошибок, поэтому и сохраняются неизменными, для предотвращения ошибок. Разум позволит, познавая основы строения себя и окружающего мира, организовывать жизненный процесс для реализации задачи продления жизни разумным путем. Не нужно будет удерживать существующее неизменным. Наоборот, каждая новая идея позволит изменять организованный жизненный процесс в более экономичную сторону.
Разум дает понимание того, что у всех нас единая цель – продление жизни, только каждый реализует ее по-своему, в этом и заключается различие. На основе общей цели гораздо проще находить взаимопонимание. В существующих нормах и правилах жизни в социуме ничего неправильного нет, только каждый трактует их по-своему. Их можно применять, только в них надо вкладывать разумный смысл. Договариваясь по каждой жизненной связи о том, что мы понимаем под этими нормами и правилами, мы сможем приходить к согласию. В процессе реализации задачи продления жизни разумным путем важен каждый человек с его индивидуальным взглядом и мышлением. Поэтому выстраивать необходимо такие общественные отношения, которые направлены на развитие каждого отдельного человека. А общество в целом будет развиваться не с точки зрения развития производительных сил, а с точки зрения развития разумных возможностей, потому что общество также необходимо развивать, а не сохранять или восстанавливать на прежнем уровне. Индивидуальные мышцы заменяемы, индивидуальный разум уникален.
-Источник: http://belkon.ru/