Самообман.

Практически каждый человек ощущает свое недостаточное участие в каком-либо деле, результатами которого он в той или иной степени пользуется. При этом одни из нас стараются меньше пользоваться этими результатами, как бы экономя, растягивая во времени возможность такого пользования. Другие наоборот стараются использовать такую возможность по максимуму, пока она существует. Но и те и другие убеждают себя в том, что они и так достаточно делают, чтобы иметь возможность использовать эти результаты. При этом все опираются на общепринятые понятия долга. Пенсионеры убеждают себя в том, что отдали долг государству, хотя платит пенсию не государство, а люди, которые работают в настоящее время. Супруги убеждают себя в том, что достаточно делают для семьи, исполняя свой семейный и супружеский долг. Хотя во всех случаях применения понятия долга мало уместно, никто взаймы ни у кого не брал и никому не давал.

Понятие конкретной полезности конкретным людям трансформировалось в нашем обществе за время существования общинного уклада в различные понятия взаимоотношений коллектива, общества с конкретным человеком. Причем этот «конкретный человек» настолько расплывчатое понятие, что все выработанные обществом правила можно интерпретировать как угодно. И вот теперь, даже понимая, что свою собственную жизнь невозможно построить без реализации собственных полезных действий конкретным людям, мы сталкиваемся с последствиями «общественных форм отношений». Ты сам можешь быть полезен, но ответную полезность ты можешь не получить. Это тормозит проявление нашей полезности, а без проявления полезности невозможно прогнозируемо обеспечить себя всем необходимым.

Каковы причины того, что человек не стремится быть полезным? Одна из них – это долг. Человек приучен, что, выполняя долг по отношению к какому-либо коллективу, коллектив уже обязан удовлетворять его потребности. Само понятие долга не предполагает конкретизацию полезности. Можно назвать такую полезность «размазанной полезностью», потому что она не учитывает конкретного человека и его конкретные запросы, то есть производится без учета конкретности полезного результата. Понимая, что сам не приносит конкретной полезности, человек предполагает, что и ему никто не сможет быть конкретно полезен, а поэтому и сам не стремится быть кому-то конкретно полезным.

Другая причина – это воспитанное неприятие к принципу «ты мне, я тебе». А без этого принципа невозможно построить взаимополезные отношения между конкретными людьми.

Еще одна немаловажная причина, по которой люди не устремлены быть полезными друг другу, это воспитанное неприятие к показухе и подхалимажу. Даже несогласие – это один из способов привлечение к себе внимания. А проявить полезность, как не странно может показаться, это что-то близкое к этим понятиям, потому что также направленно на конкретного человека. Поэтому, воспитанное в нас мышление, особенно в плане оценки наших действий со стороны окружающих людей, «как на меня посмотрят», не позволяет преодолеть барьер сдерживания реальной полезности конкретным людям.

Да и сам как я на себя посмотрю, вдруг неправильное поведение придется скрывать от окружающих людей, ведь это также вызовет необходимость дополнительно напрягаться.

Нежелание быть полезным, даже в ответ на полезность другого человека, это сильное ощущение своей ущербности, ощущение недостатка возможностей, ощущение, что растратишь больше, чем получишь. Ложность этого предположения очевидна – никто из близких нам людей никогда не попросит того, что мы не в состоянии сделать, тем более по договоренности, когда можно и подготовиться, и развить в себе необходимые возможности. Конечно, сам можешь еще не понимать, чем можешь быть полезен человеку. Но когда он сам просит, и ты отказываешь, это точно собственная ущербность, воспитание на долге, а на самом деле хитрость, взять больше, отдать меньше. А уж обосновать такую позицию можно чем угодно, какими угодно нормами и правилами.

Не устремленность организовывать свой режим деятельности – это и есть не устремленность быть полезным, потому что если организовался, то в обговоренное время нужно обязательно сделать то, что было обговорено. В неорганизованном режиме можно не быть полезным, ссылаясь на то, что не знал и не готов.

Главным сдерживающим фактором, мешающим проявлять свою полезность, является наше естественная потребность получать что-то взамен. Поэтому для проявления полезности важно знать, что обязательно что-то получаешь взамен. И это так, мы всегда получаем информацию к размышлению, что помогает развивать возможности разума, без развития которых невозможно быть полезным ни себе, ни окружающим людям.

Каждый человек имеет свое субъективное мнение. Любое субъективное мнение, в той или иной степени, приближается к объективному. Так как каждый человек индивидуален, значит если собрать два различных субъективных мнения, то в сумме мы найдем больше объективного, чем в каждом отдельном. Поэтому мнение любого человека интересно с той точки зрения, что хоть оно и субъективно, но в нем обязательно найдется какое-то зерно, добавив которое в свое собственное мнение, приблизишься к объективной картине происходящего. Уже этим, люди друг другу полезны, даже если человек и не стремится быть полезным. Даже своим поведением, каждый человек «высказывает» свою точку зрения на происходящее.

Если человек делает что-то, то тому есть обязательно какая-то причина, да и мы наверняка, в той или иной степени, делаем то же самое. Поэтому, разбираясь в причинах поведения других людей, мы в любом случае будем полезны хотя бы сами себе, потому что поймем причины своего похожего поведения, и найдем идею, изменяющую наше поведение в более экономичную сторону. Однако это возможно только в том случае, если мы поставили задачу продления жизни, которая предусматривает изменение себя в сторону обеспечения большего уровня внутренней свободы, в сторону развития возможностей разума, в сторону повышения уровня проявленной полезности для себя и окружающих. В таком случае первичным интересом становится интерес к изменению себя самого, для чего и будет интересно находить идеи для таких изменений, а их проще найти, помогая разбираться в насущных проблемах окружающим людям. Без постановки задачи продления жизни, ставится по умолчанию задача сохранения всего имеющегося неизменным, в том числе и себя самого. Тогда любая информация будет раскачивать стабильность, и вызывать только беспокойство и страх.

Мы спорим, для того чтобы ничего не менять в собственной жизни. Мы боимся думать о чем-то, не потому что узнаем что-то, а наоборот, что не узнаем и не разберемся, а напрасно затратим время и внимание. Надо четко понять для себя, что ни один вопрос не встанет перед нашим сознанием, если мы не готовы на него ответить. Ответ может придти и не сразу, но обязательно придет, иначе мы просто бы не заметили этого вопроса. Только не желание менять себя и свою жизнь обрекает нас на все существующие в нашей жизни проблемы. Именно не желание, не умение – это оправдание этого не желания.

-Источник: http://belkon.ru/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий