Терпение.

Терпение ассоциируется со способностью сдерживать и контролировать чувства, а на самом деле это способность сдерживать активность, направленную на переустройство того, что не удовлетворяет. Такая способность присуща каждому человеку, только у одних она выражается в пассивном терпении, у других в активном нетерпении. Суть от этого не меняется, неудовлетворяющее остается на месте, борись с ним в состоянии нетерпения, или старайся не возбуждать себя в состоянии терпения. Считается что терпение – это высшее душевное качество человека для его самосовершенствования. Много поговорок придумано на тему терпения, но особенно интересны будут две: — «Терпи казак, атаманом будешь», и – «Чаша терпения переполнилась». Первое выражение конкретно указывает цель терпения – стать вожаком, выждать и занять высокое место в иерархии общества. Второе же показывает, что существует ограниченный ресурс, используемый для поддержания состояния терпения. Следовательно, если терпение считать качеством, помогающим самосовершенствоваться, то необходимо повышать ресурс, используемый для терпения. В итоге, совершенствование превращается в увеличение ресурса терпения, а цель совершенствования – занятие высокого места в какой-то структуре общества.

Конечно, неприятно находиться рядом с человеком нетерпеливым, а особенно нетерпимым. По сравнению с ним, кажется, что человек терпеливый лучше. На самом деле и то, и другое, делает человека одинаково вредным для окружающих. Какая разница между тем, кто разрушает, и тем, кто спокойно на это смотрит? Терпеливый, на самом деле, потворствует нетерпеливому. Это не значит, что надо становиться нетерпеливым, и бороться с таким же нетерпеливым. Что же такое состояние терпения, и чем оно схоже с нетерпением? Терпим мы на самом деле только то, что нас не удовлетворяет. Это могут быть реальные условия жизни, взаимоотношения, уровень обеспеченности, отсутствие интереса. А могут быть придуманные нами.

Состояние терпения – это сдерживание активности, направленной на устранение причин неудовлетворенности. А нетерпение – гиперактивность, причем бессистемная, не продуманная, направленная на борьбу с причинами не удовлетворяющего, чаще всего на кажущиеся причины. И в том и в другом случае отсутствует анализ ситуации, подготовка действий, то есть не применяются возможности разума. И если существует «чаша терпения», которая может переполниться, то значит состояние терпения такое же возбужденное состояние, как и нетерпение, следовательно ресурс терпения – избыток энергонасыщенности, переведенный в процесс торможения. Ведь энергия на нетерпение не появится просто так, следовательно, такая энергия выходит из состояния терпения. Разница в том, что в состоянии терпения вся энергия и все силы направлены на подавление состояния неудовлетворенности. Как только «чаша терпения переполняется», срабатывает «переключатель», и вся энергия переориентируется вовне, избыток энергонасыщенности переводится из процесса торможения в процесс возбуждения.

В этом и заключается схожесть двух состояний, в одинаковом состоянии повышенной энергонасыщенности, не растрачиваемой на полезные действия. И то и другое состояние одинаково вредно для организма, и одинаково вредно для окружающих людей. Не поддерживать состояния терпения и нетерпения можно только одним способом — не поддерживать состояние неудовлетворенности. Для этого просто надо понимать свои потребности, и по мере своих сил и способностей, которые необходимо постоянно совершенствовать, стремиться их удовлетворять. И причин для терпения не будет.

Часто, для того чтобы не поддерживать состояния терпения и нетерпения, и не думать о неудовлетворенных потребностях, люди используют способ «замыливания» своего сознания чтением бульварной литературы, просмотром теле-шоу, или «заливают сознание» вином и прочим. Но как отличить реальные причины для терпения от придуманных, нереальных? Как определить тот комплекс необходимых и достаточных потребностей, удовлетворение которых позволит не входить в состояние неудовлетворенности? Только при наличии единой смысловой цели в жизни. Только одна, главная жизненная задача позволит определить все необходимое для ее решения и в количественном и в качественном выражении.

Главные потребности – это те, удовлетворение которых поддерживают и совершенствуют жизнь человека, то есть продляют его существование. Условно их можно разделить на физиологические, социальные и разумные. Физиологические потребности – это воздух, вода, еда, сон, тепло, сухость и секс. Социальные – это востребованность человека в обществе, не в каком-то неопределенном обществе, а в той группе людей, с которыми человек поддерживает системный контакт. Разумные потребности – это потребность в новизне. Новизна – это пища для разума, она дает возможность разуму жить и развиваться.

Все перечисленные потребности должны удовлетворяться равномерно. Перекос в сторону большего удовлетворения каких-то определенных потребностей, тем более за счет ущемления других, вызовет точно такое же состояние неудовлетворенности, какое может вызвать полное неудовлетворение ущемленных потребностей. Удовлетворение физиологических потребностей реализовано практически у всех, тем более у людей читающих эти строки. Потребности разума в новизне каждый реализует на том или ином уровне сложности и экономичности, от путешествий до научных изысканий. Наибольшую сложность представляет реализация потребностей социальных. Привычка бороться за свое место в обществе, за свой авторитет и многое другое, настолько сильно развита, что просто так от нее сложно уйти. Только понимая, что мы не обязаны быть такими как все, позволит перестать сравнивать себя с другими, и это ликвидирует причину внутривидовой конкуренции.

Однако, выход из конкурентной борьбы в обществе, воспринимается инстинктивной системой как проигрыш, со всеми вытекающими из этого последствиями, ожиданием ненасыщенности, ощущением увеличения ущербности, ожиданием неуспеха в делах. То есть опять может привести в состояние неудовлетворенности. Выходом из этой ситуации может быть только организация взаимоотношений с окружающими людьми на основе своей полезности для них. Такая организация дает возможность «занимать свое место» в обществе и в то же время не бороться за него. Вместо борьбы, простая системная активность, основанная на развиваемых возможностях разума. Ведь место в обществе необходимо только для того, чтобы иметь гарантию удовлетворения своих потребностей, а каким образом это достигается, для системы инстинктов не важно. Не надо стремится к собственному возвышению в обществе для удовлетворения потребностей, когда можно организовать этот процесс на горизонтальных связях, то есть на равноправных, взаимополезных связях.

Удовлетворение всех основных потребностей не станет вызывать чувства неудовлетворенности, а, следовательно, отпадет необходимость в терпении и нетерпении.

-Источник: http://belkon.ru/

Добавить комментарий