Терпение. Печать E-mail
Терпение ассоциируется со способностью сдерживать и контролировать чувства, а на самом деле это способность сдерживать активность, направленную на переустройство того, что не удовлетворяет. Такая способность присуща каждому человеку, только у одних она выражается в пассивном терпении, у других в активном нетерпении. Суть от этого не меняется, неудовлетворяющее остается на месте, борись с ним в состоянии нетерпения, или старайся не возбуждать себя в состоянии терпения. Считается что терпение – это высшее душевное качество человека для его самосовершенствования. Много поговорок придумано на тему терпения, но особенно интересны будут две: - «Терпи казак, атаманом будешь», и – «Чаша терпения переполнилась». Первое выражение конкретно указывает цель терпения – стать вожаком, выждать и занять высокое место в иерархии общества. Второе же показывает, что существует ограниченный ресурс, используемый для поддержания состояния терпения. Следовательно, если терпение считать качеством, помогающим самосовершенствоваться, то необходимо повышать ресурс, используемый для терпения. В итоге, совершенствование превращается в увеличение ресурса терпения, а цель совершенствования – занятие высокого места в какой-то структуре общества.Конечно, неприятно находиться рядом с человеком нетерпеливым, а особенно нетерпимым. По сравнению с ним, кажется, что человек терпеливый лучше. На самом деле и то, и другое, делает человека одинаково вредным для окружающих. Какая разница между тем, кто разрушает, и тем, кто спокойно на это смотрит? Терпеливый, на самом деле, потворствует нетерпеливому. Это не значит, что надо становиться нетерпеливым, и бороться с таким же нетерпеливым. Что же такое состояние терпения, и чем оно схоже с нетерпением? Терпим мы на самом деле только то, что нас не удовлетворяет. Это могут быть реальные условия жизни, взаимоотношения, уровень обеспеченности, отсутствие интереса. А могут быть придуманные нами.Состояние терпения – это сдерживание активности, направленной на устранение причин неудовлетворенности. А нетерпение – гиперактивность, причем бессистемная, не продуманная, направленная на борьбу с причинами не удовлетворяющего, чаще всего на кажущиеся причины. И в том и в другом случае отсутствует анализ ситуации, подготовка действий, то есть не применяются возможности разума. И если существует «чаша терпения», которая может переполниться, то значит состояние терпения такое же возбужденное состояние, как и нетерпение, следовательно ресурс терпения – избыток энергонасыщенности, переведенный в процесс торможения. Ведь энергия на нетерпение не появится просто так, следовательно, такая энергия выходит из состояния терпения. Разница в том, что в состоянии терпения вся энергия и все силы направлены на подавление состояния неудовлетворенности. Как только «чаша терпения переполняется», срабатывает «переключатель», и вся энергия переориентируется вовне, избыток энергонасыщенности переводится из процесса торможения в процесс возбуждения.В этом и заключается схожесть двух состояний, в одинаковом состоянии повышенной энергонасыщенности, не растрачиваемой на полезные действия. И то и другое состояние одинаково вредно для организма, и одинаково вредно для окружающих людей. Не поддерживать состояния терпения и нетерпения можно только одним способом - не поддерживать состояние неудовлетворенности. Для этого просто надо понимать свои потребности, и по мере своих сил и способностей, которые необходимо постоянно совершенствовать, стремиться их удовлетворять. И причин для терпения не будет.Часто, для того чтобы не поддерживать состояния терпения и нетерпения, и не думать о неудовлетворенных потребностях, люди используют способ «замыливания» своего сознания чтением бульварной литературы, просмотром теле-шоу, или «заливают сознание» вином и прочим. Но как отличить реальные причины для терпения от придуманных, нереальных? Как определить тот комплекс необходимых и достаточных потребностей, удовлетворение которых позволит не входить в состояние неудовлетворенности? Только при наличии единой смысловой цели в жизни. Только одна, главная жизненная задача позволит определить все необходимое для ее решения и в количественном и в качественном выражении.Главные потребности – это те, удовлетворение которых поддерживают и совершенствуют жизнь человека, то есть продляют его существование. Условно их можно разделить на физиологические, социальные и разумные. Физиологические потребности – это воздух, вода, еда, сон, тепло, сухость и секс. Социальные – это востребованность человека в обществе, не в каком-то неопределенном обществе, а в той группе людей, с которыми человек поддерживает системный контакт. Разумные потребности – это потребность в новизне. Новизна – это пища для разума, она дает возможность разуму жить и развиваться.Все перечисленные потребности должны удовлетворяться равномерно. Перекос в сторону большего удовлетворения каких-то определенных потребностей, тем более за счет ущемления других, вызовет точно такое же состояние неудовлетворенности, какое может вызвать полное неудовлетворение ущемленных потребностей. Удовлетворение физиологических потребностей реализовано практически у всех, тем более у людей читающих эти строки. Потребности разума в новизне каждый реализует на том или ином уровне сложности и экономичности, от путешествий до научных изысканий. Наибольшую сложность представляет реализация потребностей социальных. Привычка бороться за свое место в обществе, за свой авторитет и многое другое, настолько сильно развита, что просто так от нее сложно уйти. Только понимая, что мы не обязаны быть такими как все, позволит перестать сравнивать себя с другими, и это ликвидирует причину внутривидовой конкуренции.Однако, выход из конкурентной борьбы в обществе, воспринимается инстинктивной системой как проигрыш, со всеми вытекающими из этого последствиями, ожиданием ненасыщенности, ощущением увеличения ущербности, ожиданием неуспеха в делах. То есть опять может привести в состояние неудовлетворенности. Выходом из этой ситуации может быть только организация взаимоотношений с окружающими людьми на основе своей полезности для них. Такая организация дает возможность «занимать свое место» в обществе и в то же время не бороться за него. Вместо борьбы, простая системная активность, основанная на развиваемых возможностях разума. Ведь место в обществе необходимо только для того, чтобы иметь гарантию удовлетворения своих потребностей, а каким образом это достигается, для системы инстинктов не важно. Не надо стремится к собственному возвышению в обществе для удовлетворения потребностей, когда можно организовать этот процесс на горизонтальных связях, то есть на равноправных, взаимополезных связях.Удовлетворение всех основных потребностей не станет вызывать чувства неудовлетворенности, а, следовательно, отпадет необходимость в терпении и нетерпении.Автор: Игорь ПаламоновИсточник: http://belkon.ru/
 
« Пред.   След. »
Подключиться к кабельному телевидению