Что можно делать полезное.

Чем можно быть полезным

Сколько не думай о том, что надо быть полезным, а полезнее от этого не станешь, пока не поймешь выгоду от этой полезности. Ведь на любую деятельность нужно затрачивать определенные, главное свои собственные ресурсы. В юности, когда все основные потребности были удовлетворены усилиями старшего поколения, никто не задумывался о затратах организма на ту или иную деятельность. Главное, чтобы было интересно, а полезно это кому-нибудь, полезно ли это самому себе, никого не беспокоило.

Когда же человек переходит на самообеспечение, то есть все необходимое для жизни зарабатывает своим трудом, то постепенно с возрастом усиливает свою активность внутренний калькулятор баланса затрат и приобретений. А уже в возрасте зрелости, когда избыток энергонасыщенности организма постепенно сходит, этот калькулятор работает в полную силу. Вдобавок ожидание старости и дряхлости, как периода жизни, в котором трудно будет самостоятельно обеспечивать себя, заставляет накапливать запас всего, что только возможно накопить. Тут уж даже со старой рухлядью расстаться сложно.

Система инстинктов не препятствует, а поощряет деятельность по приобретению запасов и уходу за ними. Если бы было возможно, то человек только бы этим и занимался. Но устройство мира таково, что любые вещи с течением времени приходят в негодность, и их необходимо заменять. Тем более при растущей динамике изменений в мире, вещи просто с катастрофической скоростью устаревают морально. Так возникает необходимость работать для замены устаревшего и вышедшего из строя. Но все произвести самому невозможно, поэтому необходимо налаживать прямой обмен, либо обмен с помощью универсальных обменных средств – денег. Это и вынуждает оторваться от ухода за запасами и производить то, что потребно окружающим. Однако каждый все равно воспринимает такую деятельность как вынужденную меру, как долг, как крайнюю необходимость. Поэтому большинство людей в повседневной деятельности не находят интереса, а поэтому не получают удовольствия от своего труда. Такой внутренний настрой не позволяет быть в полной мере полезным ни окружающим людям, ни самому себе.

Что же человек согласен отдать с удовольствием? И что согласен делать с интересом? Каждый согласен отдать то, что уже не нужно самому, а только занимает место, и отнимает время. Каждый согласен отдать то, что вернется к нему с улучшенными качествами.

Каждый согласен делать то, чем пользуется сам. Даже если что-то делается другими людьми, но делается, в том числе, и для себя. В этом случае человек будет участвовать в этом процессе для его корректировки, чтобы самому удобно потом было пользоваться. То есть каждый согласен участвовать в процессе улучшения и ухода за тем, что принадлежит ему совместно с кем-то, например общая квартира его семьи. К такому общему можно отнести то, что человек делает для себя, но может «под копирку» сделать и для других.

Но даже в этом перечне дел каждый ищет возможность перетерпеть. Зачем, думает человек, я буду делать это сегодня, подожду, поленюсь немного, авось кто-нибудь не выдержит и сделает это сам, а нет, так сделаю потом. Но как не стремись перетерпеть, а беспокойство все равно заставит действовать, а значит, действия опять будут не от интереса. Накапливающиеся беспокойства и углубляющаяся неопределенность дальнейшего существования в будущем, известные под названием «вуаль незнания», приводят к страхам и психозам. А уж через них пробиться интересу вообще невозможно, а значит, никакая деятельность не будет приносить удовольствия.

И только одно может заставить человека системно трудится – его собственная жизнь. Мы привыкли прикрываться своим незнанием устройства жизни, и своей занятостью и недостатком времени для ее изучения. Но стоит только задуматься о том, что никто в этом мире никому и ничем не обязан, как станет понятно, что никто и не обязан продлять нашу жизнь, кроме нас самих. А это уже системная задача. Главное, что решить ее в одиночку невозможно, потому что это поиск новых идей, отличных от идей, заложенных в инстинктивные программы.

Для решения такой сложной задачи разумным путем, а не на основе программ системы инстинктов, которая решает эту задачу путем накопления запаса и экономного расходования его, необходимо развивать возможности разума. А развить возможности разума можно только на практике, и не одному, а сочетая свои разумные возможности с возможностями других людей, своих жизненных партнеров.

В этом случае не нарушается заложенное системой инстинктов правило – все, что я делаю, я делаю для себя. Тем более при разумной полезности не нарушается правило – отдам все, что мне не нужно. Потому что полученные новые идеи, новыми являются только сегодня, завтра будут более точные, более глубокие, значит более новые. Для них и надо освободить место, срочно отдать. Не нарушается и правило – отдам то, что вернется ко мне с улучшенными качествами. Любая идея, воспринятая другим человеком, возвращается назад несколько в другом виде, ведь каждый человек имеет свою точку зрения, поэтому идея становится чуть точнее, чуть глубже.

Для изменения жизни к лучшему надо делать что-то новое, а это можно делать только за счет освободившихся, ненужных ресурсов. Такие ресурсы появляются в результате реализации новых идей. Ведь любая идея изменения жизни к лучшему – это идея, позволяющая сделать жизнь более экономичной, отсюда и возникают освободившиеся ресурсы. А ненужное, как мы выяснили, система инстинктов не препятствует отдать. Каждый человек, что бы он ни делал, делает это для того, чтобы жить сегодня, завтра и далее. Значит любая идея изменения жизни к лучшему дает возможность жить сегодня завтра и далее с меньшими затратами ресурсов, и получать идеи об изменении своей жизни также с меньшими затратами.

Остается один вопрос – как быть с материальной обеспеченностью? Продукты производства, с устоявшейся потребительской ценностью, имеют свою рыночную стоимость. Но как быть с новым, с новыми технологиями, с новыми идеями? Они не имеют цены, потому что сначала не востребованы большинством, ведь такой период проходят все новинки.

Ответ один – облечь их в привычные для окружающих, востребованные ими формы. Игры, тесты, упражнения и совместные тренинги для подростков и их родителей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий