Как бы человек не был устремлен к отдыху, а зарабатывать на жизнь вынужден, а значит вынужден тратить внутренние ресурсы. Даже собирая грибы, надо нагибаться. В любом случае необходимо проявлять активность, используя внутренние возможности. В процессе своего развития, каждый человек проходит следующие стадии развития:- собирателя (брать то, что удастся найти или отнять), – возделывателя (способствовать природным процессам),- производителя (соединять имеющиеся предметы, образуя новые объекты с новыми свойствами), – организатора (соединять известные процессы, для образования новых процессов с новыми возможностями), – мыслителя (находить идеи дальнейшего развития и решать сложные задачи, считавшиеся ранее неразрешимыми).
В любом случае, на любой стадии развития люди используют свои внутренние возможности, даже если они остановились на первой стадии развития.
Внутренние возможности включают в себя:- навыки (движения тела), – подготовку (знания, куда двигать тело для получения результата),- творчество (возможность, в ходе изменения условий протекания процесса, изменять движения, для получения желаемого результата).
Робот при изменении условий выполнения задачи, прекращает выполнение действий и относит задачу к неразрешимым. Следовательно, мы отличаемся от робота только способностью творчески мыслить. В подтверждение этого мы видим как простой, не творческий труд постепенно заменяется механизмами и роботами.
Все три внутренние возможности человека поддерживаются физиологическими процессами, дающими силовую и энергетическую составляющую. Подготовка к действиям (обучение) опирается на память, а творчество – на возможности моделировать процессы, анализировать их и синтезировать новые модели.
С возрастом силовые и энергетические возможности уменьшаются. Это происходит по естественным причинам – человек осваивается в окружающей среде и способен делать меньше лишних движений, меньше ошибаться, и не тратить ресурсы на исправление ошибок. Творческая составляющая, у большинства людей, постепенно заменяет силовую и энергетическую, не говоря уже об увеличении подготовленности к жизни за счет накопления жизненного опыта.
Проявляя свои возможности, человек опирается на внешние условия и внутренние состояния.
Внешние условия, по большей части, можно видоизменить. На морозе можно утеплиться, в жару – охладиться, и так далее. Если не лениться, то со временем можно создать любые удобные условия практически для любой деятельности.
Другое дело внутренние состояния. Они, как мы думаем, мало зависят от нас, даже если мы самостоятельно их не ухудшаем своими необдуманными действиями. Нам часто, а с возрастом все чаще и чаще, кажется, что наше внутреннее состояние не соответствует условиям нашей жизнедеятельности. Хотя по молодости, гораздо худшие условия деятельности просто не замечались. А в период зрелости, когда мы создали очень удобные условия для жизни, благоустроенное жилище, удобный транспорт, освоенная работа, все больше кажется, что внутреннее состояние не дает спокойно жить и свободно трудиться.
Все дело в том, что наши внутренние состояния определяются в большей степени циклическими процессами, отточенными миллионами лет эволюции сменами дня и ночи, зимы и лета, мы выросли в данном климатическом регионе и в данном часовом поясе. Психика четыре раза в день, при смене внутреннего физиологического состояния, задает «немой вопрос»: – «Состояние сменилось, может чего-то в нем недостаточно для продолжения деятельности?». Не дождавшись ответа, психика переводит нас в состояние экономии энергии и сдерживания активности. А мы, на сознании, воспринимаем это как нехватку сил и энергии. Каков вопрос, таков поиск ответа – ищем, что не хватает, а кто ищет, тот всегда найдет, и именно то, что ищет, то есть нехватку. Но, для конкретного действия, надо найти то, что будет достаточно, а не то, чего нет. Искать достаточность внутреннего состояния необходимо по определенному критерию. Задавая вопрос о внутреннем состоянии, надо иметь критерий достаточности, то есть точно понять, что мои состояния меня вполне устраивают.
Однако в изменяющейся среде изменяющийся объект не может получить статический критерий достаточности. Критерий тоже должен быть динамический. Нас устроит только один динамический критерий – то, что внутри нас, наше состояние, со всеми возможными колебаниями, изменяется к лучшему. И такой критерий может опираться только на то, что внутренние процессы, идущие в нас, требуют меньше внимания для управления ими.
Если мы введем в свой суточный график такое действие, как переосознание структуры своего жизненного процесса, с переосмыслением своего устройства, устройства жизни и устройства мира, то в процессе переосознания представлений о собственной жизни, если мы увидим что-то новое, значит у нас освободилось внимание, значит внутренние процессы стали протекать проще, значит внутреннее состояние изменяется к лучшему.
Плюс к этому, видя что-то новое, мы можем на этой основе глубже понять свою жизнь, и переустроить ее в лучшую сторону, что создаст еще более благоприятные условия жизнедеятельности. Остается уточнить, что такое лучшее. Когда ничего не собираешься менять, а только накапливаешь и увеличиваешь, то увеличиваешь и дисбалансы, и неудовлетворенности. Значит простым увеличением, неважно чего, к лучшему в жизни не придешь. Требуется изменение структуры, взаимосвязей, пропорций. А главное – избавляться от балласта. Как в воздухоплавании. -Источник: http://belkon.ru/