Психологические аспекты информационного обмена.

Любая получаемая или передаваемая нами информация, в каком бы виде она не была представлена, адресована людям и исходит от людей. В чем смысл этого информационного обмена? Основные задачи принятия информации – это, во-первых, получение знаний о структуре жизненного процесса, о структуре его составляющих, о способах и методах жизнедеятельности, и, во-вторых, подтверждение правильности понимания жизни и правильности жизненных действий.

Основные задачи передачи информации – это, во-первых, передача своих знаний и своего понимания жизни и жизненных действий, передача практического опыта ведения жизни, во-вторых, оценка знаний и правильности действий окружающих людей, и, как следствие этого, попытка показать свою значимость, непогрешимость, для получения права судить, и на основе этого занять более высокое место в обществе и требовать подчинения.

В результате информационный обмен между людьми ведется по трем основным направлениям:

1. Обмен знаниями об устройстве и функционировании окружающего нас мира и нас в нем;2. Обмен информацией о существующих правилах и нормах поведения, и возможных результатах неправильного поведения;3. Под видом передачи знаний или жизненного опыта, одностороннее саморекламирование своей значимости или заслуженности, с целью получения права на занятие более высокой позиции в обществе.

В историческом плане, и в плане индивидуального развития, первым появился обмен информацией основанной на жизненном опыте, полученном на основе собственных проб и ошибок. Родители объясняли детям, что можно, а что нельзя делать, какие последствия или наказания грозят за неправильные поступки и тому подобное. В обществе, подобный опыт передавался в виде сводов законов, норм и правил поведения, кодексов чести и морали, заповедей и многого другого. Это было связано с разной образовательной подготовкой людей. Невозможно объяснить теорию относительности человеку с тремя классами образования, невозможно объяснить свойства электричества двухлетнему ребенку, поэтому и применялась система «можно-нельзя». По мере повышения общего уровня образованности людей, возникал и развивался процесс обмена информацией об устройстве и функционировании окружающего мира, человека, общества. На основании полученных знаний человек мог выработать сам наиболее экономичные нормы и правила своих действий и своего поведения.

Таким образом, весь поток информационного обмена условно можно разделить на две части – обмен знаниями (что это?) и обмен опытом (что делать?). При обмене знаниями нам неважно мнение окружающих. Мы высказываем свой индивидуальный взгляд на устройство и функционирование чего-либо. А принимаем информацию, как индивидуальный взгляд другого человека, переосмысливаем свои знания вместе со знаниями, полученными от другого человека, и получаем новый, но свой собственный, взгляд на те же самые вопросы.

На основе обновленных знаний мы можем скорректировать свои собственные действия, а по завершении этих действий проверить правильность своих предположений. Как известно, критерий истинности знаний, это практика. Однако надо заметить, что без постановки задачи и без наличия предполагаемого результата будущих действий, проверить правильность будет невозможно. Поэтому надо не забывать ставить задачу и предполагать, на основе собственных знаний, какой результат мы получим. Тогда можно будет понять, какие дополнительные знания необходимо получить, чтобы в следующий раз реальный результат действий был ближе к предполагаемому результату. Если мы не ставим жизненных задач, не уделяем этому время и внимание, или пока еще не обладаем достаточными знаниями и жизненным опытом, то используем информацию о структуре, последовательности и способах действий. Оглядываясь на жизнь окружающих людей, мы выбираем из разных источников, во-первых, что имеют люди в этой жизни, во-вторых, какое место в обществе они занимают, и, в-третьих, что они делают для этого. Для этого нужна информация о действиях, а не об устройстве. И в связи с этим, нужен контроль правильности действий, со стороны окружающих людей. Возникает потребность во мнении окружающих. У всех не спросишь, и мы выбираем несколько значимых для себя людей для оценки правильности собственных действий.

А как можно доверять правильности оценки своих действий окружающими? Каждый человек индивидуален, и в одних и тех же условиях, при одних и тех же задачах, каждый выберет свой, более экономичный, лично для него, способ действий. Поэтому зачастую наши информационные судьи, оценивая нас, используют свое право судить для того, чтобы что-то требовать от нас.

Для этого многие стремятся занять место в обществе, с правом судить и требовать. Желающих стать «вождем» много, а мест мало. Если не учитывать внутреннее состояние «вождя», который всегда боится за свое место, то будет казаться, что занятие места «вождя», даст возможность вести самый экономичный образ жизни. Залезть в их внутренне состояние мы не можем, а, по молодости и неопытности, и свое то состояние не слишком чувствуем. Поэтому обращаем внимание только на видимое и осязаемое, в основном на то место в обществе, которое занимают люди, и которое дает им возможность пользоваться общественными ресурсами.

Поэтому критерием правильности жизненных действий и жизненных знаний может служить только внутренне состояние человека. Если он готов испытывать внутренние напряжения, свойственные любому руководящему работнику, то «флаг ему в руки». А эти напряжения, помимо беспокойства о потере руководящего поста или потере собственности, будут дополняться напряжениями сомнений в правильности избранного жизненного пути и правильности жизненных действий. Не оценивая правильность своей жизни на основе собственных знаний, уйти от мнения окружающих людей сложно, поэтому сомнения приходится задавливать внутренними напряжениями. Незыблемость жизненной позиции приходится поддерживать незыблемостью внутреннего состояния.

Более продуктивная жизненная позиция заключается в постоянном изменении жизненной позиции. Ни одно мнение окружающих не сможет поспевать за этой сменой. Поэтому опора возможна только на понимание мира, то есть на мировоззрение. А менять мировоззрение, постоянно уточнять его, можно только в постоянном обмене знаниями и, на основе этого, уточнении собственных знаний.

-Источник: http://belkon.ru/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий