Проблемы взаимоотношений. Учитель и ученик.

Технический прогресс освобождает человека, а в будущем ускоренными темпами будет освобождать, от не свойственного ему физического и монотонного управленческого труда. Основной деятельностью людей будет мыслительная деятельность. Однако уже сейчас прослеживается тенденция привнести в будущую деятельность взаимоотношения старых времен, взаимоотношения «учитель – ученик». На протяжении тысячелетий выработались взаимоотношения людей, основанные на принципе взаимоподчинения. Это прослеживается во всех видах деятельности. Причина тому простая – люди до сих пор верят в то, что можно жить, не обеспечивая свою жизнь своим личным трудом и личной ответственностью за свою жизнь. Корни этой веры проистекают из того, что внутренние затраты организма, в особенности на поддержание внутренних мышечных напряжений, которые блокируют поступление информации и поддерживают постоянную готовность к борьбе, настолько привычны для людей, что они просто их не замечают и не учитывают как затраты. А ведь они являются главной причиной ухудшения обменных процессов, и, как следствие, нарушение иммунитета, согласованность функционирования органов, и преждевременное изнашивание организма.

Так как внутренние затраты не учитываются, то создается впечатление, что необходимо занять главенствующее место в обществе, чтобы большую часть функций передать на исполнение подчиненным, или купить выполнение этих функций. За здоровьем пусть следит медицина, и то когда что-то заболит, за образование детей – школа, даже то, что посмотреть по телевизору мы отдаем на откуп программе передач, смотрим, когда покажут, а не когда нам надо. Даже семейный доход формируем не мы, а стечение обстоятельств, в результате которых мы расходуем не столько, сколько нам необходимо для выполнения полноты жизненных функций, а столько, сколько удалось заработать. И если заработали много, то тратим на то, без чего в жизни можно было бы и обойтись.

Мало того, что приходится все время подавлять сомнения в правильности реализации своих жизненных функций другими людьми, приходится еще и поддерживать готовность отстаивать правильность своего образа жизни и своих действий, чтобы не возобновить подавляемые сомнения. От этой готовности отстаивать свою правоту и берет свое начало внутреннее понятие «учитель». «Учителю» не нужно доказывать свою правоту, он прав по определению, и все должны его только слушать, и выполнять то, что он говорит. Однако в такой жизненной позиции кроется огромная ответственность за результаты реализации тех идей, которые озвучивает «учитель». Поэтому ему приходится быть в своих высказываниях, как можно более расплывчатым, стараться применять непонятную терминологию, прогнозировать результат в самом общем виде. А главное постоянно помнить свои высказывания, чтобы быть готовым отстаивать их, или дать им при необходимости противоположное толкование.

Такая внутренняя деятельность требует постоянного внутреннего напряжения, что отрицательно сказывается на физиологическом и психическом здоровье.

Есть и противоположная жизненная позиция – позиция «ученика». «Ученик» не несет ответственности за результаты своей деятельности, так как все решения он принимает на основе идей «учителя». Ему не надо размышлять над смыслом применяемых идей, его главная задача не отстать от коллег по «школе», в которой главенствует «учитель». Такая позиция требует постоянного сравнения себя и своей жизни с людьми, придерживающимися таких же взглядов, и ведущими такую же жизнь. Однако одинаковых людей и одинаковых жизней не было и не будет, поэтому «ученика» все время будут одолевать сомнения в правильности своей жизни, он будет постоянно защищать правильность своих мыслей и образа жизни высказыванием неприятия к жизни окружающих людей, таким образом подтверждая свою правоту. Ведь если все кругом живут неправильно, но все равно живут, значит уж он то, живущий правильно, будет жить тем более.

Наличие «учителя», то есть человека авторитетного, чьи мысли впору только цитировать, а не переосознавать, то есть не трансформировать в свои мысли и в свое мнение по этому вопросу, делает сознание людей пассивным, а инициативу ограниченной практически до нуля.

Это является тормозом в процессе объединения человечества. У разных групп людей разные «учителя». Они могут говорить практически одно и то же, но разными словами. А так как люди выучивают слова «учителя», не вдаваясь в смысл, то другие слова, другого «учителя», становятся враждебными, и также враждебны люди, передающие эти слова. Договориться становится невозможно.

Гораздо более эффективна позиция «учащегося», то есть человека, который постоянно учится. Если он учится у всех, не зубрит, а доводит все идеи до понимания, то у него фактически нет «учителя». Его окружают только такие же «учащиеся», с которыми интересно обменяться мнениями по интересующим вопросам, для уточнения своего понимания. И даже людей, занимающих позицию «учителя» или «ученика», вполне будет логично представлять себе, как «учащихся» находящихся пока на той стадии обучения, когда они еще не осознали свою роль «учащихся». Человек всегда будет «учащимся», так как он не в состоянии познать весь мир в его многообразии. Конец познания мира означал бы и конец самого мира. Так же как и конец обучения человека, означает начало конца этого человека. Поэтому и лучше быть всю жизнь «учащимся», и жить интересной, счастливой жизнью. Наверное, пока не иссяк интерес к познанию, не иссякнет и сам, конкретный человек. Где этот механизм, наверное, мы поймем значительно позже, но это тоже есть интерес к дальнейшей жизни.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий