Проблемы взаимоотношений. Вещи и люди.

Человек, какой бы он ни был, и кем бы он ни был, в первую очередь потребитель. Это основное свойство человека происходит из самого определения жизни, как процесса возобновления всего используемого. Даже самый последний бездельник затрачивает ресурсы на то, чтобы дышать, переваривать пищу и другие физиологические процессы. Тем более человек производящий что-то для себя и окружающих людей. Поэтому для возобновления и восстановления использованного, человек потребляет. А потребляет он свойства и функции вещей, то есть неодушевленных предметов, а также возможности окружающих людей. Вещи, неодушевленные предметы, изменяются медленно, и нам кажется, что они как будто неизменные, что их можно сохранить, то есть создать запас, и бесконечно долго ими пользоваться, или использовать их в случае крайней необходимости. В стремлении обеспечить прогнозированное будущее, человек пытается опереться на «неизменные» предметы – это и вещи, и здания, и техника, а тем более деньги. Даже предполагая, что ценность их со временем падает, человек надеется, что оставшиеся свойства помогут удовлетворить будущие потребности.

В то же время, вещи – это видимый и ощутимый результат деятельности человека, законченный материализованный результат. Глядя на вещи, или вспоминая о них, человек с одной стороны испытывает удовлетворенность от продуктивной деятельности, а с другой стороны спокойствие за будущее. И чем больше у человека вещей и денег, тем выше уровень удовлетворенности и спокойствия.

Что касается людей, взаимоотношений с ними, то здесь все почти с точностью до наоборот. Человек существо подвижное и взаимодействие между людьми – динамический процесс. Какое уж тут спокойствие за будущее, сегодня мы попользовались возможностями человека, то есть он что-то сделал для нас, а завтра неизвестно. Тогда мы пытаемся стабилизировать взаимоотношения с человеком с помощью вещей, а, по сути, использовать права собственности на вещи для того, чтобы заставить человека делать то, что нам необходимо, часто не обращая внимания, нужно ли это самому человеку. От простого предложения, «попользовался – заплати», до «не сделаешь – не дам пользоваться». Вроде при этом гарантирована обеспеченность при минимальных затратах собственных ресурсов.

История вопроса такой стабилизации – это история человечества. Во времена рабовладельчества у рабов отнимали все вещи, даже еду. Во времена феодализма – земля, как источник обеспечения всем необходимым, не принадлежала людям (правда и сейчас этот вопрос, мягко выражаясь, не отрегулирован до конца). В индустриальную эпоху – средства и орудия производства также принадлежали небольшой кучке людей. Все это заставляло людей делать то, что необходимо было владельцам собственности – работа от страха голодной смерти. В наше время этот процесс происходит на всех уровнях, но уже в другом виде, хотя истоки и смысл его один – собственник источников энергии волен заставить остальных делать то, что ему необходимо.

На межгосударственном уровне – это борьба за источники природных ресурсов, внутри государства – борьба за право распоряжаться этими источниками и доходами от них, в обществе – борьба за право собственности на более мелкие источники благополучия. То есть на всех уровнях взаимоотношений в обществе идет борьба за вещи, борьба между людьми. Какая уж тут экономия внутренних ресурсов. Огромные внутренние ресурсы задействованы на то, чтобы овладеть вещами, которые помогут в будущем заставить окружающих работать на владельца собственности, или просто уважительно к нему относиться. Сопоставимые с ними внутренние ресурсы используются для сохранения существующего положения.

Жизнь показывает всю иллюзорность этих надежд. Источников полезных ископаемых много и захватить их всех не удастся никому, тем более что мысль человека не стоит на месте и люди придумывают новые способы получения энергии и новые технологии производства. Распорядители природных ресурсов и земли внутри стран не вечны, а тем более претендентов на их место столько, что мало не покажется, и уж они постараются помочь освободить «теплое место». На более простом уровне взаимоотношений, к примеру, в семье, собственник со временем становится просто лишним человеком, чьего ухода ждут с нетерпением, чтобы поделить оставшуюся собственность.

Возникает вопрос: если такой принцип взаимоотношений не перспективен, так почему же он процветал тысячелетия, и продолжает жить сейчас? Причина в том, что до сей поры, люди не могли договориться между собой. Они и сейчас не сильно договариваются, но уже есть объективная основа для договора – люди сыты, обуты, одеты, есть жилье. Раньше, когда не хватало самого необходимого, договориться можно было только о том, как–бы это необходимое забрать у кого-то, и то, когда возникал вопрос дележа, опять возникали проблемы в возможностях договориться. Это и был источник революций и мятежей – общий потребительский интерес, возможность реализовать который, была ограничена дефицитом всего.

Поэтому спокойствие и удовлетворенность от владения вещами давали не сами вещи, а то, что больше их взять было негде, а у человека они уже есть. Один раз захватил, достал, заработал, другого раза не будет, а если будет, то не для всех. Отсюда и иллюзорность спокойствия. Хотя владение вещами никогда спокойным не было. Неприятие к богатым, воровство, грабежи и убийства – вот что сопровождает расслоение общества на богатых и бедных, на собственников и наемных.

Общество в своем развитии проскочило тот момент, когда оно обеспечило необходимый уровень жизни практически всем. Если что-то необходимо, то не проблема это купить. Встал другой вопрос – как на это заработать? Попытка в новых условиях применить старые подходы происходит на наших глазах. Но есть и новая возможность, возможность договориться о совместной созидательной деятельности. Для этого надо стать полезным окружающим не вещами, не правами распределения, а своими полезными возможностями, профессионализмом, развиваемым профессионализмом, причем системным. При этом никто не будет зариться на собственность, так как она будет просто условиями, в которых человек реализует свои полезные окружающим, постоянно развиваемые возможности.

Не нужны запасы, которые надо охранять, и из-за которых собственная жизнь постоянно подвержена опасности. А главное есть необходимость постоянно думать, постоянно тренировать мозг, развитие которого и обеспечивает здоровую и интересную жизнь. Ведь то спокойствие, которое мы ощущаем при наличии вещей, это просто сон разума, который заканчивает жизнь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий