Человек – существо социальное, потомок стадных предков. Существовать один он не может. И не надо обманывать себя тем, что можно прожить вдали от цивилизации, например в лесу, не общаясь с цивилизацией. Можно не общаться с представителями цивилизации, то есть с людьми. Но куда деть орудия цивилизации или знания накопленные цивилизацией? Отказаться от них? Тогда надо перестать быть человеком и возвратиться к предкам. Любой объект во Вселенной нуждается в подтверждении своего существования. Для этого он и движется. Сам себя ощупать он не может. Только сталкиваясь с каким-то другим объектом, то есть во взаимодействии, он получает подтверждение своего существования. Таким образом, основа материального мира – это формула «Я – есть». «Я» – движение, «есть» – взаимодействие.
Чем сложней объект, тем сложней и его движение и его взаимодействия. В этом ничего удивительного нет, так как каждая составляющая часть сложного объекта требует своего подтверждения существования.
Отсюда становится понятно, почему человек нуждается в том, чтобы его замечали другие люди. Он ищет подтверждения своего существования как человек, как существо социальное. Поэтому одной из основных потребностей является одобрение окружающими его самого и его действий.
Одной из разновидностей этой потребностей является потребность в том, чтобы человека любили, то есть выделяли из окружающих, каким то особым отношением к нему.
И вот встречаются два человека, каждый из которых желает, чтобы его заметили, одобрили его и его действия, полюбили. Но каждый прекрасно понимает, что просто так никто никого не полюбит, надо хотя бы «за красивые глаза». Это кажется самым простым – быть красивым и заметным. И человек старается приобрести те формы, те одежды, те атрибуты заметного человека, которые на данный момент утверждены обществом как эталоны. Другой человек понимает, что если он признает своего собеседника красивым и заметным, значит он сам менее красив и заметен, а значит менее достоин любви и уважения. Наступает конфликт взаимных интересов.
Выход из этого каждый выбирает свой, чтобы не быть похожим и в то же время нравится. Один играет роль весельчака, другой берет на себя роль знатока, и тому подобное. Но каждый четко отслеживает изменение отношения к себе, даже если оно остается на том же уровне, то и это вызывает беспокойство, потому что, как известно, если нет улучшений, то жди ухудшений.
При этом к другим людям каждый относится настороженно, не только потому, что отслеживает оценку себя, но и оценивает других, как бы кто не опередил его, ведь отношение тоже не бесконечно, если где-то прибудет, значит, где-то убудет. Может показаться, что, развивая свои возможности нравиться, человек развивает себя, и одновременно развивается коллектив, так как развитие каждого суммируется. Но это ошибочное мнение, так как это не развитие, а борьба за свое место в коллективе. Связано оно в большей степени не только и не столько с целями понравиться. Глубинные рефлексы заставляют выделить себя из общей массы с целью приобрести влияние на распределение общего продукта и получить большую защищенность от непредвиденных обстоятельств, используя ресурсы сообщества. А это не только внимание окружающих, это материальная обеспеченность, премии, а в масштабах общества доступ к ресурсам, в том числе полезным ископаемым. В этой борьбе используется не только саморазвитие, но и в значительной степени методы принижения и унижения соперников. Но главное, что, развивая общество на этой основе, деградируют возможности разума. Разум не способен к борьбе. Разум способен к познанию, к рождению новых идей развития, к организации условий реализации этих идей.
Так как же выйти из этой ситуации? Ведь инстинкты не переломишь. Инстинкты жестко скреплены с физиологией. Сломать их можно, только уничтожив живое в себе.
Выход видится в том, чтобы построить удовлетворение потребностей в обеспеченности и защищенности за счет развития своих, полезных окружающим, возможностей разума. Используя разумные возможности разбираться в проблемах окружающих людей, находить выход из них, организовывать процессы, в которых проблем практически не возникает, человек способен удовлетворить и потребность в обеспеченности, и потребность в защищенности. К тому же он избавляется от необходимости внутренне напрягаться в постоянной готовности к борьбе, чем помогает организму хотя бы просто меньше болеть.
И не заметить такого человека невозможно. Невозможно не заметить того, что ищешь сам.